Создавая свои бронеавтомобили, британские конструкторы догадались подумать не только о пехоте и кавалерии, которым нужна была поддержка на полях сражений. Они подумали и про авиацию, но только не свою, а противника — для борьбы с ней был выпущен бронеавтомобиль Pierce-Arrow armoured AA lorry. О нём мы и поговорим сегодня.
История создания
Летом 1914 года, глядя на развитие авиации в армиях вероятного противника, британские военные справедливо рассудили — им нужны мобильные батареи зенитных орудий, которые можно перемещать между опасными участками фронта без задержек. Уже имевшиеся на вооружении орудия QF 2-pounder anti-air gun (40-мм автоматическая пушка, более известная как «пом-пом») неплохо справлялись с самолётами и дирижаблями противника, однако они не могли передвигаться самостоятельно. Да, можно было разработать «разворачиваемый» лафет, который можно было в любое время свернуть и увезти на нужный участок, где можно было их достаточно быстро развернуть в боевое положение. Однако это всё было не то. Военные словно бы заглянули в будущее, потребовав от конструкторов создать им самоходную зенитную установку — первую модификацию бронетехники в таком роде.
За основу взяли американский 3-тонный грузовик Pierce-Arrow R-8, к тому времени уже достаточно надёжную конструкцию для грузоперевозок. На неё одели простенький корпус из бронированной стали и оснастили автоматической зенитной пушкой QF 2-pounder (можно сказать, пулемёт Vickers на стероидах). Для верности ещё один пулемёт установили в качестве противопехотного вооружения. Таким проект будущей машины показали военным — и уже 30 декабря 1914 года Адмиралтейство спустило заводу Уолсли заказ сразу на 48 зенитных бронеавтомобилей.
Однако спустить заказ — это одно, а вот построить, это уже совсем другая история. Дело в том, что завод Уолсли не производил никакого вооружения, и целиком зависел от поставок как оружия, так и броневой стали. И тут внезапно начались проблемы — в Адмиралтействе смогли найти только шестнадцать пушек «пом-пом», которые требовалось установить на грузовики, броневую сталь подвезли только в феврале 1915 года. И пока шли трудности, было решено собирать машины по готовности — дескать, соберите нам шестнадцать машин в полном комплекте, остальные грузовики собирайте как запасные. Будут орудия — поставите, нет — заберём так, сами поставим.
В апреле удалось собрать только восемь бронегрузовиков из шестнадцати — логистика явно хромала, оказалось, что шасси грузовиков, которые собирались выделить для сборки новых машин, тоже пришли не все. Поэтому 28 апреля 1915 года на фронт прибыли две зенитные батареи Pierce-Arrow, состоявшие из четырёх машин каждая. Практически сразу они открыли «почин» - 30 апреля одной из зенитных батарей удалось сбить немецкий самолёт. По мере готовности, во Францию были доставлены ещё две зенитные батареи Pierce-Arrow. Но срок их службы оказался недолгим — уже в 1917 году они были заменены самоходной зенитной установкой Pierless, вооружённой более мощной скорострельной 13-фунтовой пушкой.
Всего было собрано 48 машин данного типа, но из-за нехватки данных, я не могу сказать, где и как они применялись. Есть сведения, что для Русской Императорской Армии было собрано шестнадцать зенитных бронегрузовиков, но уже на шасси Peerless, идентичным Pierce-Arrow. Входят ли эти шестнадцать машин в основную производственную партию, я сказать не могу — данных слишком мало.
Конструкция
Использование грузового автомобиля в качестве базы было обусловлено использованием достаточно мощного на тот момент автоматического орудия — четыре выстрела в секунду выдержит не каждое шасси, и из имевшихся в распоряжении Королевских военно-морских сил грузовиков мало какой подходил на эту роль.
Корпус
Конструкторы не стали сильно мудрить с созданием корпуса — они использовали уже имеющиеся наработки, и просто воссоздали родной корпус грузовика, сильно увеличив ему борта в высоту. Это необходимо для защиты экипажа от стрелкового оружия противника и осколков снарядов и гранат. Корпус по привычной для бронеавтомобилей 1914 года собирали на металлической раме, к которой при помощи клёпок и болтов крепились листы брони, толщиной в пять миллиметров. На машинах последних серий («русская» тоже входит в их число) устанавливались листы уже толщиной в восемь миллиметров, что заметно повышало выживаемость экипажа.
