Найти тему

Картина с секретом: «Мужчина у колыбели» Ивана Якимова

В Третьяковской галерее картина «Мужчина у колыбели» оказалась после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина (1787-1839). Чиновник увлекался искусством, сам что-то писал, но имел славу увлекающегося дилетанта.

«Мужчина у колыбели», и. Якимов, 1770-е годы. Источник: my.tretyakov.ru
«Мужчина у колыбели», и. Якимов, 1770-е годы. Источник: my.tretyakov.ru
О Свиньине рассказывали, что он открыл самый лёгкий способ писать картины. Начертив в своём воображении какой-нибудь ландшафт, нарисованный им карандашом вчерне, этюд приносил к одному из покровительствуемых им юных талантов, прося его написать масляными красками небо, с которым будто бы одним Свиньин не мог совладать, потом другого художника просил написать землю и зелень, третьего — деревья, четвёртого — воду и т. д. Составленный таким образом пейзаж выдавал он за своё произведение и выставлял на нём в уголке своё имя с обычным pinxit.

Свербеев Д. Н. Записки.

Павел Петрович Тугой-Свиньин (1787-1839). Источник: wikipedia.org
Павел Петрович Тугой-Свиньин (1787-1839). Источник: wikipedia.org

Картину, которой посвящен этот текст, Свиньин приобрел у автора – Ивана Якимова. В 1770-е годы художник получил пенсию на творческое путешествие по европейским странам.

Картина написана в духе голландских мастеров, работы которых художник мог видеть во время стажировки за границей. На полотне изображен интерьер небогатого бюргерского дома. Его планировка и отделка традиционны для Европы и полностью отвечают утилитарным потребностям жильцов. Через расположенное под потолком окошко пробивается яркий свет восходящего солнца, озаряющий мрачный неухоженный интерьер.

Сайт Третьяковской галереи

В галерее обратили внимание на спорные нюансы картины. Изображена лишь часть камина, веревочка на игрушечной лошадки натянута, как будто кто-то ее держит, да и сама игрушка не подходит для младенца.

-3

Чтобы попытаться выяснить историю картины, специалисты просветили работу рентгеном. Единственный вывод, который можно было сделать после исследования – в галерее представлен обрезанный фрагмент полотна. Но каким оно было до варварства?

Ответ на этот вопрос был удивительным образом найдет. И за это потомки должны сказать спасибо Павлу Петровичу Тугого-Свиньина, о котором так иронично отзывались его современники.

Свиньин поддерживал молодых художников. Е. Ф. Крендовский изобразил это сообщество на картине «Семь часов вечера».  Коллективный портрет, на котором изображены читающий П. П. Свиньин, Г. Г. Чернецов (у самовара), Н. Г. Чернецов (с трубкой), В. П. Лангер (со стаканом) и А. П. Сапожников (на спинке кровати). Источник: wikipedia.org
Свиньин поддерживал молодых художников. Е. Ф. Крендовский изобразил это сообщество на картине «Семь часов вечера». Коллективный портрет, на котором изображены читающий П. П. Свиньин, Г. Г. Чернецов (у самовара), Н. Г. Чернецов (с трубкой), В. П. Лангер (со стаканом) и А. П. Сапожников (на спинке кровати). Источник: wikipedia.org

У Свиньина были амбиции собрать не просто коллекцию, а одним из первых открыть собственный музей. Именно поэтому в начале 19 века он дал задание молодому художнику Н.Г. Чернецову зарисовать картины собрания. Так появился альбом «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей». В Третьяковской галерее он появился позже «Мужчины у колыбели». И спустя столетия именно этот источник позволил разгадать главный секрет «подкорректированного» произведения.

Картина «Мужчина у колыбели» оказалась фрагментом «Семейственной сцены». Источник: my.tretyakov.ru
Картина «Мужчина у колыбели» оказалась фрагментом «Семейственной сцены». Источник: my.tretyakov.ru
Благодаря рисунку Чернецова, можно увидеть правую часть картины и представить домашнюю сцену до того, как холст был разрезан. Оказалось, что лошадку ведет за собой девочка. Неподалеку, над разложенным на столе шитьем сидит мать семейства.

Сайт Третьяковской галереи

Оказалось, что и название у картины иное – «Семейственная сцена». Однако по-прежнему неизвестно, почему и при каких обстоятельствах работу Якимова испортили, и сохранился ли где-то правый фрагмент «Сцены».