Найти тему

Колдовство в Древнем Риме: Между Суевериями и Реальностью

Оглавление

Древний Рим, империя, известная своей могущественной армией, сложным правовым устройством и развитой культурой, также был пропитан верованиями в сверхъестественное и магию. Колдовство, или "магия", как его называли римляне, было частью повседневной жизни, проникая в разные сферы: от медицины до политики.

Аврелия, девушка из знатного римского рода, влюбилась в Луция, молодого человека, стремящегося к сенаторскому достоинству. Обратившись к женщине с сомнительной репутацией, она получила совет: написать на свинцовой пластине любовное заклинание, чтобы приворожить Луция. Если же это не удастся, то "пусть у него сломается пенис". Исполняя ритуал, Аврелия поручила рабыне закопать пластину на перекрестке улиц, по которым каждый день ходил Луций. Оставалось только ждать результата.

Эта история — лишь один из множества примеров использования проклятий в Древнем Риме. Несмотря на то, что магия была неотъемлемой частью официальной религии, с собственными государственными жрецами, люди всех сословий часто прибегали к колдовству. Власти относились к этой практике с подозрением и преследовали ее, но без особого успеха.

Белое и черное

Ключевое различие между официальной магией и колдовством заключалось в отношении к сверхъестественным силам. Официальная магия была частью практики, проводимой государственными жрецами, своего рода посредничеством со сверхъестественным: гаданиями и подношениями богам.

Гадание, восходящее к этрусским корням, служило способом подготовки к событиям. Жрецы наблюдали за поведением птиц, приносили в жертву животных, исследовали их внутренности, предсказывая по ним исход будущих событий. Подношения же представляли собой просьбы о милости от богов и попытку "подкупить" их подарками или жертвоприношениями.

Согласно римским верованиям, если богам не нравились подарки, то они не вмешивались в событие или меняли его исход в пользу противника. Хотел поставить ставку (ставки — зло), оставил скудное подношение богу, и он "подкрутил" событие в невыгодную сторону. Все деньги улетели. А нужно было всего лишь не поскупиться на дары.

Третьим видом магии, допустимым в рамках официальной религии, хотя технически это все же колдовство, были амулеты, отпугивающие злые чары.

Колдовство, в отличие от официальной магии, вызывало сверхъестественные силы с помощью заклинаний и ритуалов, заставляя их служить собственным целям. Это делало колдунов потенциально опасными, так как их магия часто была связана с божествами или демоническими сущностями. Государство не контролировало эту практику, запрещало ее и преследовало тех, кто ее использовал.

Для того чтобы заклинание сработало, нужно было соблюдать определенный процесс. Обычно к сагам (колдуньям) обращались женщины, принося с собой необходимые ингредиенты для зелий. Общество относилось к сагам с недоверием, хотя многие использовали их услуги. Они часто жили в трущобах и опасных местах. Если римлянину нужно было воспользоваться услугами колдуньи, то он часто делал это через посредника — своего раба.

Сагами зачастую были иностранки — гречанки, египтянки. Они были распространены в Риме во времена поздней республики и стали еще более многочисленными в период империи. Власти относились к ним с крайним недоверием. Сулла и Юлий Цезарь первыми ввели законы, карающие смертью всех, кто практиковал магию с целью нанести вред другим.

Колдовство по-римски

Колдовство в Древнем Риме опиралось на три основных элемента: зелья, таблички с заклинаниями и куклы (римский аналог вуду).

Зелья занимали пограничную зону между магией и медициной. Врачи готовили средства, которые, по их утверждениям, могли усилить половую потенцию или пробудить страсть. Плиний Старший, один из выдающихся римлян, упоминает о них, но также отмечает широкое распространение суеверий в этой области. К зельям относились и яды — быстродействующие, приводящие к мгновенной смерти, и замедленного действия, вызывающие болезни.

Таблички для заклинаний изготавливались из воска (на нем легко писать) и свинца — металла, который, по верованиям римлян, был связан с царством мрака. На них наносили послания, состоящие из трех частей: призыва к сверхъестественным силам, просьбы о желаемом и угрозы в случае неисполнения желания.

Наиболее распространенные заклинания были связаны с приворотами и часто заканчивались грозными угрозами в адрес объекта любови, если он не отвечал взаимностью. Например: "Пусть его жена умрет в брачную ночь", "Пусть его ждет ужасная судьба", "Сломай его пенис" или "Пусть собаки изнасилуют ее". По завершении ритуала табличку закапывали в местах, обладающих сильной магической силой — на перекрестках дорог, в колодцах или пещерах, связанных с подземным миром.

-2

Колоссы (куклы) представляли собой человеческие фигурки, изготовленные из глины, воска или металла. Эти изображения, пришедшие из греческого мира, использовались для наведения проклятий. Их протыкали иглами или гвоздями, а иногда закапывали вместе с табличками с заклинаниями, чтобы усилить их действие, или рядом с домом, чтобы защитить его от воров.

-3

Даже христианство не смогло остановить распространение колдовства. Вера в магию прочно укоренилась в сознании населения. Чаще всего обвинения в колдовстве выдвигали не власти, а простые люди, обвинявшие соседей или врагов в гибели скота, смерти близких и т.д. И даже духовенство иногда прибегало к темным силам магии, что, безусловно, только затрудняло ее искоренение.

Как видно, колдовство и вера в него — явления, не подвластные времени. Они процветали в Средние века и продолжают существовать и сегодня.