Если вы открыли данную статью, высока вероятность, что вы сейчас находитесь в поиске работы. Я долгое время работала в сфере подбора персонала и хочу поделиться, как не завалить собеседование, и каким кандидатам отказывала лично я.
Итак, мы пропустим шаг составления вашего резюме. Допустим, этот этап вы прошли успешно, и вас приглашают на собеседование, но дальше приятной встречи с HR дело не идет. «Что же не так?» – думаете вы. Возможно, дело не в вашем опыте ( и он, действительно, у вас релевантен), а в том, что вы не умеете его правильно продемонстрировать. Да-да… такое, к сожалению, часто случается. Особенно, если человек ооочень долго работал в одной компании.
Несколько непреложных истин:
1. Собеседования нужно уметь проходить (не умеете, давайте учиться)
2. К собеседованиям нужно готовиться
3. HR (рекрутер, менеджер по подбору) – вам не враг.
Давайте с конца. Ну, правда, рекрутер – кандидату не враг, но и не друг… Каждый рекрутер заинтересован в скорейшем закрытии своей вакансии подходящим кандидатом. И отлично, если таким кандидатом окажетесь именно Вы.
Отсюда вытекает следующая истина: научитесь проходить собеседования. Для меня было очень важно, как человек держится во время беседы. Были те, кто явно заискивал, как будто я – вершитель судеб. Приходили и те, кто напускал на себя чрезмерную деловитость, держался холодно или вообще демонстрировал пренебрежение по отношению ко мне.
Вот один случай из практики.
Это было самое быстрое мое собеседование на позицию директора магазина крупной федеральной сети. Что называется, когда у всех все пошло не по плану. Как обычно, я озвучиваю кандидату, как пройдет наша с ним встреча (мол, сейчас Вы немного расскажете о себе, я задам Вам вопросы по Вашему опыту, потом расскажу Вам про нашу вакансию и отвечу на Ваши вопросы). Он мне: «Так, давайте вот всю эту чепуху про меня пропустим. Сразу расскажите, что предлагаете, вдруг мне это не интересно. Я прохожу не первое собеседование, и у всех одно и то же». Я растерялась буквально на пару секунд, но потом взяла себя в руки: «Наша беседа состоится только по тому регламенту, который я озвучила ранее. Если Вы не готовы так строить диалог, к сожалению, мы не будем беседовать».
Когда я проводила собеседования на массовые позиции, там был смысл вначале рассказать про наши условия, а потом поговорить про опыт кандидата. Но на позицию руководителей среднего звена и выше регламент другой.
И если кандидат уже на старте проявляет неуважение к одному из сотрудников компании, то зачем он нам нужен? Как он потом будет общаться со своими прямыми подчиненными???Надеюсь, он нашел работу, которую искал. Но не у нас, мы с ним так и не побеседовали.
Держитесь естественно. Вы не на экзамене. Мы выбираем, нас выбирают….
Теперь поговорим о том, что к собеседованию нужно готовиться. Да, нужно. И если вы не готовитесь, то это самая ваша большая ошибка.
Что будет спрашивать рекрутер? Наверное, примерно то же, что спрашивала и я.
1. Расскажите, пожалуйста, немного о себе?
Ох, как же выматывают ответы: "Лучше Вы задайте вопросы", "Да я как-то не привык рассказывать о себе" и т.п.
Ребята, на этом этапе рекрутер оценивает Ваш навык самопрезентации. Буквально пару предложений о себе любимом сделайте – не стесняйтесь.
Как пример: Меня зовут И.И. Я закончил такой-то университет. В сфере ( ну, допустим) продаж, работаю столько-то лет… За это время прошел путь от простого продавца до руководителя отдела. Работал с такими-то показателями. В жизни увлекаюсь конным спортом (ну, не факт, конечно). Занимаюсь саморазвитием, читаю умные книги (ну, как читаю, слушаю в машине по дороге на работу).
2. Расскажите про Ваш функционал?
Вызывают искреннее удивление кандидаты, которые на данный вопрос отвечают: « Ну, в резюме же написано». Так-то копипаст никто не отменял. И, поверьте, любой менеджер по подбору понимает, что многое из перечисленного в резюме либо скопировано, либо вымысел… Если этот вопрос вызывает у вас затруднения, тогда о чем вообще может идти речь?!
Здесь совет один: перед собеседованием, структурируйте для себя ваши обязанности на последнем месте работы (и не только).
3. За какие показатели Вы отвечали? ( Разная интерпретация может быть, но смысл один – ваш KPI).
У многих кандидатов этот вопрос вызывает ступор. Перечисляется все, что только можно. Всем нам выплачивают премию. Вопрос, за что именно вы получали свою?
Если вы претендуете на должность руководителя в сфере продаж или услуг, то про выручку, ТО, средний чек, конверсию, потери, наверняка, слышали…
Помимо знания показателей, вас обязательно спросят: « А как Вы на них могли повлиять?» Ответ: «Никак», – лучше не озвучивать.
4. Приходилось ли Вам…? (Вспомните, пожалуйста, ситуацию…)
Сейчас чаще рекрутеры проводят интервью по компетенциям. Не буду в это углубляться, т.к. тема достойна отдельной статьи. Мои рекомендации следующие: если вас попросят вспомнить ситуацию на работе, не торопитесь отвечать: « У меня такого не было», «Ой, что-то не припомню». Посидите – подумайте.
Не пугайтесь вопросов про ваш негативный опыт или конфликты на работе. Как сказал один мой коллега: « Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Важно, чтобы вы могли рассказать, как повлияли на вас эти ситуации, какие выводы вы из них сделали, чтобы стать лучшей версией себя.
5. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?
Тут рекомендация одна: подумайте, что сказать и как. Главное, не поливайте грязью бывшего работодателя и своих коллег. Так вы создадите о себе впечатление конфликтного человека. Лучше сказать правду, но аккуратно.
Кому будет лучше, если вы скроете, что вас не устраивали переработки на последнем месте, а они есть и в компании, куда вы стремитесь попасть?! Никому…
И еще одна небольшая рекомендация…
Все мы разные. Иногда вопросы рекрутера могут показаться непонятными. Не стесняйтесь переспросить или уточнить, правильно ли вы поняли прозвучавший вопрос. Всегда лучше ответ по существу, чем долгая беседа не про то…
Удачи вам в поисках работы!
Если у вас тоже есть ценные советы на тему статьи – делитесь ими в комментариях…