Найти в Дзене

Добро пожаловать на литературный КАЗАЧИЙ круг

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики!

Вы бывали когда-нибудь на казачьем круге? Пожалуй, нет. Что ж, вас ожидает приятный сюрприз! Оглянитесь вокруг: казаки у нас есть, гости приглашены. Пора и круг начинать! Только будет он у нас не обычный, а литературный. Сегодня у нас будет и урок, и концерт, и своеобразный казачий круг. Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях.

«Казачий круг» - ещё одно понятие из лексикона и жизни казаков, малопонятное неказачьему населению. «Круг» - это высший орган правления в казачьей общине. Он может быть большим или малым, может быть походным… В любой ситуации, когда нужно коллективное решение, казаки становились (с конями, естественно) в круг и решали проблему.
«Казачий круг» - ещё одно понятие из лексикона и жизни казаков, малопонятное неказачьему населению. «Круг» - это высший орган правления в казачьей общине. Он может быть большим или малым, может быть походным… В любой ситуации, когда нужно коллективное решение, казаки становились (с конями, естественно) в круг и решали проблему.

Чтец 1:

Чтобы матерь- Русь не забижали,

Вновь шагнуть, готовы в стремена…

Казаки в запасе не бывали.

Казаками Родина сильна.

Чтец 2:

Много лет Войску Донскому,

Много лет нашим донцам,

Атаману войсковому,

И станицам и полкам!

Наши сотни, наши пики

Страшны, памятны врагам,

Мы с казачьим нашим гиком

Бьем нещадно басурман.

Только враг зашевелится-

Наш казак уж на коне,

Рубит, колет, веселится

В неприятельской стране.

Походные кавалерийские песни Донских казаков - Много лет Войску Донскому
Походные кавалерийские песни Донских казаков - Много лет Войску Донскому

Слово учителя: Ребята! Давайте совершим экскурсию в историю казачества.

1. Кто такие казаки? Как они появились в нашем крае? (индивидуальное сообщение по книге В. Шалыгина «Мой край родной, казачий»).

Шалыгин, В. В. Мой край родной, казачий : Усть-Медведицкий округ Области Войска Донского / В. В. Шалыгин. - 2-е изд. - Волгоград : Станица-2, 2004. - 368 с. : ил.
Шалыгин, В. В. Мой край родной, казачий : Усть-Медведицкий округ Области Войска Донского / В. В. Шалыгин. - 2-е изд. - Волгоград : Станица-2, 2004. - 368 с. : ил.

Автор книги – казак Владимир Шалыгин, постарался рассмотреть все вопросы, связанные не только с Усть-Медведицким округом, но и с историей, этнологией донского казачества в целом.

Общее представление о содержании книги даёт перечень глав, вошедших в неё: «Характеристика Области войска Донского», «Усть-Медведицкий округ», «Станицы округа», «Казачество и православие», «Краеведение», «Ратная служба казаков», «Революционное движение в Усть-Медведицком округе (1905-1906)», «Расказачивание», «Кодекс казака», «Быт, обряды, обычаи», «Казачье ателье», «Краткий казачий словарь», «Старинная казачья кухня», «Казачьи песни», «Есть мнение».
 «Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведённая (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда кольцо носили в ладанке».
«Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведённая (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда кольцо носили в ладанке».

2. Инсценировка (Приведение к присяге атамана)

Выходят два пристава и атаман.

  1. Пристав слева правой рукой держит Атамана за левый рукав выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки пристава. Такое положение именовалось в старину «растяжка». Издали фигура Атамана напоминает крест.

Приставы снимают с Атамана мундир, расстёгивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:

- Православный!

Казаки отвечают криком: «Любо!», и все, если сидели, встают.

-5

Атаман:

На Христовом Животворящем Кресте,
На Священном писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы
И живота своего. Беречь казачью
Честь, преумножить достояние станицы
Беречь казаков!
Я ваш отец, вы мои дети!

