История Яблочного Спаса уходит корнями в глубокую древность, объединяя христианские и языческие традиции. До принятия христианства славянские народы отмечали время сбора урожая, особенно яблок, как завершение лета и начало осени. Эти праздники были актом благодарности земле за её плоды и тесно переплетались с культом природы.
С принятием христианства на Руси в X веке этот праздник получил новый смысл и был объединён с христианским праздником Преображения Господня. Но что это за праздник, и как его распознать на иконах и в живописи?
Преображение Христа является доказательством величия Иисуса, которое произошло на глазах его учеников. Теперь перейдем к иконографии данного сюжета. Во время странствий и проповедей Иисус сказал своим ученикам:
...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Через шесть дней Иисус позвал помолиться троих своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор. И во время молитвы он преобразился. Далее следует цитата из Евангелия от Матфея, на основании которой складывается иконография: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Важные детали, которые нужно учитывать при распознавании сюжета:
Иисус должен быть в белых одеждах;
Рядом с ним должны находиться ветхозаветные святые — Моисей и Илия;
Три ученика должны быть изображены внизу.
Обращение внимания на эти детали важно, поскольку иногда этот сюжет путают с Вознесением.
Например, в работе Рафаэля (выше) внизу изображено много людей, из-за чего этот сюжет путают с Вознесением (ниже).
Посмотрите на изображения — действительно, они похожи. Как не спутать? В работе Рафаэля внизу представлены события, которые происходили параллельно Преображению и косвенно описываются в Евангелии (от Матфея, Луки и Марка). Цитата из Евангелия от Матфея:
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
В работе Рафаэля мы и наблюдаем те самые попытки излечить ребенка, пока Иисус отсутствовал. Перед нами объединение двух сюжетов в одном пространстве, что было свойственнопреимущественно средневековому искусству, но встречается и в искусстве нового времени.
Возвращаясь к празднику и его традициям, Преображение Господне было соединено с традицией благодарения за урожай, и с тех пор этот день стал называться Яблочным Спасом. Это название связано с обычаем освящения первых плодов урожая, особенно яблок, в церквях.
#яблокунегдеупасть