Работая с разного рода письменными источниками, обязательно натыкаешься на подобные материалы. К их достоверности можно относится по-разному, но их нельзя не опубликовать и не любить за чудесный колорит! По традиции, цитаты из источника буду помещать за чертой и оформлять курсивом, свои дополнения - в квадратные скобки.
При собирании различных старинных названий урочищ, нам пришлось говорить с одним 70-летним стариком, мокшанином, в дер. Подгорном Конакове [совр. Темниковский район Республики Мордовия].
Он рассказал, что его дед, которого он хорошо помнил, рассказывал в семье, как привозили из Касимова хана татарского и похоронили его в дер. Дербишевой [населенный пункт не сохранился, находился на территории совр. Темниковского района, рядом с деревней Алкаево], где эта местность и до сих пор называется татарскими могилами и находится в великом уважении у татар. Там стояли вертикально высокие памятники из белого камня с надписями, но вследствие того, что одним упавшим камнем задавило девочку, их повалила полицейская власть.
Мертвого касимовского хана привезли в гробу и привели серого его коня. На Дербишевском овраге была приготовлена обширная могила, обложенная камнем; в нее положили тело хана и поставили коня, а в ясли перед ним положили овса и налили воды, а затем все это закрыли и засыпали землей. Кругом холма сделан ров, остатки его и теперь заметны. Самая деревня перенесена на другое место, версты за 4 влево от кладбища. (...)
У мокшан и эрзян нет и не было кумиров, а почитали они деревья, к которым приходили молиться. Этот обычай соблюдается и до сих пор. Так, в Елатомском уезде, около дер. Варваровки [совр. Рязанская область], есть святая береза, у Подгорного Конакова, около Темникова [совр. Темниковский район Республики Мордовия] - липа, у Кондровки [совр. Темниковский район Республики Мордовия] - вяз. Святая береза в таком почтении, что к ней ходят даже и русские, и татары для исцелений детей (...), для чего купают их в роднике около березы, ныне заглохшем, а одежду оставляют под березой, или вешают на нее. Из одежды, впрочем, оставляется с той части тела, которая болит, ноги болят - чулки, онучи, лапти; спина - рубашка и пояс.
В старину, у мокшан и эрзян был закон такого рода: стариков и старух, долго зажившихся на белом свете, выводили к старым крепким деревьям, сажали их в мешок, завязывали и живых подвешивали на дереве, где они и кончали свою жизнь; а дерево с этого времени становилось священным. К нему приходили молиться, прося душу родительницы или родителя, повешенного на дереве, быть заступником и ходатаем в их делах. (...)
Вода почитается на ровне с деревьями - они неразлучны между собою; равно как и большие камни на высотах гор. Есть еще куриный бог (сарас-шкай или мкай-саразень) ["сараз" эрз., мокш., - курица] но встречен нами только в одном селении, состоит он из отбитой верхней половинки кувшина, глиняного, с ушками, в которые продевается веревочка и вешается этот осколок где-нибудь под поветью [сеновал; хозяйственное помещение под навесом] в тайном месте - служить к плодородию домашней птицы и спасением от чумы на нее.
Источник: Рейтаров Н. Город Темников и его уезд // Памятная книжка Тамбовской губернии на 1879 г.
Из относящихся к внутреннему быту мордвы преданий сохранилось весьма мало. Из числа таких приведем одно о князе Тюмтянь [Тюштян], которого отыскивал мордовский народ, недовольный производительностью своей земли и желавший улучшить свое состояние. Этого князя нашли пашущего в своем поле. Княжеское происхождение свое и права над народом он им доказал тем, что воткнул сухую палку в землю и палка тотчас же начала покрываться зеленью и цвести.
Выбранный народом в предводители, этот князь повёл свой народ отыскивать землю более плодородную. Отправившись в поход с огромным запасом съестных припасов, они достигли наконец берега моря. Здесь князь велел народу сварить каши (...), а на другой день, встав рано, приказал следовать за собой. Но некоторые остались, так как каши ещё осталось много и принялись доедать её.
Князь со своими спутниками пошёл по морю как по суше, оставшиеся умоляли его взять их с собой, но раздраженный их жадностью, он был неумолим. Мордва, оставшаяся на этом берегу, поселилась в казанском царстве. Что последовало с перешедшими через море, предание не говорит.
Источник: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. (Пензенская губерния. Ч. 2). 1868 г.
🛑P. S. Стоит отметить, что предание о Тюште (Тюштяне, Тюмтяне) я встречала в разных вариациях. Я вам привела здесь одну из. А вот в этой статье я приводила еще одну версию легенды.
🛑P.P.S. О мордовских захоронениях на деревьях я также упоминала здесь