II Международный буддийский форум завершился в Улан-Удэ. Общий итог — призвали к открытому и всеобщему доступу к современному образованию, а также к созданию условий для общедоступного паломничества в крупнейшие образовательные и духовные центры буддизма.
Кроме российских спикеров в форуме приняли участие делегаты из 15 стран: Бангладеш, Белоруссия, Бразилия, Бутан, Вьетнам, Индия, Камбоджа, Китай, Лаос, Монголия, Мьянма, Непал, Таиланд, Шри-Ланка и Япония.
Обсуждали ещё и вопросы религиозных прав и свобод не только в России, но и по всему миру. Также затронули тему отношения к этим проблемам глубокоуважаемых западных партнёров. Собрали для вас мнения спикеров в тексте + историю буддизма в России на карточках.
Степень религиозных свобод и прав в России
Доктор буддийской философии и ректор университета "Даши Чойнхорлин" Дымбрыл Дашибалданов уверяет, что свобода вероисповедания в России соблюдается вполне. Касается это и беспрепятственного ношения особой одежды, и погружению в учение Будды. Да и каких-то ограничений от людей, исповедующих иную, отличную от буддизма, религию замечено не было. Всё миролюбиво, всем намасте.
На Западе другое мнение
Международная ассоциация религиозных свобод (МАРС, США) ежегодно публикует доклад, в котором критикует состояние религиозной сферы в различных странах. По мнению члена Совета Московской общины буддистов Сергея Киршова, все понимают, что эта организация создана и функционирует исключительно в политических целях, чтобы оказывать давление на другие страны. А потому МАРС особо никто и не слушает.
Не должно быть западного эталона по отношению к восточным религиям. Мы находимся на международном буддийском форуме, география которого только расширяется, участвуют новые страны, что говорит о привлекательности данного мероприятия для иностранных представителей и организаций. Буддизм и другие религии активно поддерживаются государством.
А как во Вьетнаме?
По словам заместителя министра внутренних дел соцреспублики Ву Тиен Тханга, свобода религии соблюдается и у них. Отношения с христианами поддерживаются на должном уровне, а в скором времени ожидается визит Папы Римского.
Я много раз работал с российскими представителями различных религий, в России соблюдается религиозная свобода, учитываются мнение всех этнических наций. Вьетнам и Россия похожи в этом.
В братской Белоруссии
В январе 2024-го Александр Лукашенко подписал закон о религии. Западные эксперты сразу начали трубить, что внесение этих поправок может подавить религиозных лидеров и их организации. Так ли это — ответил кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ Сергей Шатравский:
В Белоруссии достаточно жёстко регулируется религиозная сфера, есть чёткий порядок регистрации религиозных организаций, раньше было проще с этим. Принятие закона Александром Лукашенко необходимо с целью поддержания общественного порядка.
Так что контроль — да, присутствует, но не для подавления мирных религий, а для невозможности создания сект и других злодеяний.
Калмыкия
Буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века. В те годы несколько калмыцких племён перекочевали в Поволжье и по указу Василия Шуйского стали российскими подданными. Так появилось Калмыцкое ханство, а буддизм стал там официальной религией.
Охрану южных границ империи Пётр I возложит на местного хана. А его земли станут пограничьем между Россией и исламским миром в лице Персии и османов. Уже позже Калмыкия будет расцениваться как надёжный тыл военных кампаний в Европе.
Сейчас в республике 27 монастырей и храмов, один из них — "Золотая обитель Будды Шакьямуни" — крупнейший в Европе. В регионе буддизм исповедуют 2/3 населения.
Бурятия
Буддизм на эти земли в XVII веке принесут тибетские и монгольские ламы, которые бежали от политических гонений на своей родине. Направление религии тут обособленное и основано на сангхе — буддийской общине.
В 1764 году Екатерина II учредит пост Пандита Хамбо ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Так буддизм стал одной из государственных религий в нашей стране. Через два года бурятские ламы признают Екатерину воплощением Белой Тары (одна из главных богинь буддизма) на Земле.
Треть верующих в регионе исповедует буддизм основанный на сангхе. В 2002-м в республике вскрыли погребение 12-го Хамбо ламы Д.-Д. Итигэлова — главного учителя во всей Восточной Сибири. Тело находится в Иволгинском дацане и несколько раз в год выставляется для поклонения. Буддисты со всего мира стекаются почтить священного учителя.
Тыва
В 1914 году под протекторат России переходит Урянхайский край (нынешняя Тыва). В тех землях буддизм был распространён ещё в XIII веке. Тогда на тувинской земле уже проживало около трёх тысяч лам и послушников.
До начала XX века Тывой управляли маньчжуры. Местные ламы подчинялись монгольскому духовенству. В регионе преобладают тибетские традиции, а верующих среди населения — 60%.
Религиозное волеизъявление
В 1905 году Николай II издаёт указ о веротерпимости. В империи устанавливаются права на свободу вероисповедания и отказ от преследования людей неправославной веры. Через четыре года в Санкт-Петербурге откроется самый северный буддийский храм в мире — Дацан Гунзэчойнэй.
Специально для этого храма Николай Рерих изготовил витражи. Благодаря Дацан Гунзэчойнэй России появилась буддийская община. Религиозная интеллигенция приезжала в Санкт-Петербург для обучения.
Советская власть
Партийные гонения религии, разумеется, затронули и буддистов. В 1941-м в Союзе не осталось ни одного дацана, духовенство репрессировали, а священные изображения и книги уничтожали.
Смотрите и читайте также: