Singapore Airlines, Lufthansa и British Airways увеличили количество полетов над Афганистаном после долгих лет, когда они в основном избегали его воздушного пространства. Теперь конфликт на Ближнем Востоке сделал этот вариант относительно безопасным. REUTERS о безопасности в небе
Авиаперевозчики в основном прекратили транзит через Афганистан, который осуществлялся между Азией и Европой три года назад, когда к власти пришли Талибан и прекратили управлять воздушным движением.
Эти услуги до сих пор не возобновились, но авиакомпании все чаще считают, что небо между Ираном и Израилем более опасно, чем небо Афганистана.
Многие из них начали прокладывать маршруты через Иран и Ближний Восток после того, как российское небо было закрыто для большинства западных перевозчиков, когда в 2022 году начался конфликт в Украине.
«По мере развития конфликтов изменился подход к тому, какое воздушное пространство использовать. Авиакомпании стремятся максимально снизить риск и считают пролеты над Афганистаном более безопасным вариантом, учитывая нынешнюю напряженность между Ираном и Израилем», — заявил Ian Petchenik, специалист по отслеживанию полетов Flightradar24.
Согласно анализу данных FlightRadar24, во вторую неделю августа над Афганистаном было совершено в семь раз больше полетов, чем за тот же период год назад.
Авиакомпании все чаще выбирают маршруты над Афганистаном, где нет управления воздушным движением, но существует риск применения зенитного оружия.
Изменения начались в середине апреля во время ответных ракетных атак между Ираном и Израилем. Данные отслеживания полетов того времени показывают, что Lufthansa, Singapore Airlines, British Airways и другие начали отправлять несколько рейсов в день над Афганистаном.
Многие международные перевозчики теперь выбирают полет над Афганистаном, а не над Ираном.
Но основной рост произошел после того, как ликвидация высокопоставленных членов Хамас и Хезболлы в конце июля вызвало опасения по поводу серьезной эскалации.
Пилоты были обеспокоены.
«Вы зависите от анализа вашей авиакомпании. Каждый раз, когда я лечу туда, у меня плохое ощущение при прохождении зоны конфликта, где вы на самом деле не знаете, что происходит», — сказал Otjan de Bruin, пилот и глава Европейской ассоциации пилотов.
«Это безопасно до тех пор, пока не доказано обратное».
Количество рейсов в день основных авиакомпаний, проходящих над Афганистаном в 2023-2024 гг.
Lufthansa Group сообщила Reuters, что решила возобновить полеты через воздушное пространство Афганистана с начала июля.
Среди других перевозчиков, увеличивших количество полетов с апреля — Turkish Airlines, Thai Airways и Air France-KLM.
«Исходя из имеющейся информации, KLM и другие авиакомпании в настоящее время безопасно пролетают над Афганистаном только по определенным маршрутам и только на больших высотах», — сообщили Reuters в KLM. British Airways, Thai Airways, Turkish Airlines и Singapore Airlines не ответили на запросы о комментариях.
Тайваньская EVA Air начала свои рейсы в конце июля, как показывают данные отслеживания рейсов. В EVA сообщили агентству Reuters, что выбирают маршруты, исходя из безопасности, текущей ситуации в мире и рекомендаций по полетам.
Роль регулирования
Изменению маршрута способствовало смягчение авиационными регулирующими органами правил в отношении Афганистана.
В начале июля FAA - Федеральное управление гражданской авиации США заявило, что самолеты могут летать на меньшей высоте над частью северо-восточного Афганистана, Ваханским коридором, который используется для пересечения границы из Таджикистана в Пакистан, что открывает этот путь для большего количества типов полетов.
Годом ранее FAA сняло запрет на пролеты над всей страной, но заявило, что самолеты должны оставаться на высоте выше 9,8 км, где зенитное оружие считается менее эффективным.
Но лишь немногие начали использовать Афганистан до апреля.
Несмотря на то, что воздушное пространство используется все чаще и без происшествий, нет никаких гарантий безопасности экипажа или пассажиров, если самолету вдруг придется приземлиться, заявила в июле группа по безопасности полетов OPSGROUP.
В отсутствие управления воздушным движением пилоты, пересекающие Афганистан, общаются по радио с находящимися поблизости самолетами в соответствии с протоколами ИКАО и Управления гражданской авиации Афганистана.
Европейский регулятор EASA указал в информационном бюллетене на зоны конфликта и отметил, что «экстремистские организации по-прежнему активны и могут время от времени нападать на воздушные суда разными способами».
Отрасли не дает покоя воспоминание о рейсе MH17 Malaysian Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур, который был сбит над Украиной в 2014 году, когда бушевали боевые действия между пророссийскими сепаратистами и украинскими силами.
Цена и ограниченный выбор
Авиакомпании вынуждены экономить деньги после потери с февраля 2022 года многих более коротких маршрутов через российское воздушное пространство.
Существует несколько международных правил, определяющих, какие зоны воздушного пространства являются безопасными, а решения по полетам в основном оставляются на усмотрение перевозчиков.
Если авиакомпания не может летать через Россию, Украину или Иран, центральный Афганистан предлагает более прямой маршрут из Европы в Азию.
«Этот маршрут сэкономил нам немало времени и топлива», — сообщил OPSGROUP пилот, летевший в июле из Амстердама в Куала-Лумпур через центральный Афганистан.
Источник: REUTERS
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале