Во время нашего путешествия по стране заехали в городок Кашан. Он затесался посередине между Исфаханом и Тегераном. Мы предполагали, что увидим старые кварталы, изящные мечети, но чего точно не ожидали, так это снега. Пусть даже и на исходе февраля.
Такое тут случается крайне редко. По словам местных, подобного снегопада не было лет 30-40. Здесь дожди редко идут, не то что белые хлопья. На термометре было от -2°С до 0°С. Снежный покров нарастал быстро и также спешно таял. А потом снова пушистое подкрепление. И так неделю.
Погода несколько поумерила наши аппетиты по поводу прогулок, но по большей части город посмотреть мы успели. С другой стороны, снег в Иране – уже редкое зрелище и своего рода достопримечательность.
В Кашане живёт около 300 тысяч человек, но в этот специфичный сезон на улицах было мало людей. Большая часть жизни сосредоточилось под сводами старого базара, куда мы периодически наведывались за фруктами и для обмена валюты, так как жили неподалёку.
В целом, сюда можно приходить и без особой цели, достаточно просто полюбоваться интересной и выразительной архитектурой. Но поскольку мы уже изучили многие иранские города, в каждом из которых есть по базару, то здесь умопомрачительного восторга не испытали, а скорее спокойное удовлетворение от исторической красоты без реставрационного лоска.
С точки зрения архитектурного ансамбля нам больше всего пришлась по душе мечеть Ага Бозорг, построенная более двухсот лет назад. При ней было создано и медресе (исламское образовательное учреждение, богословская школа). Высочайший уровень симметрии. При этом здание многоуровневое, что хорошо видно по фото.
Считается, что люди живут на этом месте более 7,5 тысяч лет, но было ли это непрерывно и являлось ли всё время одним населённым пунктом – вопрос. В любом случае от былой седой древности мало что осталось. В эпоху Сефевидов город Кашан стал излюбленным местом пребывания правителей той эпохи, но многое уничтожило землетрясение 1778 года. Большинство зданий превратилось в груду камней, погибло более 8 тысяч человек. Так что исторический центр города, который мы видим сегодня, сформировался уже в в конце 18-ого и в 19 веке.
Мест для обеда или ужина тоже было мало, большинство владельцев ресторанов не открывали двери из-за малого числа посетителей. В итоге после долгих блужданий нашли и облюбовали кафе Sangpoloy, которое находится рядом с одноимённым отелем. И не только мы. С наступлением темноты здесь каждый раз сосредотачивалось много молодёжи за чашечкой кофе. Мы же, устав от традиционной иранской кухни, смогли вспомнить вкус более привычных европейских блюд. И печатали статьи, куда без этого.
В поисках кaльянa набрели на неожиданное место – кафе, которое держат местные христиане. Это стало понятно по интерьеру. Мы были единственными посетителями в тот вечер. Ребята угостили нас чаем и даже один раз включили какую-то русскоязычную песню, которая была у них в плей-листе. Промокшие ноги постепенно высыхали и возвращались к жизни около газового обогревателя – привычное зрелище для Ирана.
Прогулки по Кашану, который предстал в необычном для себя снежном амплуа, навели вот на какую мысль.Большая часть этой страны пустынна и осадками не избалована. Зато солнца хоть отбавляй. Бродишь себе по древним и новым улицам, смотришь на красоту, а о том, что под ногами, не задумываешься. Но вот откуда ни возьмись выпадает снег и также стремительно тает, оставляя после себя озëра и ручьи. И все проблемы городской инфраструктуры тут же вылезают на поверхность.
Сразу вспоминается отечественная поздняя осень с её прыжками через лужи, слякотью и серостью. Восточная сказка быстро улетучивается и возникает повседневная быль. Это мы к тому, что легко выглядеть благоустроенным красавцем, когда ты жарок и сух. Но далеко не каждый из них способен выйти сухим из воды.
Вот таким мы увидели Кашан. Если вам интересно следить за нашими безлимитными странствиями, то подписывайтесь блог о путешествиях WОЛКИ – самый искренний travel-тандем.