||| Автор: Тимур Лукиянчук |||
Можете как угодно относиться к группе Smashing Pumpkins (в особенности версии 2.0), чью историю мы продолжаем наблюдать с момента их воссоединения в 2005 году. Однако нельзя отрицать одного: её бессменный лидер Билли Корган по-прежнему демонстрирует творческую амбициозность, которая достойна только уважения. Он словно усердно плывёт против течения, брызгая водой нам в лицо, что, как может показаться, его раззадоривает и даёт должную творческую подзарядку. Назовите ещё одну группу, которая после плюс-минус тридцати лет существования решилась бы выпустить рок-оперу в трёх частях? Конечно, кто-то скажет, что подобный ход уже давно является моветоном в современной рок-музыке. Но именно этим он и примечателен. В наше время короткого периода внимания подобное начинание можно с лёгкостью интерпретировать как проявление амбиций. Хотя признаю, словно у обоюдоострого меча, вторая грань способна навевать мысль о самолюбовании.
Atum нельзя назвать громким провалом группы, и кажется, что многие тепло отнеслись к сему воплощению творческих излишеств. Одновременно с этим громче стали и жалобы. Мол, Корган уже не тот и упорно отказывается выдавать новый Siamese Dream. В чём-то подобные требования понять можно. Этот альбом является одной из значительных вех в дискографии группы. Разумеется, факт возвращения в родные пенаты ещё в 2018 году стоявших у истоков барабанщика Джимми Чемберлина и гитариста Джеймс Ихи лишь подкинул дров в провербиальный огонь желания возвращения «старых-добрых деньков».
Но чем они отметились с тех пор? Сначала Smashing Pumpkins выпустили разминочный мини-альбом Shiny and Oh So Bright, Vol. 1, который по своей необязательности походил на столь же мимолётный Monuments for an Elegy. За ним последовал практически полностью электронный Cyr, где группа скорее выдала неожиданное продолжение сольной пластинки Коргана TheFutureEmbrace, полагаясь на синтезаторы для воплощения своих идей и запрятав основной арсенал в далёкий запылившийся чулан. Atum же в определённой степени пытался потакать выше озвученным требованиям, однако далеко не каждый захочет приложить немного усилий и вычленить нужное ему из выданных 33 треков (к которым на физическом носителе добавился ещё один десяток). Разумеется, если вдруг не хочется воспринимать задумку группы в общности.
А затем – совершенно неожиданно и спустя всего лишь год после выхода Atum – Smashing Pumpkins анонсируют новый альбом Aghori Mhori Mei. Без долгих прелюдий и разочаровывающих синглов. Без значительного продвижения, когда нам начинают выдавать кусочки альбома за полгода до его выхода. Он просто взял и вышел. И тут началось. «О Боже мой!», в один голос воскликнуло интернет-сообщество. «Свершилось! Вот оно, долгожданное возвращение в форму!».
Подобные заявления лично я встречал с недоумением. По одной простой и, казалось бы, очевидной причине. Я скорее назову возвращением в эту самую метафорическую форму предшествовавшие Aghori Mhori Mei альбомы – Cyr и Atum. Творческая размашистость и едва контролируемая волна музыкального графоманства всегда следовала со Smashing Pumpkins рука об руку, находя воплощение в продолжительных, нередко неподъёмных и кажущихся неповоротливыми проектах, где амбиции зашкаливают и захлёбываются под собственным грузом, а идеи забрасываются на середине пройденного пути. Именно такой поток раскрывает группу лучше всего. А что предлагает Aghori Mhori Mei? Жалкий десяток треков и общую продолжительность в 45 минут.
Подобный подход вкупе с вновь занявшими центральную сцену гитарами навевает на сравнение с Zeitgeist, альбомом нетипично для Smashing Pumpkins холодным и порой излишне металлическим в своём кажущимся прямолинейным звучании. Или же Aghori Mori Mei всё же ближе к их последнему выдающемуся «короткому» альбому Oceania? И новый релиз незамедлительно переходит к сути. Уже первые гитарные фразы трека Edin, сопровождаемые лёгким синтезаторным фоном, намекают, что ответ скорее где-то посередине. Но не стоит альбом списывать со счетов. Smashing Pumpkins всё-таки припрятали козырь в рукаве, который действительно позволяет назвать Aghori Mori Mei своеобразным возвращением в форму.
Есть ещё одна сторона творчества Smashing Pumpkins, которую отмечают значительно реже. Группа мастерски использует музыкальную и текстовую лиричность, позволяющую их медленным трекам обретать дополнительную эмоциональную глубину. Вот что написал сам Корган, анонсируя альбом:
«В процессе работы над этим альбомом меня заинтриговала избитая аксиома: “Ещё раз домой вернуться не получится”. Лично я нисколько не сомневаюсь в её истинности, но подумал, а что, если всё равно попытаться? Только не смотреть на него через призму сентиментальности, а использовать это как способ движения вперёд».
Данной мысли вторит трек Pentecost, этакая космическая одиссея, где линию синтезатора регулярно пронзают барабаны:
«Когда стены были тонкими и свободными
И ты фиксируешь и удерживаешь мой взгляд
В такой момент наша ложь была холодной, но искусной
И наша жизнь не была прежней».
Лёгкая меланхоличная линия, не встречавшаяся уже давненько на альбомах Smashing Pumpkins, смотрится на таких треках на удивление искренне. Она вновь встречает нас на Who Goes There, где Корган поёт:
«Никто не покажет нам дом
Никто не оставит нас в покое сегодня».
И сколько бы Корган ни старался, но совсем откинуть сентиментальность ему всё-таки не удаётся. Когда скрипка и синтезатор схлёстываются на последнем треке альбома Murnau, зарождается чувство, которое плавает где-то между ностальгией и предвкушением. На самом деле, лучшего завершения для Aghori Mhori Mei придумать сложно. Ведь он является идеальным воплощением стремления Коргана, а подобное чувство в лучшие моменты составляло неотъемлемую часть звучания Smashing Pumpkins и выгодно отличало их с самого начала.
Источник изображений: www.discogs.com
|||
См. также:
Мнение. The Smashing Pumpkins 'Atum: Act One' (2022)
Мнение. The Smashing Pumpkins 'Atum: Act Two' (2022)
Бездонный рок-карман. The Smashing Pumpkins 'Atum: A Rock Opera in Three Acts' (2022–2023)