Забавно всё-таки работает наш Потребнадзор. Как говорили в СССР, «колеблется вместе с генеральной линией партии». А линия время от времени выписывает те еще кренделя.
Пока мы пытались водить дружбу с Арменией, в Россию потоком шла продукция армянского коньячного производства. Шла в таких объемах, что во всех трех «братских» республиках Закавказья для нее не нашлось бы столько винограда. А ведь там еще и вина делают. Из чего? Да кто их знает...
Во всяком случае, хоть что-то соображающий человек прекрасно понимал, что бутылка армянского «пять звездочек» не может стоить как бутылка водки (или слегка дороже). Соображающий человек понимал, что в бутылке бодяга, в лучшем случае, подкрашенный коньячный спирт.
Но Роспотребнадозр очень благодушно взирал на эту вакханалию, поскольку Россия должна же была как-то поддерживать «промышленность» Армении, которая ничего, кроме этих коньяков, делать не умеет. Ну нету в Армении промышленности! А поддерживать надо: партия приказала. Вот и поддерживали как могли.
Теперь вот подул ветер перемен. Точнее, теперь Армения возжелала слиться с «единой европейской семьей» и стать, ни много ни мало, членом ЕС (хотя бы ассоциированным, но членом: хоть тушкой, хоть чучелком). И, судя по всему, возжелала она так, что Россия решила: хватит уже поддерживать армянского производителя, путь его теперь Европа поддерживает.
И что же? Мгновенно выяснилось, что в армянских коньяках полным-полно всякой дряни. Специалисты провели масштабные исследования продукции армянского разлива. И о, ужас:
«Для проведения исследования были приобретены 200 образцов коньяка более 20 торговых марок от десяти крупнейших армянских производителей. Образцы приобретались в магазинах большинства российских федеральных торговых сетей и были переданы на анализ в независимую лабораторию Всероссийского НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. В 177 из них, то есть в 89%, выявили нарушения. Почти в половине обнаружили спирты невиноградного происхождения.
И только 23 образца оказались полностью соответствующими ГОСТам и законодательству Российской Федерации", — говорится в исследовании ассоциации «Антиконтрафакт» и Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции.
Оказывается, Армения нас обманывала! Прямо как тот лавочник из книжки про Швейка:
Ев рей-лавочник утверждал, что это самый лучший и самый настоящий французский коньяк, который достался ему по наследству от отца, а тот унаследовал его от своего дедушки»
(Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»).
И никто ничего не знал! Ни ассоциация «Антиконтрафакт», ни Союз производителей коньяка, ни даже Роспотребнадзор. И таможня спокойно давала «добро» на ввоз то ли контрафакта, то ли заведомо некачественной продукции. И проверки торговых сетей ничего не видели. Удивительно...
Кстати, когда-то такая же история была со шпротами. После какого-то очередного латышского закидона Роспотребнадзор таки нашел в тамошних шпротах то ли бензапирен, то ли еще какую-то гадость. Хотя до этого бензапирен нормально прокатывал и попадал на российский прилавок...
Позже подобная история случилась с грузинскими винами, которые, по словам тамошних политиков, были фекалиями. Ввоз вин прекратили. Но через какое-то время всё вернулось на круги своя. Говорят, сейчас в бутылках опять вино, а что будет завтра? Не знаю.
«Что хотел сказать аффтар?» - спросит кто-то (обязательно спросит).
Автор хочет сказать, что маленькая, но регулярная ложь рождает большое недоверие. Людей нельзя настолько откровенно считать идиотами, они ведь умеют сложить два плюс два. Я понимаю, что Большая политика диктует нашим надзорным органам те или иные правила. И я за то, чтобы продукции Латвии не было на наших прилавках. Но когда тебе сегодня говорят, что вот эта продукция нормальная, а завтра она же объявляется вредной.... Это выглядит как-то странно. Сегодня было белое – завтра глядишь, почернело...
Да, «так надо». Интересы страны требуют. Но возникает вопрос: а зачем тогда эти надзорные органы? Они точно заботятся о нашем здоровье, или у них какие-то свои задачи? И не работают ли эти правила и в отношении российских производителей? Пока производитель ведет себя хорошо – в его продукции бензапирена нет. Как только он где-то сказал что-то не то – хопа! А вот он, бензапирен. Ату его! А что делать потребителю, который много лет ел этот бензапирен, а теперь вот вынужден есть что-то другое, в чем бензапирена пока нет, но завтра, возможно, выяснится, что есть, просто об этом нельзя было говорить?
И еще вопрос: а нельзя латышам или армянам просто сказать: «Идите на .....». Зачем юлить? Что за манера? Россия боится кого-то обидеть? Хочет выглядеть солидно? Перед кем? Перед населением какой страны она хочет выглядеть хорошо?
Аффтар всё понимает, да. Как пишут некоторые мои читатели: не государство для народа, а народ для государства. Это да, это есть. Просто мне кажется, что государство не должно настолько откровенно и презрительно напоминать народу, что он тут вообще никто, что его место возле...., и что ему не надо задавать государству лишних вопросов. Жри то, что прошло проверку, а если завтра выяснится, что проверки не было – не лезь не в свое дело, жри что-нибудь другое. Пока можно. Когда будет нельзя – скажут. И молчи. Сам проверяй, если хочешь, а в государственные дела не лезь, мал еще.
Так, что ли?
Как-то я не так представлял себе отношения между народом и государством. Тем более, что государство – понятие абстрактное. А на практике от его имени выступают вполне конкретные чиновники с фамилиями и именами.
===========================