Выдержки из книги помещаю за чертой и пишу курсивом, свои комментарии (при наличии) – обычным шрифтом.
Город Темников (совр. город Темников Темниковского района Республики Мордовия)
Перенесен из Старого Темникова (ныне село) в 1536 г.; остатки древних его укреплений почти совсем исчезли; старые ворота около базарной площади, составлявшие некогда часть крепости и едва заметные следы вала около оврага Самбега – все что осталось от старого города. В 1670 г. Темников был занят ненадолго разинскими шайками.
Аниково Городище (совр. Рязанская область).
Вблизи Кадома, у Шурлина леса, еще можно различить следы рва и окопы в виде четырехугольника, известные под именем «Аникова Городища»; по преданию жилища языческого владетельного князя Паника или Аника.
Село Бутаково (совр. Нижегородская область).
На месте села стоял старый татарский город и остатки его рвов были ещё хорошо видны во времена путешествия Мельникова-Печерского. При выезде из села стоял «Татарский камень» – плита с надписью из белого камня стоймя поставленная; несколько лет тому назад камень был разбит и теперь осталась только ничтожная его часть вершка на три от земли. Вблизи был ров, остатки городка и по словам Мельникова «весной вода вымывала монеты и мелкие металлические вещи».
Село Веденяпино (совр. Теньгушевский район Республики Мордовия).
Воевода Лихарев в октябре 1670 г. разбил при этом селе разинские полчища.
Село Дудниково (совр. деревня в Теньгушевском районе Республики Мордовия).
В 2 верстах от деревни городок в виде языкообразного мыса, окруженный с трех сторон оврагами, а с четвертой – насыпью; городок длиною в 50, шириной в 30, а вышиной в 25 саженей; середина его распахивается; насыпь защищавшая его со стороны плоской возвышенности, имеет вид длинного кургана в 20 саженей длины, 10 саженей ширины и более 3 саженей вышины; в этой насыпи несколько прорытых нор и канав и по всему видимому курган часто раскапывался, а в одну из нор свободно может пролезть человек; она ведет в глубь кургана, где находили уголья, камни, человеческие кости и черепа; остаток небольшой насыпи, заросшей лесом, сохранился и у стрелки. По преданию городок разбойничье становище, в котором зарыт клад; атаман Дудниковского городища перебрасывался топорами с своим братом, разбойником в городке близ с. Теньгушева.
Вероятно, в данном описании имеется в виду Теньгушевское городище, которое является археологическим памятником. В советский период оно исследовалось археологами С.П. Вернером, Е.И. Горюновой, В.И. Вихляевым. Наиболее древние находки Теньгушевского городища относятся к бронзовому веку и раннему железному.
Археолог Е.И. Горюнова пишет о данном городище следующее: "Городище представляет небольшой поселок, укрепленный земляным валом и рвом; оно расположено на стрелке высокого холма у соединения русел двух речек, ныне пересохших. Крутые береговые склоны служили надежной защитой поселку с южной, юго-западной и юго-восточной сторон. Некогда вся эта местность была покрыта густым чернолесьем, в дебрях которого водилось много дичи. Небольшие, но глубокие лесные реки были богаты крупной рыбой. Жилые постройки городища состояли из довольно обширных землянок вытянутой формы, которые были обращены входом к центру площадки, где находилась небольшая круглая землянка, служившая, по-видимому, для каких-то хозяйственных целей".
Деревня Енгозино (совр. деревня Енгазино в Рязанской области).
В 3 верстах от Старого Кадома, в 1896 г. было найдено большое количество старых серебряных монет Великого Князя Московского Иоанна.
Деревня Заулки (совр. Рязанская область).
Вблизи стоят три, так называемые «Мары», овино-образные курганы.
Деревня Итяково (совр. Темниковский район Республики Мордовия).
В 200 саженях от деревни при долине р. Мокши находится городок продолговатой формы с востока, юга и запада, окруженный оврагами; с севера на самом конце городка остатки вала в виде двух насыпей и следы рва; с севера длина городка 55 саженей, с юга 62 сажени, близ насыпей ширина 16 саженей, площадь 152 сажени, вышина около 12 сажени. Предание приписывает основание городка какому-то богатырю, который перебрасывался топорами с другим богатырем, владевшим городком за Мокшей у Кондровки, почти напротив Итякова.