(Отвешивает поклон станице).

  1. Затем ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем приставы подводят Атамана к священнику. Атаман целует крест и лежащий на аналое Евангелие.
  2. Атаман выходит на середину круга. На него надевают Атаманский кафтан. Перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое. Эти символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления атаманом Христом.
  3. Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое повязывает через левое плечо. Старший Атаман вручает пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим. Старики подносят Атаману насеку (ритуал вручения тот же).
  4. Дежурный есаулец торжественно надевает на голову атамана, державшего в правой руке булаву, в левой – насеку, головной убор и командует:

- Перед атаманом – шапки долой!

Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману. По закону все присутствующие на кругу должны после этого подойти и крестному целованию и к целованию Евангелия.

3. Указ императрицы Екатерины II о казаках (наизусть читает ученица).

«Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие тебе и любовь к Отечеству пребудут вечно!»
«Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие тебе и любовь к Отечеству пребудут вечно!»

Слово учителя: В творчестве донского писателей Крюкова Ф.Д. тема казачества нашла яркое отражение. И сейчас мы поработаем с художественным текстом этого писателей. Посмотрим описание местного колорита, традиций, обычаев донского казачества и, действительно ли, казачьему роду нет пе­реводу.

I группа: Рассказ Ф. Д. Крюкова «Казачка».

- Творческий путь писателя (индивидуальное сообщение).

Фёдор Крюков — донской писатель начала XX века.
Фёдор Крюков — донской писатель начала XX века.

Фёдор Крюков — донской писатель начала XX века.

Родился в 1870 году в станице Глазуновская Усть-Медведицкого округа (ныне Серафимовический район). Получил историко-филологическое образование в Петербурге, много путешествовал по Донской области, изучал её историю и экономику.
С 1892 года Фёдор Крюков начинает печатать очерки, а с 1906 года становится профессиональным литератором. Публиковался он чаще всего под псевдонимами (Гордеев, Березинцев и др.).
В 1906 году был избран в Первую Государственную думу, где защищал интересы казачества. В годы первой мировой войны Крюков в качестве корреспондента побывал на фронте. Обо всём увиденном он писал очерки и рассказы.
В марте 1917 года в Петрограде на Общеказачьем съезде был избран в Совет Союза казачьих войск. Был свидетелем февральской революции.
В апреле 1919 года писатель стал редактором «Донских ведомостей», в которых печатал обличительные материалы как против массового расказачивания, так и против политики белогвардейцев.
Скончался Фёдор Дмитриевич в расцвете творческих сил от сыпного тифа 20 февраля 1920 года в станице Новокорсуньской на Кубани.

-Высказывания писателей и современников о рассказе Ф. Крюкова «Казачка» (индивидуальное сообщение).

Фото из фонда Дома русского зарубежья имиени А. Солженицына
Фото из фонда Дома русского зарубежья имиени А. Солженицына
  • «Донцы никогда не забудут заслуг своего согражданина-писателя», «…имя Ваше как перл сверкает среди имён родной литературы. Как Атаман, горжусь быть представителем народа, который дарит великую Россию столь славным именем как Ваше. От души желаю вам здравствовать на многие годы» (Пётр Краснов)
  • «Редакция “Донской волны” земно кланяется писателю Земли Донской и верит, что попирует на золотой свадьбе казака с литературой» (Виктор Севский)

2 группа: Анализ текста произведения (учащиеся зачитывают и анализируют- по выбору).

  • описание роли женщины- казачки;
  • песня «Встань, красавица- казачка у плетня»
  • описание казачьего быта;
  • знакомство с работой «Донской женский народный костюм» (презентация)
  • Праздник Троицы (религиозные представления казаков)
  • Работа над особенностями речи донского казачества.
Праздник Святой Троицы праздновался на_Дону красочно и светло. B день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону водились хороводы – «Улицы». А на нижнем и среднем Дону отдавались предпочтения танцам под названием «Белорыбица».
Праздник Святой Троицы праздновался на_Дону красочно и светло. B день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону водились хороводы – «Улицы». А на нижнем и среднем Дону отдавались предпочтения танцам под названием «Белорыбица».

