Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Первая зенитка от Pierce-Arrow, 1914

Оглавление

Создавая свои бронеавтомобили, британские конструкторы догадались подумать не только о пехоте и кавалерии, которым нужна была поддержка на полях сражений. Они подумали и про авиацию, но только не свою, а противника — для борьбы с ней был выпущен бронеавтомобиль Pierce-Arrow armoured AA lorry. О нём мы и поговорим сегодня.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

История создания

Летом 1914 года, глядя на развитие авиации в армиях вероятного противника, британские военные справедливо рассудили — им нужны мобильные батареи зенитных орудий, которые можно перемещать между опасными участками фронта без задержек. Уже имевшиеся на вооружении орудия QF 2-pounder anti-air gun (40-мм автоматическая пушка, более известная как «пом-пом») неплохо справлялись с самолётами и дирижаблями противника, однако они не могли передвигаться самостоятельно. Да, можно было разработать «разворачиваемый» лафет, который можно было в любое время свернуть и увезти на нужный участок, где можно было их достаточно быстро развернуть в боевое положение. Однако это всё было не то. Военные словно бы заглянули в будущее, потребовав от конструкторов создать им самоходную зенитную установку — первую модификацию бронетехники в таком роде.

Тот самый 3-тонный грузовик Pierce-Arrow R-8. Фотография в свободном доступе.
Тот самый 3-тонный грузовик Pierce-Arrow R-8. Фотография в свободном доступе.

За основу взяли американский 3-тонный грузовик Pierce-Arrow R-8, к тому времени уже достаточно надёжную конструкцию для грузоперевозок. На неё одели простенький корпус из бронированной стали и оснастили автоматической зенитной пушкой QF 2-pounder (можно сказать, пулемёт Vickers на стероидах). Для верности ещё один пулемёт установили в качестве противопехотного вооружения. Таким проект будущей машины показали военным — и уже 30 декабря 1914 года Адмиралтейство спустило заводу Уолсли заказ сразу на 48 зенитных бронеавтомобилей.

Однако спустить заказ — это одно, а вот построить, это уже совсем другая история. Дело в том, что завод Уолсли не производил никакого вооружения, и целиком зависел от поставок как оружия, так и броневой стали. И тут внезапно начались проблемы — в Адмиралтействе смогли найти только шестнадцать пушек «пом-пом», которые требовалось установить на грузовики, броневую сталь подвезли только в феврале 1915 года. И пока шли трудности, было решено собирать машины по готовности — дескать, соберите нам шестнадцать машин в полном комплекте, остальные грузовики собирайте как запасные. Будут орудия — поставите, нет — заберём так, сами поставим.

В апреле удалось собрать только восемь бронегрузовиков из шестнадцати — логистика явно хромала, оказалось, что шасси грузовиков, которые собирались выделить для сборки новых машин, тоже пришли не все. Поэтому 28 апреля 1915 года на фронт прибыли две зенитные батареи Pierce-Arrow, состоявшие из четырёх машин каждая. Практически сразу они открыли «почин» - 30 апреля одной из зенитных батарей удалось сбить немецкий самолёт. По мере готовности, во Францию были доставлены ещё две зенитные батареи Pierce-Arrow. Но срок их службы оказался недолгим — уже в 1917 году они были заменены самоходной зенитной установкой Pierless, вооружённой более мощной скорострельной 13-фунтовой пушкой.

Всего было собрано 48 машин данного типа, но из-за нехватки данных, я не могу сказать, где и как они применялись. Есть сведения, что для Русской Императорской Армии было собрано шестнадцать зенитных бронегрузовиков, но уже на шасси Peerless, идентичным Pierce-Arrow. Входят ли эти шестнадцать машин в основную производственную партию, я сказать не могу — данных слишком мало.

Конструкция

Использование грузового автомобиля в качестве базы было обусловлено использованием достаточно мощного на тот момент автоматического орудия — четыре выстрела в секунду выдержит не каждое шасси, и из имевшихся в распоряжении Королевских военно-морских сил грузовиков мало какой подходил на эту роль.

Корпус

Конструкторы не стали сильно мудрить с созданием корпуса — они использовали уже имеющиеся наработки, и просто воссоздали родной корпус грузовика, сильно увеличив ему борта в высоту. Это необходимо для защиты экипажа от стрелкового оружия противника и осколков снарядов и гранат. Корпус по привычной для бронеавтомобилей 1914 года собирали на металлической раме, к которой при помощи клёпок и болтов крепились листы брони, толщиной в пять миллиметров. На машинах последних серий («русская» тоже входит в их число) устанавливались листы уже толщиной в восемь миллиметров, что заметно повышало выживаемость экипажа.

Pierce-Arrow AA armored lorry. Фотография в свободном доступе.
Pierce-Arrow AA armored lorry. Фотография в свободном доступе.

Компоновка бронегрузовика Pierce-Arrow также не отличалась какими-то изысками — моторный отсек располагался в передней части машины и был наглухо перекрыт листами стальной брони, приклёпанными к раме. Никаких отверстий для вентиляции у него не было — их визит в жаркие страны даже не планировался (хотя один такой броневик всё-таки был использован против большевиков на Кавказе), поэтому решили их не прорезать.

Кабина была закрыта всё теми же листами бронированной стали, механик-водитель и командир машины вели наблюдение за полем боя через смотровые щели, прорезанные в щитках, заменяющих лобовые стёкла. На марше эти щитки можно было поднимать, чтобы улучшать обзор. На машинах второй партии щиток сильно уменьшили, оставив возможность обзора только механику-водителю. Командиру машины вручили пулемёт, установленный вместо его щитка и поручили бороться с пехотой противника.

Корпус был совсем без изысков. Фотография в свободном доступе.
Корпус был совсем без изысков. Фотография в свободном доступе.

Кузов был открытым сверху, что обусловлено назначением боевой машины. В силу необходимости, высота бортов была примерно по грудь человеку — это обусловлено углами возвышения, которыми, по мнению военных должно обладать зенитное орудие. Поэтому экипажу в боевой обстановке рекомендовалось обслуживать машину на корточках, не высовываясь из-за бортов. Для стрелка сделали сидячее рабочее место, которое крутилось вместе с лафетом орудия, остальным предлагалось сидеть как хочется.

Вооружение

Как я уже писал выше, вооружение Pierce-Arrow изначально состояло из одной автоматической зенитной пушки QF 2-pounder AA gun калибра 40 мм. По сути это был очень гипертрофированный пулемёт Максим, предназначенный для стрельбы патронами 40 × 158 mm R. Эффективная дальность этого пулемёта составляла 3 960 метров, а максимально он мог бить на 6 220 метров. Это позволяло обезопасить собственные войска, заставляя вражеские бомбардировщики и дирижабли держаться на больших высотах, где они не были столь эффективными.

Тот самый "пом-пом", он же "пулемёт Максим на стероидах", он же QF 2-pounder на морском лафете. Изображение в свободном доступе.
Тот самый "пом-пом", он же "пулемёт Максим на стероидах", он же QF 2-pounder на морском лафете. Изображение в свободном доступе.

На машинах второй серии, на месте лобового щитка командира машины устанавливался стандартный пулемёт британской армии Vickers калибра .303, предназначенный для борьбы с пехотой противника. Помимо этого в раскиданные по бортам амбразуры личный состав мог вести огонь по противнику из личного оружия, а также из пулемётов Hotchkiss Mle 1909, включённых в штатное оружие некоторых бронегрузовиков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как водится, силовую установку и ходовую часть решили не менять — в качестве силовой установки применялся всё тот же четырёхцилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью в 30 лошадиных сил, объединённых с четырёхступенчатой коробкой передач. Привод бронеавтомобиля — задний, колёсная формула 4х2 без возможности подключения полного привода.

Подвеска — рессорная, полуэллиптическая. Задний мост — четырёхскатный, передний — двухскатный, по стандартной для грузовиков схеме. Разумеется, никакой «нарезки» мостов для повышения проходимости машины по бездорожью в те годы ещё не существовало, и механику-водителю приходилось проявлять недюжинное мастерство, чтобы не завести машину в непролазные дебри.

Боевое применение

Поставки бронегрузовиков осуществлялись с марта по июнь 1915 года, но из-за нехватки 2-фунтовых орудий к концу апреля были укомплектованы и отправлены во Францию ​​только две батареи. В августе была создана третья, а последняя — в сентябре. В 1915 году также не хватало запасных частей для орудия и даже боеприпасов. Первая бригада сбила свой первый самолет 30 апреля 1915 года, всего через два дня после ввода на фронт, и было заявлено еще более двадцати сбитых самолетов, прежде чем все машины были переоборудованы в более дальнобойные 3-дюймовые зенитные орудия летом 1917 года. В промежутке некоторые из них были переданы RNAS (Королевской военно-морской авиационной службе), а одна присоединилась к силам Локера-Лэмпсона в России (та самая, что воевала на Кавказе).

В дальнейшем все эти машины были разобраны (примерно в период с 1918 по 1919 год) и их части (те, которые ещё можно было как-то применить), использовались в качестве ремонтных комплектов для остальных машин служб снабжения. Всё остальное пошло в утилизацию и на переплавку.

Заключение

Создание самоходных зенитных батарей стало важной вехой в эпоху, когда бронетехника ещё только набирала свои обороты — уже тогда британские военные понимали пользу механизации своих подразделений. Но быть первым всегда тяжело, и бронегрузовики Pierce-Arrow яркое тому подтверждение.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Оружие
2735 интересуются