В данном тексте имеется в виду Итяковское городище - археологический памятник железного века и средневековья (13 - 16 вв.). Исследовалось такими археологами как П.Д. Степанов в 1951 г., Г.А. Фёдоров-Давыдов в 1965 г. По мнению учёных, Итяковское городище было поселением золотоордынского мурзы или князя.
Самой ценной находкой во время раскопок Итяковского городища стала бронзовая бляха конца XIV в. с надписью "Султан-Токтамыш" арабскими и уйгурскими знаками, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрацией и служившая символом власти. Данный экспонат хранится в постоянной экспозиции Мордовского краеведческого музея.
Город Кадом (совр. Рязанская область).
Исторически начало его восходит к XIII веку. Летопись 1209 г. упоминает о борьбе Кадома с Рязанью, но есть основание думать, что город перенесен из Старого Кадомского Городища только в XV в. В 1426 г. город был дан Василием Темным «в кормление» Протасовым. В городе четыре кургана – один в заречной части города названным по церкви Преображенским; остальные три, почти в версте расстояния от него, через Мокшу, расположены один около другого от востока к западу; первый из них Вознесенский (тоже по церкви) почти треугольной формы, в длину 150 саженей, в ширину 100 саженей, в ширину около 12 саженей, остальные курганы рядом с ним гораздо меньше и ниже его; один из них безымянный, другой сохранил свое древнее название – Кокуй. Вокруг курганов видны остатки озёр, некогда окружавших все курганы; можно предположить, что Кадом состоял из одного продолговатого городища, окруженного озёрами и Мокшей, только впоследствии разделенного на три кургана, а Преображенский, окруженный также водой, стоял от Кадома совершенно особо. По преданию на Вознесенском кургане жил в старые времена хан Кадыш и устроил крепость с двойными стенами; позже здесь стоял острог с башнями. Случайные раскопки в Вознесенском кургане обнаружили цепь, ядра и картечь; предание указывает на клад, зарытый будто бы под самой церковью на кургане. В городе Троицкий собор 1748 г. и Никольская церковь 1746 г.
Село Старый Кадом (совр. Рязанская область).
Старое Кадомское Городище, на правом берегу Мокши, самое древнее поселение уезда; имеет тип городищ древнейшей формы – высокий языкообразный мыс, кривой линией выдающийся с запада на север и стрелкой выходящий к обрыву над р. Мокшей; некогда на месте села стоял древний город и земляные остатки его ещё видны вблизи села; есть предположение, что летопись 1209 г., упоминая о борьбе Кадома с Рязанью, подразумевая Старый Кадом, а не современный заштатный город, так как перенесение города на настоящее его место произошло будто бы на ранее XV в. В 1652 году в селе была основана Троицкая Старокадомская мужская пустынь, упраздненная в 1764 г. В селе старая Троицкая церковь 1760 г. Около неё в обрыве над Мокшей видны старые дубовые колоды – гробы, человеческие кости, а около села попадаются старые запястья, браслеты, кольца, бусы и удила.
Село Кишалы (совр. Атюрьевский район Республики Мордовия).
В селе церковь 1765 г.
О каком храме здесь идёт речь? Согласно источнику Историко-статистическое описание Тамбовской епархии за 1911 г. теплая каменная церковь в Кишалах была построена на средства прихожан в 1887 г. и она явно не подходит под вышеприведенное описание.
Однако согласно Списку населенных мест Тамбовской губернии 1862 г., храм православный в Кишалах уже был и можно предположить, что это именно та церковь, построенная в 1765 г.
Краевед Сергей Борисович Бахмустов в своей книге "Православные приходские храмы Мордовии" (2015 г.) дает следующее объяснение: "Древнее мокшанское село Кишалы, основанное в XVII веке (...) обзавелось собственным храмом раньше многих других новокрещенских деревень края. По преданию, ещё при императоре Петре I кишальские новокрещены просили разрешения на возведение деревянной церкви. Документально подтверждается другая дата постройки деревянной Никольской церкви - 1775 год (...). Самые ранние метрические церковные книги, хранившиеся в селе, указывали на дату 1809 год как время строительства второй деревянной церкви. Первый храм, всё ещё стоявший в начале XX века. возводился по аналогу - по старокадомской церкви, в виде креста, с восьмигранной главой, шатровой колокольней и пятигранной апсидой. Из убранства храма современниками отмечалось резное деревянное изображение Богаотца "в облаках" и резное же изображение ангела с рипидой. Последний по времени храм, каменный Никольский с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, строился 1882-87 годах".
