Блестящий финал одной из множества историй
«В наши дни есть много людей, которые считают, что меньше значит больше – я на противоположной стороне»
Про музыкальную личность Билли Коргана и тенденции творчества его детища The Smashing Pumpkins, равно как и первые две части амбициозной трилогии, читайте здесь и здесь.
Пора подводить итоги, первый из которых можно смело свести к поздравлению одного из самых плодовитых и одарённых рок-музыкантов современности с завершением его концептуальной эпопеи. Начало которой было положено в далёком 1995, когда вышел масштабный и впечатляющий размахом Mellon Collie And The Infinite Sadness. Затем, как утверждает создатель, было продолжение в лице не менее интересного Machina/The Machines of God (2000). И вот, спустя более 20 лет, история находит завершение.
«По сути, это история персонажа в трёх разных вариантах. В 95-м это был Zero; в 2000-м – Glass; а сегодняшнего персонажа зовут Shiny. Это своего рода психологическая метаморфоза… Как и многие вещи в наши дни, это одной ногой находится в реальности, а другой – в выдуманном мире. Именно так я всегда относился к этому персонажу. Он основан на множестве автобиографических вещей. Но есть много вещей, которые мне просто интересно исследовать, которые не обязательно имеют ко мне какое-либо отношение».
Самому Билли, конечно, лучше знать, но всё же представляется, что изначально весь этот цикл не задумывался, как эдакое пятикнижие (а если брать интернет-альбом Machina II/The Friends & Enemies of Modern Music (2000), то и шестикнижие). Скорее, придуманный и близкий автору герой, знакомые и интересующие темы, да черты собственной автобиографии рок-звезды – всё это позволило продлить жизнь и персонажам, и старой повести. Впрочем, если вдаваться в эти детали, то впору разрабатывать целый справочник или руководство по истории вымышленной вселенной. Это – тема отдельной и, несомненно, титанической статьи, за которую, возможно, когда-нибудь и нужно будет взяться.
Пока же давайте бросим заключительный взор на все части рок-оперы, которую, кстати, очень легко осилить целиком – необходимо лишь время и способность музыкального восприятия. Почему? Всё просто. Материал столь же разнообразен, сколь и податлив, а порой и удивительно прост. Несколько опорных точек не дадут перевести слух в режим фонового потока, порой вы будете обескуражены и обезоружены, местами – возмущены, но иногда – блаженно покорены.
Вспомним, что трилогия сопровождалась выходом мощной композиции Beguiled, в которой Pumpkins вернулись к своему грубому гитарному звучанию. Сам Корган, описывая песню, сказал, что она возникла из примерно «80 идей», которые в конечном итоге превратились в «кучу разных демо; здесь рифф, смена аккордов, небольшая вокальная мелодия». Трек очень примечателен самим подходом к созданию ярких рок-записей коллектива, но показательно и сопутствующее видео, где музыкант выступает в сопровождении самых невероятных персонажей, стремительно сменяющих друг друга. В какой-то мере – это и есть вся рок-опера в миниатюре.
Тем не менее, первый диск – это ритмичная, легковесная и практически танцевальная запись. Порой, в редких моментах, смешная и неуклюжая, но даже в них – изобретательная и интересная. Лучистый и тёплый диск, который одинаково приятно воспринимать, как вслушиваясь в происходящее, так и отпуская на волю струящимся потоком.
Второй акт начинает немного уклоняться я тяжёлые стороны (Empires, Moss, Beguiled), а также устремляться в космические просторы, благодаря таким композициям, как Neophyte, Night Waves, Space Age, Every Morning и The Culling. Более разнообразный, но не столь цельный, как первая часть, этот акт попутно насыщается дрим-попом и нью-вейвом, что улавливаются по ходу пьесы.
Третье собрание песен не чурается прогрессивной составляющей (Sojourner, Intergalactic, Of Wings) и, словно бы в оправдание за некоторые поп-увлечения двух предыдущих дисков, несёт более увесистую гитарную часть: That Which Animates the Spirit, In Lieu of Failure, Spellbinding и практически треш-метал на Harmageddon.
Отдельно хочется выделить ощутимые работу и вклад бэк-вокалисток, которые значительно увеличивают пространство возводимых музпостроений, а также грациозно оттеняют вокальную подачу Коргана.
Отсюда выводим второй итог – монструозная трёхчастная рок-опера оправдывает свой замах и вложенные в неё усилия. В отличие от ожиданий, которые, как обычно, были самыми разными и направленными порой в противоположные стороны. Но на то это и The Smashing Pumpkins, с завидной регулярностью демонстрирующие лишь безоглядный творческий процесс с множеством ветвящихся результатов. Вот, например, уже заявлено ещё об одном десятитрековом диске, который будет являться дополнением к трилогии (своеобразный бисайд под названием Zodion at Crystal Hall). Поэтому в завершение хочется пожелать группе и её бессменному лидеру – по увесистому и сочному плоду в конце каждой из ветвей прочной и глубокой дискографии!
Оценка: 4/5
Источник изображений: www.discogs.com