Компоновка бронегрузовика Pierce-Arrow также не отличалась какими-то изысками — моторный отсек располагался в передней части машины и был наглухо перекрыт листами стальной брони, приклёпанными к раме. Никаких отверстий для вентиляции у него не было — их визит в жаркие страны даже не планировался (хотя один такой броневик всё-таки был использован против большевиков на Кавказе), поэтому решили их не прорезать.
Кабина была закрыта всё теми же листами бронированной стали, механик-водитель и командир машины вели наблюдение за полем боя через смотровые щели, прорезанные в щитках, заменяющих лобовые стёкла. На марше эти щитки можно было поднимать, чтобы улучшать обзор. На машинах второй партии щиток сильно уменьшили, оставив возможность обзора только механику-водителю. Командиру машины вручили пулемёт, установленный вместо его щитка и поручили бороться с пехотой противника.
Кузов был открытым сверху, что обусловлено назначением боевой машины. В силу необходимости, высота бортов была примерно по грудь человеку — это обусловлено углами возвышения, которыми, по мнению военных должно обладать зенитное орудие. Поэтому экипажу в боевой обстановке рекомендовалось обслуживать машину на корточках, не высовываясь из-за бортов. Для стрелка сделали сидячее рабочее место, которое крутилось вместе с лафетом орудия, остальным предлагалось сидеть как хочется.
Вооружение
Как я уже писал выше, вооружение Pierce-Arrow изначально состояло из одной автоматической зенитной пушки QF 2-pounder AA gun калибра 40 мм. По сути это был очень гипертрофированный пулемёт Максим, предназначенный для стрельбы патронами 40 × 158 mm R. Эффективная дальность этого пулемёта составляла 3 960 метров, а максимально он мог бить на 6 220 метров. Это позволяло обезопасить собственные войска, заставляя вражеские бомбардировщики и дирижабли держаться на больших высотах, где они не были столь эффективными.
На машинах второй серии, на месте лобового щитка командира машины устанавливался стандартный пулемёт британской армии Vickers калибра .303, предназначенный для борьбы с пехотой противника. Помимо этого в раскиданные по бортам амбразуры личный состав мог вести огонь по противнику из личного оружия, а также из пулемётов Hotchkiss Mle 1909, включённых в штатное оружие некоторых бронегрузовиков.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Как водится, силовую установку и ходовую часть решили не менять — в качестве силовой установки применялся всё тот же четырёхцилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью в 30 лошадиных сил, объединённых с четырёхступенчатой коробкой передач. Привод бронеавтомобиля — задний, колёсная формула 4х2 без возможности подключения полного привода.
Подвеска — рессорная, полуэллиптическая. Задний мост — четырёхскатный, передний — двухскатный, по стандартной для грузовиков схеме. Разумеется, никакой «нарезки» мостов для повышения проходимости машины по бездорожью в те годы ещё не существовало, и механику-водителю приходилось проявлять недюжинное мастерство, чтобы не завести машину в непролазные дебри.
Боевое применение
Поставки бронегрузовиков осуществлялись с марта по июнь 1915 года, но из-за нехватки 2-фунтовых орудий к концу апреля были укомплектованы и отправлены во Францию только две батареи. В августе была создана третья, а последняя — в сентябре. В 1915 году также не хватало запасных частей для орудия и даже боеприпасов. Первая бригада сбила свой первый самолет 30 апреля 1915 года, всего через два дня после ввода на фронт, и было заявлено еще более двадцати сбитых самолетов, прежде чем все машины были переоборудованы в более дальнобойные 3-дюймовые зенитные орудия летом 1917 года. В промежутке некоторые из них были переданы RNAS (Королевской военно-морской авиационной службе), а одна присоединилась к силам Локера-Лэмпсона в России (та самая, что воевала на Кавказе).
В дальнейшем все эти машины были разобраны (примерно в период с 1918 по 1919 год) и их части (те, которые ещё можно было как-то применить), использовались в качестве ремонтных комплектов для остальных машин служб снабжения. Всё остальное пошло в утилизацию и на переплавку.
Заключение
Создание самоходных зенитных батарей стало важной вехой в эпоху, когда бронетехника ещё только набирала свои обороты — уже тогда британские военные понимали пользу механизации своих подразделений. Но быть первым всегда тяжело, и бронегрузовики Pierce-Arrow яркое тому подтверждение.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!