Найти тему
InFocus

Экран как оружие войны или - «петушиные бои» в российском кинематографе

Если кто-то сомневается в этом или сочтет преувеличением, обращаю внимание на недавно показанный в выходные по ОТР, каналу, вообще отличающемуся специфическим подбором кинокартин, фильм А. Лунгина «Большая поэзия»(19 г.), получивший даже какие-то премии на одном из российских кинофестивалей. Впрочем, представляя уровень и настроения российской кинотусовки, это не удивляет.

Профинансированный Министерством культуры РФ и поддержанный шестью (!) продюсерами, включая отца режиссера, Павла Лунгина, этот мутный продукт повествует про двух друзей, инкассаторов в подмосковном ЧОПе, ранее воевавших под Луганском… Сразу замечу, к поэзии, тем более «большой», (на что «купилась» и я, начав это смотреть) происходящее в картине никакого отношения не имеет, ну, разве что это злая ирония создателя ленты.

Только героя-маньяка там нет, а так - самые больные и выморочные желания персонажей собраны в ленте А. Лунгина о современной российской действительности, где главное – деньги (поэзия – средство), ради чего подойдут и ставки на петушиных боях, предательство и воровство у друга, членовредительство он-лайн, готовность совершить ограбление банка, не считаясь с жертвами… да и себя, без всякого смысла, положить не жаль…

Азарт петушиных боев. Кадр из фильма А. Лунгина
Азарт петушиных боев. Кадр из фильма А. Лунгина

Дело, конечно, не в том, что это, как могут сказать, банальная «чернуха». Фильм целиком снят через оптику тьмы, не оставляющей даже гипотетической надежды на жизнь, на будущее никому из персонажей. То, в чем и как они живут, что движет их чувствами и поступками - человеческой жизнью назвать нельзя. Сцена с оральным сексом в машине и дальнейшее поведение парочки – наверное, и есть лучшая иллюстрация к «большой поэзии» по А. Лунгину… Жаль, не добавил, но мог бы – «патриотической поэзии»… Вполне ложится в контекст восприятия режиссером России.

Но причем здесь война? Да ведь картины, подобные упомянутой, претендующие рассказать зрителям о них самих, якобы глубоко проникающие в существо натуры, в ценности и мотивацию русского человека, на самом деле являются изощренной ментально-психологической войной, оставляющей в душе тяжелый депрессивный осадок: посмотри, среди кого ты живешь, кто и что тебя окружает, да и сам ты - ничтожество…

Интересно, что экранные «войны» - только с обратным знаком, возвышая своих героев, - давно и успешно ведутся западным кинематографом. Подчеркнем: при серьезной поддержке тамошних госструктур.

В книге «Голливуд: Голливуд оружие массовой пропаганды» (2018) ее автор Пьер Конеса, высокопоставленный чиновник Министерства обороны, специализирующийся на стратегических вопросах, исследовал обширный каталог голливудских фильмов.

Обложка книги Пьера Конеса
Обложка книги Пьера Конеса

«Является ли кино продолжением войны другими средствами?» - риторически спрашивает автор. И страницы его книги усеяны ошеломляющими выводами. Голливудское кино – это, прежде всего, фильмы о хороших и плохих парнях, где распределение ролей диктуют не сценаристы, а чиновники. До недавних пор «плохими» были чернокожие, мексиканцы, коммунисты, ныне на большой экран в качестве злодеев вышли арабы, иранцы, сербы, русские, мусульмане вообще и террористы, которыми теперь пугают весь мир.

Именно кино создает в массах американский национальный нарратив: «Твоя страна есть образ божественной реализации на земле и поэтому другой может быть только завистником, врагом, угрозой, носителем зла»…

Пару лет назад в США три режиссера (Роджер Шталь, Мэтью Алфорд и Том Секер) сняли документальный фильм «Театры военных действий», где проанализировали, в частности, роль Пентагона в модернизации индустрии развлечений, которая приобрела гигантский размах.

Вывод: теле- и киноэкраны - это оружие войны. Именно поэтому Пентагон подписывает «производственные» соглашения с голливудскими продюсерскими компаниями и контролирует сценарии фильмов, а также мультимедийные шоу, заметим, в отличие от управляющих культурой России, не позволяя выставлять больными ублюдками собственных граждан в качестве персонажей рассчитанной на массовость кинопродукции. Конечно, такие ленты не награждают «оскарами», но у них и цель другая – показать силу американского величия.

Источником подобной пропаганды стало Управление военной информации (OWI), программы Пентагона, созданной еще 13 июня 1942 года, через шесть месяцев после Перл-Харбора. Один из ее режиссеров, Элмер Дэвис, сделал вывод, что «самый простой способ внедрить пропаганду в сознание большинства - это развлекательный фильм, потому что тогда люди не осознают, что подвергаются пропаганде».

Такой подход продолжился в 1953 году, когда холодная война была в самом разгаре, именно тогда президент Д. Эйзенхауэр сказал по поводу кинопропаганды, что в этом случае «рука правительства должна быть искусно скрыта». Как следствие – армейские чиновники подписали негласные «соглашения со многими частными компаниями в области развлечений, драматургии, музыки и др.». Так, кино становилось частью идеологической завесы. В самый «золотой век» Голливуда Железный занавес был неотъемлемой частью этой завесы.

Сегодня милитаризация развлечений продолжает процветать. Благодаря Top Gun, франшизе Marvel и телешоу, таким как Extreme Makeover (поп-реалити-шоу «Возможности пластической хирургии» ) Пентагону удалось повлиять на сценарии более чем 2500 фильмов и сериалов.

