Найти тему
Кабанов // Чтение

Поэты Малой Садовой


В литературной истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) существует немало самобытных явлений и движений, однако одно из самых уникальных и в то же время малоизвестных — Поэты Малой Садовой. Эти неофициальные поэты 1960-1970-х годов образовали своего рода культурный кружок, который выделялся своим стремлением к свободе творчества и независимости от официальной советской культуры.

Елисеевский гастроном на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, источник Яндекс картинки
Елисеевский гастроном на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, источник Яндекс картинки



Истоки и место встреч

Круг поэтов Малой Садовой собрался вокруг кафетерия (отдела кулинарии) знаменитого Елисеевского гастронома на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Это место, овеянное духом Петербурга, стало не только точкой собраний, но настоящей творческой мастерской. Сюда стекались поэты, художники, музыканты и просто люди, жаждущие обмена идеями и впечатлениями.

Кроме кафетерия, поэты также встречались в ближайших скверах и парках — в Екатерининском сквере и на площади Искусств. Эти встречи были неофициальными, часто спонтанными, и на них обсуждались не только поэзия, но и живопись, философия, музыка. Общее количество участников круга, по словам одного из его членов, В. Эрля, составляло от 200 до 300 человек.

Леонид Аронзон, источник Яндекс картинки
Леонид Аронзон, источник Яндекс картинки



Участники и гости

К сообществу поэтов Малой Садовой принадлежали такие яркие личности, как В. Эрль, А. Миронов, А. Гайворонский, Д. Макринов, Т. Буковская, Е. Вензель, Р. Белоусов и Н. Николаев. Также гостем кружка, хотя и нечастым, был Лев Аронзон. Поэты Малой Садовой называли себя «трансменестрелями», подчеркивая свою независимость и принадлежность к традиции средневековых поэтов-странников.

Основные события и «Fioretti»

Одним из ключевых событий в истории Поэтов Малой Садовой стали поэтические чтения в конце 1964 года в Педагогическом институте им. А. И. Герцена и Художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Они собрали большое число поклонников.

Итогом творческой деятельности круга стал самиздатовский сборник «Fioretti», напечатанный весной 1965 года в пяти экземплярах. Название сборника отсылает к Франциску Ассизскому, от которого до нас дошел текст с таким же названием, связанный со средневековой мистикой. Сборник включал произведения 15 авторов, среди которых были Л. Аронзон и А. Альтшулер. Однако сборник был практически сразу же конфискован, и долгое время о нем можно было говорить как о сборнике, «о котором многие слышали, но который мало кто видел». Сохранился только один экземпляр, спрятанный А. Гайворонским и изданный М. Юппом в 2017 году.

-3

Тематика и стилистика

Творчество Поэтов Малой Садовой не имело четко выраженной общей темы или стилистики, объединяющим фактором для них были молодость и стремление к свободе и независимости от официальной культуры. Эти поэты смело экспериментировали с формой и содержанием, исследовали глубины человеческого сознания, часто обращались к темам природы, внутренней свободы и самопознания.

Символичное название первого стихотворения, помещенного в сборник — «Послание в сумасшедший дом» Леонида Аронзона, позднее автор заменил «сумасшедший дом» на «лечебницу». В этом стихотворении звучат образы цветов и одинокой прогулки на лоне природы, что соответствует названию сборника, которое переводится с итальянского как «цветочки».

Владимир Эрль. Фото: spbdnevnik.ru
Владимир Эрль. Фото: spbdnevnik.ru

Закат и наследие

К середине 1970-х годов активность Поэтов Малой Садовой начала угасать, и многие завсегдатаи кафетерия перешли в располагавшийся неподалеку «Сайгон», который стал новой точкой притяжения для творческих людей Ленинграда. Именно из круга Поэтов Малой Садовой образовалось поэтическое движение «хеленуктов» вокруг, продолжавшее поиск новых форм и значений в русской поэзии второй половины 20 века, но это уже другая история.

В российской литературе Поэты Малой Садовой остались как те, кто не боялся идти против течения и открывать новые горизонты в поэзии.

«Малая Садовая — это был реальный мир в мире придуманном, изобретённом. Вспомните, как мы проходили мимо Гостиного двора, где висели портреты вождей, и сворачивали на тихую Малую Садовую, и после этого помпезного ада вдруг оказывались в мире простой человеческой реальности. Мы не были диссидентами. Мы не были политической фрондой. Просто мы жили своей жизнью»,— Андрей Гайворонский.
Искания ХХ века | Кабанов // Чтение | Дзен