Слово учителя: Действительно, казачьему роду нет переводу. Спасибо, ребята, за работу на уроке. На нашем круге много гостей и мне хочется пригласить на наш литературный круг одного из них.

Библиотекарь: Обзор книг по теме: «Мы казачьего рода».

Судьба казачества на страницах книг
Судьба казачества на страницах книг

Чтец 1: (Слова А.А. Леонова 1855).

За курганом пики блещут,

Пыль несется, кони ржут.

И повсюду слышно было,

Что донцы домой идут.

Подходили к Дону близко,

Всколыхнули ратный строй,

Поклонились Дону низко:

«Здравствуй, наш отец родной!»

Чтец 2:

А река кипит и блещет,

И бурливою волной

И вздымается, и плещет

С пеной на берег крутой.

«Что, кормилец, ты сердишься?

Али нас ты позабыл?

Али в нас ты не вглядишься?

Али нас ты разлюбил?»

Чтец 1:

«Не сержусь на вас я, дети!-

Шумно Дон проговорил.-

Нет, я рад, что Бог вас, дети,

Поздорову воротил.

А без вас мне грустно было,

Вспомянулась старина.

Вы пришли - не стало силы:

Слезы брызнули до дна!».

(Слова А.А. Леонова 1855).

Слово учителя: Наш интересный и необычный урок- литературный казачий круг подходит к концу. И самое время немного... ПОИГРАТЬ.

Аукцион книг и фильмов о казаках

Слово учителя: Как мы уже убедились, тема казачества широко отражена в русской литературе. По многим произведениям созданы художественные фильмы. Давайте же их вспомним. Итак, проводим словесный аукцион. Правила его про­сты: вы поочередно говорите названия книг, фильмов о казачестве. Тот, кто скажет название последним - становится победителем.

Примерные ответы: «Тихий Дон», «Даурия», «Ермак»,  «Капитанская дочка».
Примерные ответы: «Тихий Дон», «Даурия», «Ермак», «Капитанская дочка».
  • Теперь давайте вспомним песни о казаках, ваша задача продолжить строчку песни («По Дону гуляет…», «Пчелочка златая…», «При лужке…»).
  • Наш словесный аукцион продолжается. Теперь, давайте вспомним, какие чины и звания существуют в казачьих войсках (атаман, урядник, есаул, сотник...).
  • И завершающей будет блиц-викторина по теме казачества.

- что означает слово есаул (перевод с тюркского - начальник):

- во сколько лет казаки заканчивали службу? (61 год):

- что такое башлык (шапка на привязи);

- есть такой казачий обычай: перед боем командир выстраивал казаков и. глядя на них, решал, кому какую решать задачу; идти в атаку, остаться в тылу и т.д. тут многое решала... серьга в ухе.

Серьга в проколотом правом ухе означала, что казак — последний представитель мужской линии в роду.  Серьга в левом ухе — единственный сын, у которого нет братьев, а только сестры. 
Во время построения командир по проколотому уху и серьге быстро определял, какого казака стоит поберечь в бою как единственного продолжателя рода.
Серьга в проколотом правом ухе означала, что казак — последний представитель мужской линии в роду. Серьга в левом ухе — единственный сын, у которого нет братьев, а только сестры. Во время построения командир по проколотому уху и серьге быстро определял, какого казака стоит поберечь в бою как единственного продолжателя рода.

Слово учителя: Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве.

(Звучит песня «Казачья» в исполнении А. Розенбаума).

Казачий круг, казачий круг...
Здесь степи вольные вокруг.
Душа поет у казака.
Хоть жизнь казачья нелегка.

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#