Судьба деревянной церкви, построенной по одним данным в 1765 г., а по другим в 1775 г. и существовавшей в начале XX в. неизвестна.
Подгорное Конаково (совр. Темниковский район Республики Мордовия).
Деревня Подгорное Конаково, близ Темникова; на высокой горе около деревни стоит и до сих пор ещё липа, священное значение которой у мордвы во времена язычества теперь уже забыто.
Предположу, что значение этой липы было погребальное. На сайте Мордовского краеведческого музея, приводится фрагменты из отчет этнографа В.Н. Белицер от 1959 г.: «От И.Н. Фоткина записаны предания о том, что около деревни Конаково были липы, на которых когда-то хоронили стариков и старух, подвешивая их в корзинах или в лубе к священным липам. Позднее, уже на его памяти, приезжали односельчане с обедом и поминают здесь своих предков».
Село Кондровка (совр. Темниковский район Республики Мордовия).
Вблизи у Кондровского Шихана (горы) находятся следы городка (Итяково).
Деревня Кулаевы Починки (совр. Рязанская область).
Вблизи деревни курганы.
Село Кушки (совр. Темниковский район Республики Мордовия).
В селе церковь 1758 года.
Согласно источнику Историко-статистическое описание Тамбовской епархии за 1911 г. в селе Кушки "церковь каменная, построена г. Машковым в 1758 году. Престолов три: главный (холодный) - во имя Архистратига Михаила и придельные (теплые): южный - великомученика Иоанна воина и северный - Покрова Пресвятой Богородицы".
Данный храм сохранился до настоящего времени.
Деревня Марьина (совр. Нижегородская область).
В 1898 г. в 70 саженях от речки Варнавы, на размытой половодьем гати было найдено 50 полушек 1735 г. и 3 фунта мелкой серебряные монеты с надписью «Царь Пётр Алексеевич».
Село Нароватово (совр. Теньгушевский район Республики Мордовия).
В ¼ верст от села находится городок в виде языкообразного отрога плоской возвышенности, сзади защищенный рвом и насыпью; городок в длину имеет 80 саженей, в ширину 30 саженей, в вышину 30 саженей; откосы его, не поросшие лесом, круты, площадь его распахивается, а в самом городке, древнем становище разбойников, зарыт, по преданию, клад. В 1896 г. около села найдено было до 300 мелких серебряных арабских и татарских монет.
Здесь имеется в виду Нароватовское городище - археологический памятник городецкой культуры. В 1939 г. было исследовано археологами С.П. Вернером и Е.И. Горюновой, в 1995 г. - В.Н. Шитовым.
Е.И. Горюнова пишет: "Городище расположено на плоской вершине мыса, окруженного глубоким оврагом. У его подошвы, по видимому, протекала некогда довольно значительная река - правый приток Мокши; в настоящее время русло её представляет мокрый извилистый овраг. С напольной стороны городище было укреплено двумя подковообразными валами, которые снивелировались многолетней распашкой и едва выделяются над поверхность пашни. (...). Дата Нароватовского городища намечается в пределах начальных веков нашей эры".
Паника источник (совр. Рязанская область).
В 8 верстах от Кадома; с незапамятных времен прославлен происходящими исцелениями; недалеко едва заметные следы городка, в котором жил один владетельный языческий князь Паник и в его время в кадомских лесах скрывались христиане, которых он мучил и убивал там, где теперь источник Паника. В начале прошлого столетия даже указывали два огромных дуба и само место пыток. Впоследствии отшельники выстроили часовню в лесу, существовавшую до половины XIX в., на месте которой теперь стоит церковь.
Река Пушта (Темниковский район, Республика Мордовия).
