Найти в Дзене

Нет худа без добра - о женщине, благодаря которой искусство XX века теперь стоит миллионы

Ее отец погиб на "Титанике", и ей осталось огромное наследство, которое она потратила на... картины! История про Пегги Гуггенхайм, мать Терезу современного искусства, благодаря которой искусство ХХ века теперь стоит миллионы.

Сегодня рассказ опять начну с прекрасного города на воде. Кстати, кто пропустил, здесь можно почитать о нашем павильоне на венецианских биеннале:

В прекрасной Венеции есть небольшой музей современного искусства Палаццо Веньер деи Леони (Palazzo Venier dei Leoni) — музей уникальной коллекции современного искусства Пегги Гуггенхайм, центр притяжения молодежи и одна из главных культурных достопримечательностей Венеции. Проплывая мимо него на гондоле по Гранд-каналу в 1949, можно было увидеть загорающую даму в смешных солнечных очках, похожих на бабочку. Это была Пегги Гуггенхайм. Она помогала нераскрученным художникам себе в убыток: «Я не могла отличить стили искусства», — признается она. Коммерческая сторона также не была ее коньком. «Я ничего не знала о ценах — просто платила то, что мне говорили знакомые».

В детстве она чувствовала себя очень несчастной и мечтала вырваться из давящей домашней среды, любой ценой стать независимой, ведь традиционная участь еврейской женщины - заботиться о детях и о доме, пусть даже таком роскошном, в котором они жили, соседствуя с Рокфеллерами. Эта мысль вызывала в ней ужас. Она вынашивала мысль о Европе, континенте своей мечты, начитавшись о совершенно иной жизни, которая там кипит - свободной, богемной и творческой. Мечтала стать ее частью. Дождавшись совершеннолетия, Пегги купила билет на корабль и прощай, провинциальная Америка!

-3

В молодости Пегги волновали лишь путешествия и форма ее собственного носа, из-за чего даже легла под нож пластического хирурга, но все стало только хуже. Однако чутье у этого носика было отменное, а на искусство в первую очередь. В это время произошло судьбоносное событие. Ее отец Бенджамин Гуггенхайм возвращаясь с любовницей домой погиб на «Титанике». В 21 год она получила доступ к наследству в 450 тысяч долларов (примерно 7 миллионов долларов в текущих ценах) и смогла осуществить мечту. В 1920-х в Париже, где юная Пегги, как она написала в автобиографии,

«положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…».

Она попала в гущу «ревущих двадцатых»: тогда во французской столице жили самые прогрессивные художники и писатели. Она познакомилась с богемными жителями квартала Монпарнас. Ее друзьями стали скульптор Константин Бранкузи и никому неизвестный Марсель Душан. Распорядилась она деньгами отца неожиданно — именно там Гуггенхайм начнет интересоваться искусством, продюсировать фильмы сюрреалистов и потихоньку покупать картины. Марсель советовал ей покупать непризнанных мастеров — начинающие художники стоили дешевле и были перспективнее. Так выяснилось, что Пегги достался редкий талант — интуиция. Гуггенхайм покупала пока еще малоизвестных Пикассо, Кокто, Кандинского, Танги, Дали, Поллока, которые с каждым днем увеличивали ее богатство. Кстати, не безвозмездно: признанием в арт-сообществе далеко не в последнюю очередь они обязаны Пегги.

Когда началась Вторая мировая, Пегги уехала в Нью Йорк. Она

начала скупать картины у молодых художников, которые бежали от войны и продавали полотна за бесценок. Гуггенхайм спасала картины от нацистов, покупала по принципу «одна картина в день» и концентрировалась на сюрреалистах, абстракционистах и кубистах. Так она открыла легендарную галерею «Искусство этого века» — пространство с вогнутыми стенами, развеской картин на бейсбольных битах и вращающихся колесах, парусиновыми занавесами, разделяющие залы. Публика и пресса была в восторге, эта миниатюрная дама покорила и Америку. На Венецианской биеннале в 1948 году ей доверили представлять целый павильон, что было очень престижно для коллекционера. В мемуарах Пегги тогда написала, что чувствовала себя новой европейской страной. Когда ее картины застревали на таможне, она готова была обменять себя на картины, только бы спасти шедевры.

До конца жизни она будет выбирать между материнством и страстью в пользу последней. В ленте «Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства» она рассказывает, что мечтает снова стать молодой и окружить себя любовниками. В них она себе никогда не отказывала. Гуггенхайм трижды была женой и дважды матерью, но больше она предпочитала общество любимых собак. Ее похоронили в саду ее палаццо вместе с ее 14 собаками.

Гуггенхайм превратила палаццо в великосветский салон, центр модернизма в ренессансном сердце Венеции. На сегодняшний день

это один из самых посещаемых музеев современного искусства в Италии. В палаццо собирались Теннеси Уильямс, Сомерсет Моэм, Игорь Стравинский, Жан Кокто, Марлон Брандо, здесь делала свои первые шаги в свете Палома Пикассо. Пегги Гуггенхайм создала одну из величайших коллекций современного искусства — 326 полотен и скульптур — таких авторов как Пабло Пикассо, Джексон Поллок, Константин Бранкузи, Жоан Миро, Александр Кольдер, Сальвадор Дали, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Альберто Джакометти, Марсель Дюшан. «Ее выбор определял историю искусства XX века», — напишут после биографы о покровительнице искусства.

Мне очень нужна Ваша поддержка. Подписывайтесь на канал, чтобы как можно больше людей увидели рекомендации.❤️ А я постараюсь радовать Вас далее новыми статьями!

Всем добра!

Музеи
137 тыс интересуются