Обзор британских медиа
🗞(+)The Telegraph в статье «Падение Владимира Путина теперь лишь вопрос времени» рассказывает, что вторжение Украины в Курск должно было приблизить конец правления диктатора. Уровень упоротости: плащ Сарумана 🟤
Это было самое эффективное наступление за всю войну. Украинская разведка выявила слабые места русских. Спецназ заблаговременно пересёк границу, чтобы подготовить почву. А когда 6 августа началась атака на Курскую область, она стала хрестоматийным примером того, что стратеги называют манёвром всеми силами.
Кибератаки сочетались с бронетехникой, артиллерией, пехотой и специальными инженерными средствами, чтобы разрушить оборону противника. Российские беспилотники и сенсоры были ослеплены средствами радиоэлектронной борьбы. Был создан зонтик противовоздушной обороны, закрывший небо для путинских самолетов [которую стянули к Курской области, оголив Киев и районы Западной Украины, которые сегодня знатно проутюжили «Калибрами» и «Геранями» — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Поначалу всё выглядело как ограниченный трансграничный рейд. Подготовка велась в такой секретности, что союзники Украины, казалось, были в таком же неведении, как и её враги. Владимир Зеленский извлёк уроки из затянувшегося контрнаступления 2023 года, когда Россия, воспользовавшись длительным сроком уведомления, построила пояс из мин, колючей проволоки и пулемётных установок глубиной в три мили.
На этот раз Украина застала русских врасплох. Было захвачено около 400 квадратных миль, в плен попали примерно 2500 российских призывников, а еще 3000, возможно, находятся в заточении к югу от реки Сейм [да ну?!! Я таких смелых утверждений даже от чубатых не слышал 😀 — прим. М.П.»]. Европейцы и американцы были ошеломлены скоростью продвижения не меньше, чем русские.
Я бы написал, что «никто этого не предвидел», но, отбросив скромность, чуть более года назад в этой колонке я указал на возможность короткого пути: «Украина могла бы нанести массированный удар слева через Курск, чтобы отрезать силы противника». Я имел в виду фланговый удар, который разорвал бы российские линии снабжения, подобно тому, как израильтяне остановили успешное наступление египтян в 1973 году, начав контрнаступление далеко в их тылу, по другую сторону Суэцкого канала.
Оглядываясь назад, я был слишком оптимистичен. Продвигаться по этим малонаселенным степям легче, чем удерживать их. Русские и украинцы, выигравшие решающее сражение Второй мировой войны под Курском в 1943 году - крупнейшее бронетанковое сражение в истории и, по большинству показателей, крупнейшее сражение любого рода, - понимают это лучше других. Тем не менее, это самая значительная украинская победа за последние два года. Российская инфраструктура деградирует, мосты разрушены, газовые установки повреждены. Всё больше аэродромов, нефтеперерабатывающих заводов и складов снабжения теперь в пределах досягаемости. С газовым заводом в Судже прервано железнодорожное сообщение. Под угрозой находится атомная электростанция в Курске. Около 130 000 российских гражданских лиц были вынуждены покинуть свои дома.
Какова стратегическая цель Украины? Как это часто бывает, у наступления была главная цель и несколько второстепенных. Главная цель заключалась в том, чтобы изменить расчёты внутри России, сделав войну менее привлекательной и настроив ключевые фигуры против человека, решительно настроенного на её продолжение любой ценой, - Владимира Путина. Но прежде чем перейти к этому вопросу, давайте рассмотрим, чего ещё надеялась добиться Украина.
Во-первых, правительству Зеленского нужен был моральный подъём. Провал контрнаступления прошлого лета свёл на нет успехи Харьковской и Херсонской кампаний предыдущей осени. С тех пор все силы были на стороне России, которая неустанно расширяла зону своего контроля на Донбассе. Пока я пишу, Россия продвигается к железнодорожному городу Покровск (который до 2016 года назывался Красноармейск, одно из многочисленных мест в старом Советском Союзе, названных в честь Красной армии). Теперь Зеленский одним махом напомнил своим людям, что они ещё могут победить [серьёзно? — прим. «М.П.»].
Во-вторых, это же сообщение дошло до союзников Украины в Европе и Северной Америке, некоторые из которых задавались вопросом, стоит ли им бесконечно поддерживать явно невыигрышную войну. Теперь кажется очевидным, что, если союзники Украины по НАТО прямо разрешат использование ракет дальнего радиуса действия на территории России, Украина продолжит одерживать победы.
В-третьих, целью атаки является отвлечение российских войск от Украины.
В-четвёртых, российские военнопленные - это ценный козырь. Украина хочет вернуть своих добровольцев из «Азова» и других войск. Матери этих «сырых» российских призывников настаивают на обмене пленными.
