В Третьяковской галерее картина «Мужчина у колыбели» оказалась после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина (1787-1839). Чиновник увлекался искусством, сам что-то писал, но имел славу увлекающегося дилетанта.
О Свиньине рассказывали, что он открыл самый лёгкий способ писать картины. Начертив в своём воображении какой-нибудь ландшафт, нарисованный им карандашом вчерне, этюд приносил к одному из покровительствуемых им юных талантов, прося его написать масляными красками небо, с которым будто бы одним Свиньин не мог совладать, потом другого художника просил написать землю и зелень, третьего — деревья, четвёртого — воду и т. д. Составленный таким образом пейзаж выдавал он за своё произведение и выставлял на нём в уголке своё имя с обычным pinxit.
Свербеев Д. Н. Записки.
Картину, которой посвящен этот текст, Свиньин приобрел у автора – Ивана Якимова. В 1770-е годы художник получил пенсию на творческое путешествие по европейским странам.
Картина написана в духе голландских мастеров, работы которых художник мог видеть во время стажировки за границей. На полотне изображен интерьер небогатого бюргерского дома. Его планировка и отделка традиционны для Европы и полностью отвечают утилитарным потребностям жильцов. Через расположенное под потолком окошко пробивается яркий свет восходящего солнца, озаряющий мрачный неухоженный интерьер.
Сайт Третьяковской галереи
В галерее обратили внимание на спорные нюансы картины. Изображена лишь часть камина, веревочка на игрушечной лошадки натянута, как будто кто-то ее держит, да и сама игрушка не подходит для младенца.
Чтобы попытаться выяснить историю картины, специалисты просветили работу рентгеном. Единственный вывод, который можно было сделать после исследования – в галерее представлен обрезанный фрагмент полотна. Но каким оно было до варварства?
Ответ на этот вопрос был удивительным образом найдет. И за это потомки должны сказать спасибо Павлу Петровичу Тугого-Свиньина, о котором так иронично отзывались его современники.
У Свиньина были амбиции собрать не просто коллекцию, а одним из первых открыть собственный музей. Именно поэтому в начале 19 века он дал задание молодому художнику Н.Г. Чернецову зарисовать картины собрания. Так появился альбом «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей». В Третьяковской галерее он появился позже «Мужчины у колыбели». И спустя столетия именно этот источник позволил разгадать главный секрет «подкорректированного» произведения.
Благодаря рисунку Чернецова, можно увидеть правую часть картины и представить домашнюю сцену до того, как холст был разрезан. Оказалось, что лошадку ведет за собой девочка. Неподалеку, над разложенным на столе шитьем сидит мать семейства.
Сайт Третьяковской галереи
Оказалось, что и название у картины иное – «Семейственная сцена». Однако по-прежнему неизвестно, почему и при каких обстоятельствах работу Якимова испортили, и сохранился ли где-то правый фрагмент «Сцены».