OWI, которому на смену пришло Управление по связям с общественностью, пересматривает сценарии фильмов и возвращает их в кино- и телестудии с соответствующими комментариями. Только тогда предоставляется помощь для съемок. Но не только Пентагон, ФБР также известно тем, что там занимаются коррекцией сценариев.

Подобная практика продолжается по сей день. В фильмы стали вставлять ролики с рекламой, например, беспилотников. Кадры такой скрытой рекламы можно найти в сотнях блокбастеров, будь то в популярной и у нас франшизе "Трансформеры" (один из персонажей, Старскрим, - истребитель F-22) или в фильмах Marvel, снятых в поддержку агрессивных войн США.

Постановка «Миссия невыполнима 7: Расплата за смерть» оказалась бы невозможной без вмешательства Пентагона. Помимо разрешения съемочной группе снимать на военных базах США в Объединенных Арабских Эмиратах, контракт позволял брать напрокат самолет V-22 Osprey производства Boeing. Неважно, что, как и F-35, Osprey, получивший прозвище “производитель вдов”, представляет собой настоящую катастрофу стоимостью 120 миллиардов долларов и уже выведен из эксплуатации, поскольку послужил причиной гибели 62 военнослужащих (ист.: npr 21).

«Хозяева жизни» у тысячелетних стен
«Хозяева жизни» у тысячелетних стен

Фильм 2017 года «Долгая дорога домой» прославляет жестокую военную операцию армии США в Садр-Сити, блокаду шиитского района на севере Багдада, в 2004 году во время войны в Ираке, когда погибли 22 американских солдата и 940 иракцев. Там в одной из сцен некий полковник с пафосом говорит, что эта битва была необходима для освобождения двух миллионов иракцев от гнета диктатора и обеспечения им «лучшего будущего».

В фильме не говорится ни слова о заведомой лжи, такой, как якобы наличие оружия массового поражения у Саддама или о надуманной связи Ирака с "Аль-Каидой", чем пытались оправдать военную агрессию США. Сейчас разоренный американцами Ирак сполна вкусил обещанного «лучшего будущего»…

В той же копилке лжи получивший множество наград фильм Бена Афлека “Арго”, значительно исказивший роль ЦРУ в свержении демократически избранного премьер-министра Ирана Мохаммада Мосаддыка в 1953 году. А «Падение Черного ястреба», вышибающее сентиментальную слезу у недалеких дамочек, скрывает катастрофическое поражение в Сомали отдельными актами страдания и мужества. В 1986 году “Top Gun” создавался для восстановления имиджа армии после двух десятилетий позорного поражения во Вьетнаме. Есть и приближенные к нынешним дням актуалии: во второй части сериала «Джек Райан», «развесистой клюкве» про бесстрашного агента ЦРУ, один из персонажей призывает ЦРУ свергнуть венесуэльского «диктатора Мадуро» с помощью ядерного оружия с целью привести во власть картонного, ручного для американцев Хуана Гуайдо…

Формула, в которую укладывается основной поток голливудской продукции простая, как мычание: Бизнес + Идеология = Голливуд

-4

Пусть никто не подумает, будто я призываю наводнять российский экран подобного рода пропагандистским мусором. Это категорически противопоказано, особенно сейчас, когда уже появились бойкие бизнесмены-патриоты среди культур-деятелей, готовые поставить на поток любую халтуру под «патриотическим соусом». Тем более, когда в обществе то и дело звучат вопросы, почему не снимаются хорошие правдивые фильмы о трагических событиях на западных рубежах России, всколыхнувших всю страну. А вот нашим рядящимся в либералы чиновникам от культуры, привыкшим равняться\молиться на Голливуд, пора призадуматься или освободить теплые кресла.

«Машина» Голливуда эффективно действует в рамках четко определенных идеологических параметров. Конечно, мир кино – это коммерческая индустрия, и, как и всякая крупная индустрия при капитализме, направлена на зарабатывание денег. Но, тем не менее, это индустрия культуры. «Товары», которые она продает, состоят из персонажей, историй, переживаний и, по-своему, идей, элементов, образов, которые напрямую воздействуют на общественное сознание. Если основная цель крупных студий - получение существенной прибыли, у них есть другая цель, независимо от того, декларируется она прямо или нет: идеологическое влияние. Голливуд никогда не выходит за рамки доминирующей на Западе системы убеждений, которую он представляет, с большим или меньшим мастерством снимая фильмы так, как если бы это было естественное и подлинное изображение жизни.

У российского\советского кино есть свой богатейший опыт и выдающиеся достижения. Вот только настрой на развлекалово и всевозможные дикие шоу с масками, захвативший наш телеэкран и публикации о кино в инете и СМИ, к сожалению, уже воспитал немалую аудиторию, требующую зрелищ и удовольствия от того, что показывают по ТВ и в кинотеатрах. В результате нам в будущих фильмах с восторгом опять обещают «онемевшего из-за СВО» Нагиева в качестве «отца кровавой мафии» (Телеканал «78»), загримированного «под Байдена» Дюжева, доморощенных «людей в черном» и нечто под Гая Ричи с названием «Солнце, море, два ствола»… а для подростков – по особой программе – запустят «жуков» и «вампиров»….

Так и будем кормить нашу публику вампиршами-гуманистками?
Так и будем кормить нашу публику вампиршами-гуманистками?

Все те же сидят у нас в руководстве культурной политикой, чтобы проталкивать то, что проталкивали в минувшие годы, не желая видеть, как изменилось время, а желая повернуть его вспять.

Людмила Лаврова