Принимая во внимание, что на будущий год запланирован выход триллера «Балерина» с Аной де Армас в главной роли (это будет спинофф, то есть сюжетное ответвление от основной истории «Джона Уика») можно уверено говорить, что балерины стали одним из модных символов сезона в мрачном кино.
Подтверждений тому множество. Взять хотя бы пародийный фильм ужасов «Эбигейл» (2024), где якобы похищенная девочка увлеченно репетирует партию из «Лебединого озера», хотя в действительности является ино-существом, которое затеяло своего рода «ролевую игру».
Выражением внутреннего кошмара является появляющаяся в качестве видения балерина из второго сезона мистического сериала «Извне». Хотя тут отсылки очевидны, это «неразвитый» с сюжетной точки зрения персонаж из «Хижины в лесу» (2011), балерина, которая со спины выглядит как девочка, однако вместо лица у неё – одна сплошная пасть с кольцевыми челюстями.
Попробуем разобраться, откуда взялось подобное «предубеждение». Можно было бы предположить, что мир балета связан с жесткой конкуренцией, а это автоматически настраивает на триллерный лад.
Об этом рассказывалось во множестве фильмов. В качестве наиболее показательных примеров можно привести недавний сериал «Хрупкие создания» (2020) или же ставшей почти классической картину «Черный лебедь» (2018).
Впрочем, почти в полном тезке упомянутого выше фильма, а именно, киноленте «Черный лебедь. Тайна» говорится о том, что бывшая танцовщица является «кислотным персонажем», не терпящим возражений.
Отправной точкой подобных процессов, наверное, надо полагать нуарный триллер «Засекреченные люди» (1952), в котором одну из главных ролей сыграла никому неизвестная в тот момент Одри Хепберн. Она предстала в образе юной балерины, чьи танцы являются отвлекающим маневром для тайной организации.
Впрочем, куда более предполагаемой тайной были некоторые мистические секреты, о чём говорилось в классическом джалло «Суспирия» (1972), а затем было повторено в предпринятом недавнем ремейке этой прославленной ленты.
Танец как особая мистическая стихия был выведен в качестве самостоятельного, но не слишком очевидного персонажа в мистическом триллере «Звезда» (1989), в котором героиня юной Дженнифер Коннелли старается постичь азы «Лебединого озера», что в итоге погружает её водоворот таинственных событий.
Аналогичное мы могли бы видеть в «Плеске смерти» (1992), которая привлекает двумя моментами – дело происходит в России и с участием персонажа Роберта Инглунда, который категорически далек от образа сыгранного им и прославившего его Фредди Крюгера.
Балетная школа из обрядового триллера «Невинность» (2004) является метафорой взросления, а потому указанный триллер очень сложно отнести к какой-то именно конкретной категории.
А вот мрачный фильм-балет «Экстаз» (2018), созданный известным на весь мир провокатором Каспаром Ноэ, говорит нам о стихии танца как дионисийстве, что является опасным для любого, кто с ним соприкоснется. Круг замкнулся, именно по этой причине хрупкие балерины могут считаться адептами и служительницами опасной стихии