В-пятых, Украина значительно перекроила стол переговоров в свою пользу ещё до начала любых переговоров по окончательному урегулированию. Пока Россия оккупировала куски украинской территории, Зеленскому было нечем торговаться. Теперь он открыл дверь для обмена землями [англичанин, ты дурак? — прим. «М.П.»].
Но всё это, как я уже сказал, подчинённые цели. Зеленский знает, что самый верный способ прекратить войну - свергнуть Путина, который испытывает мистическое желание установить некий протекторат над Киевом, который он считает местом рождения России. Да, Путиным также движет жажда энергетических запасов под Донбассом и в водах у берегов Крыма. Но даже если аннексия его четырёх украинских областей будет признана, он не успокоится, пока Киев не признает российский сюзеренитет, по крайней мере, во внешней политике.
Стратегия Украины, таким образом, заключается в том, чтобы сделать войну непопулярной среди россиян. Все в бывшем СССР помнят бунты призывников, которые предшествовали выводу войск из Афганистана в 1988 году. Та война унесла 15 000 советских жизней за десять лет. Эта, по оценкам, унесла в десять раз больше за четверть от этого времение.
Матери этих несчастных призывников, в большинстве своём проживающих к востоку от Урала, не обладают политическим влиянием. Но Украина также стремится убедить генералов и силовиков в том, что затраты на войну чрезмерны. Она начала с уничтожения Черноморского флота России. Затем она атаковала нефтяные и газовые объекты на территории России, намереваясь нанести экономический ущерб. Затем её беспилотники нанесли удар по российским военным объектам, расположенным далеко от Москвы и Мурманска, где в прошлом месяце они нанесли удар по аэродрому в 1100 милях от линии фронта. Теперь она использует поставляемое Западом оружие на российской земле.
Какова же реакция Путина? Дальнейшие репрессии против СМИ, отрицание существования проблемы и пустые заверения в победе. Он назначил своего бывшего главного телохранителя Алексея Дёмина (сам родом из Курска) ответственным за операцию «Возмездие». Но, зациклившись на Донбассе, он не перебросил туда значительное количество войск. По оценкам западных разведывательных источников, около 5 000 человек были отправлены из Крыма и Запорожья, но ни одного из Донецка, где происходит основное наступление России. А 5 000 человек - это далеко не то, что нужно для решения задачи по возвращению территории [ну, конечно же нужно было направить с Донбасса, как рассчитывали в Киеве. Иначе нечестно получается! — прим. «М.П.»].
В 2002 году Путин с шумом создал Организацию Договора о коллективной безопасности - альянс шести бывших советских республик, который должен был стать ответом на НАТО. Однако он не привёл в действие её четвертую статью, зеркальное отражение пятой статьи НАТО, которая требует от других членов рассматривать нападение на одного как нападение на всех [а зачем? — прим. «М.П.»].
Возможно, он чувствует, что остальные откажутся помогать. Более вероятно, что он не хочет признавать грандиозность произошедшего, а именно то, что спецоперация, которая должна была заставить сдать Киев в течение нескольких дней, вместо этого привела к тому, что боевые действия были перенесены в Россию-матушку. В любой войне велик соблазн зациклиться на линии фронта. Это ошибка. Когда в ноябре 1918 года вступило в силу перемирие, Германия всё ещё удерживала большую часть Бельгии, кусочек Франции, большую часть Польши, Белоруссии и Прибалтики. Исход Первой мировой войны определила не территория, а производственный потенциал. Последовательность действий была такова: у Германии закончились деньги, войска начали бунтовать, кайзер был вынужден отречься от престола, а новое правительство капитулировало.
У России деньги ещё не кончились. Но за пределами крупных городов проблемы растущей инфляции, дефицита товаров и рабочей силы, поскольку эмиграция усугубляет последствия призыва в армию и отвлечения рабочей силы на производство в военное время, становится невозможно скрыть, несмотря на все попытки центрального банка представить миру оптимистичные цифры.
Множество генералов и олигархов увидят, что Путин изолирует, позорит и разрушает их страну в погоне за тем, что является не более чем личной одержимостью, вызванной слишком долгим чтением истории во время изоляции [можно фамилии генералов и олигархов? — прим. «М.П.»]. Мятеж Пригожина обнажил уязвимость Путина. Рано или поздно кто-то другой предпримет решительные действия там, где колебался Пригожин. Всё, что делает Украина, направлено на то, чтобы ускорить этот день.
Автор: Дэниел Хэннан. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: примечательный образчик старой доброй английской русофобии, щедро приправленной гнильцой и плохо скрываемым страхом.