Вблизи реки на озере «Убогий Стан» был найден брус с надписью, указывающей место нахождения зарытых в лесу при озере конской сбруи, медной посуды, золота и серебра. При озере находилось главное становище разбойников и следы искусственных укреплений ещё до сих пор заметны.
Пушта протекает в Темниковском районе Мордовии и является левым притоком реки Сатис. На карте Менде Тамбовской губернии 1860-х гг. можно обнаружить, что на Пуште есть цепочка озер, одно из которых называется Убогое. Предположу, что именно оно и упоминается в описании.
На современной карте данная цепочка озер также хорошо просматривается.
Рыбная Ватажка (совр. поселок Нижний Сатис Темниковского района Республики Мордовия).
При впадении Сатиса в Мокшу находятся «Мордовские могилы».
Поселок Нижний Сатис находится на границе Мордовии и Нижегородской области. В начале XX в. это место называлось Сатисский Двор (или Сатисская ватажка, ватажка — место рыбной ловли). Оно относилось к одному из наиболее старых владений Саровской пустыни. Первоначальное предназначение Сатисского двора — рыбная ловля.
На сайте "Саровский краевед" я нашла интересное упоминание об этом месте, в том числе о мордовских могилах, упоминающихся в описании: "Ещё более интересная надпись обнаружена на типографской карте Темниковского уезда, относящейся примерно к 1862 году, хранящейся в том же Тамбовском архиве. На этой карте в районе Сатисского двора сделана карандашная пометка «Рыбная Ватажка (пустынь Саровская) на мордовск. могилах» (или могиле — окончание слова написано неразборчиво). Что бы это значило? В 1970-е годы археологи нашли около Нижнего Сатиса стоянки времен неолита. Конечно, люди XIX века легко могли спутать неолит с более поздними археологическими эпохами. А, может быть, речь идёт об утраченном к настоящему времени захоронению, о котором 150 лет назад ещё было известно".
Санаксарский монастырь (совр. Темниковский район Республики Мордовия)
Основан в 1659 г. переселившимися из Старо-Кадомской пустыни монахами, на левом берегу Мокши, в 3 верстах от Темникова.
Саровский монастырь (Сараклыч) (совр. Нижегородская область).
Стоит на месте древнего городка Сараклыча, построенного вероятно в конце XIII в. По своим размерам и значительности укреплений он считался, так сказать, стольным городком, которому были подчинены остальные меньшие городки в окрестности. Сараклыч разделялся на четыре городища, из которых четвертое было гораздо значительнее остальных и все они были окружены глубокими рвами и валами; с юга река Саровка, а с севера река Сатис, сливались с запада у подножья Сараклыча, а с востока шёл (до сих пор ещё уцелевший) вал со рвом на две версты длиной, соединяющий обе реки. Самый холм города в настоящее время около 10 сажень высоты, вероятно бывший гораздо выше, по своей языкообразной форме представляет тип древнейших городищ. Последний владелец Сараклыча, князь Бехан, родоначальник князей Кугушевых, был современник Дмитрия Донского; при нём Сараклыч был взят русскими и 300 лет стоял в запустении, пока не была основана на его месте Саровская пустынь. Случайные раскопки в монастыре обнаруживали стрелы, мечи, копья, мордовские сустуги, бортные протеси (долгуши) и человеческие кости. В 1899 и 1900 гг. попадались старые каменные ядра и несколько погребений в сидячем положении. Около монастыря, на «Маслихе», (где монастырская каменоломня) находили оружие.
Старый Темников.
Село Старый город, в 8 верстах от настоящего Темникова, на левом берегу Мокши, на высокой горе. До 1535 года на этой горе стоял острог – городок Темников, но время основания его неизвестно. В 1536 г. город был перенесен на нынешнее его местоположение; брошенный городок одно время был занят разбойником Темьяном с шайкой. С северо-востока села, по уступам возвышенности, следы довольно неясные укреплений и рвы. В обвале вблизи самого села было найдено весной 1900 г. много старинных монет.
Село Теньгушево.
Вблизи находятся мало заметные следы некогда разбойничьего городка (см. Дудниково).
Село Токмаково (совр. Рязанская область).
В селе церковь 1605 г. (?)
Село Широмасово (совр. село в Теньгушевском районе Республики Мордовия)
Вблизи курган, находимо было много монет.