Бронеавтомобиль Delaunay-Belleville стал для меня настоящим открытием – в начале ХХ века это была марка автомобилей, которые выбирали короли. Даже Rolls-Royce не были столь роскошными автомобилями, как Delaunay-Belleville. Однако и эти машины выступили в качестве базы для бронеавтомобилей. Посмотрим что из этого вышло?
История создания
В 1914 году, одновременно с созданием бронеавтомобилей на базе Rolls-Royce и Lanchester, Чарльз Ромни Сэмсон, которого считают новатором в сфере разработки автомобилей, начал разработку собственной модели. За основу он решил использовать ни много, ни мало, а самый роскошный автомобиль того времени – Delaunay-Belleville c двигателем мощностью в 70 лошадиных сил. Самую дорогую модель Сэмсон выбрал по двум причинам – её шасси было самым прочным (да-да, именно так) и самый мощный двигатель в линейке, чтобы перемещать тяжёлый бронированный корпус с более-менее адекватными скоростями.
Корпус бронеавтомобиля был создан с оглядкой на «родную» конструкцию, но с упором на боевые характеристики – на новой раме корпуса крепились листы котельного железа толщиной в 6,35 мм. Была у бронеавтомобиля и башня, вооружённая стандартным для британской армии пулемётом Vickers калибра .303 British. Кое-кто из историков (и российских, и западных) полагает, что конструктором башни мог быть Артур Никерсон (тот самый, что создал башню для бронеавтомобиля Rolls-Royce) – оспаривать этого я не буду, ибо у меня нет информации о том, как это было на самом деле.
Всего таких машин было выпущено три штуки, и информации о них мне удалось найти крайне мало – знаю только то, что все они служили в 14 эскадрилье бронеавтомобильной дивизии Королевской военно-морской авиации. Два бронеавтомобиля прослужили всю Первую Мировую Войну, а один был разобран – шасси куда-то дели, а вот корпус установили на гусеничную базу, создав первый в мире бронетрактор Killen-Strait (о нём я тоже расскажу вам, только чуть позже). Никаких сведений о боевом применении этих машин я не нашёл.
Конструкция
Delaunay-Belleville был довольно интересной машиной – неплохо проработанной (с учётом того, что никто на тот момент не знал, как должен был выглядеть «грамотный» бронеавтомобиль) для своего времени, достаточно вооружённой, при этом надёжной.
Корпус и башня
Как мне известно, корпус машины представлял собой пространственную раму, обшитую листами котельного железа. Такой выбор, как я понял, был сделан не от хорошей жизни – в Дюнкерке, где был собран этот автомобиль, другого попросту не было, а Сэмсон считал свою машину нужной здесь и сейчас. Поэтому ваял машину так, как он видел, и сделал несколько довольно грамотных «открытий». Например, крышку радиатора, выполненную в форме ставней, управляемых прямо с места механика-водителя.
Откровенно скажу, эту машину я изучал только по фотографиям. Но судя по ним, лобовая часть была проработана очень грамотно – крышка радиатора и моторного отсека располагались под рациональными углами наклона, что давало дополнительную защиту от стрелкового оружия противника. Корпус боевого отделения имел цилиндрическую форму, что тоже (в теории) помогало защите экипажа от стрелкового оружия. Для посадки и высадки экипажа в правой части боевого отделения был прорезан небольших размеров люк (всего один).
Башня была цилиндрической формы, с плоской крышей. Вооружалась она одним пулемётом Vickers (британской копией пулемёта Максима), а вот боекомплект к нему мне выяснить не удалось. Предполагаю, что это классические восемь-десять лент по 250 патронов в каждой. Помимо этого видны прорези в стенках башни и корпуса, которые могли быть использованы для стрельбы из личного оружия экипажа.
Вооружение
Как я уже говорил, вооружался бронеавтомобиль одним пулемётом Vickers калибра .303 (7,7 х 54 мм), установленным в башне. Разумеется, никакой возможности его демонтировать и использовать вне машины не было, но по неподтверждённой информации, в корпусе штатно предполагалось держать один пулемёт Шоша или же Гочкиса для обороны экипажа вне бронеавтомобиля. Разумеется, ни о каких модернизациях вооружения этой боевой машины неизвестно – объясняется это слишком маленькой производственной серией, всего из трёх штук. Да и те, откровенно говоря, можно считать экспериментальной серией.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
За основу силовой установки Сэмсон предложил использовать «родной» двигатель Delaunay-Belleville мощностью в 70 лошадиных сил. Точно такой же устанавливался в уникальной машине того времени - Delaunay-Belleville SMT, которой владел Николай II. Двигатель имел рабочий объём в 11 литров, и разгонял четырёхтонный фаэтон императора до умопомрачительных (в то время) 100 км/ч. У меня нет никаких данных, насколько скоростным был бронеавтомобиль, но подозреваю, что он разгонялся примерно до километров 70 по шоссе.
По бездорожью машина двигалась, разумеется, медленнее. Виной тому, главным образом, являлись достаточно низкая посадка и слишком узкие для бездорожья колёса. Они давали слишком малое удельное давление на грунт, следовательно, по неровной поверхности в сухую погоду этот автомобиль ещё мог двигаться. Однако по распутице, особенно связанной с «лунным ландшафтом» полей сражений, автомобиль двигаться не мог совершенно. И от механика водителя требовалось недюжинное мастерство, чтобы не усадить машину брюхом на грунт, потеряв при этом подвижность.
Заключение
В силу того, что у меня нет никаких данных о боевом применении данной машины, я заканчиваю данную публикацию собственным мнением. Как по мне – это был крайне неудачный автомобиль, и даже надёжное по своим характеристикам шасси ему не помогло. Потому и не было проведено никаких испытаний машины от армии, и не организовали серийного производства даже в инициативном порядке.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!