После Войны роспись фарфоровых скульптур для главного художника Дмитровского фарфорового завода Е.П. Смирнова стала настоящей отдушиной в череде рабочих будней. И почувствовать это можно, что называется, на глаз: яркие полихромные росписи, живые миниатюры, простые "народные сюжеты", сказочность, и одновременно, узнаваемость образов.
Замечательный скульптор-анималист Елена Георгиевна Морозова-Эккерт в 1950-е годы создала для Дмитровского завода серию скульптур малой пластики на тему домашних животных средней полосы России. Работала она исключительно в эстетике РЕАЛИЗМА. Возможно, поэтому в "шестидесятые", когда от скульпторов и художников большие чины в министерстве культуры потребовали иных, более "свободных" пластических решений, она с Вербилками перестала сотрудничать. Некоторые из её скульптур были расписаны Е.П. Смирновым.
Семён Яковлевич Ковнер (1914-1980), уроженец Конотопа, сотрудничал с Дмитровским заводом в 1947-м-1950-м годах. Он создал несколько ярких жанровых скульптур, которые выпускались сравнительно большими тиражами.
Скульптор Тамара Васильева Андрианова сосредоточилась на теме детства. Причём детства не деревенского, а городского. Её скульптуры - это миниатюры, небольшие рассказы в фарфоре. Ниже представлены скульптуры, которые можно объединить под рубрикой "Зимний двор", а внутри рубрики есть и диптих "Лепка снеговика". Смотрим...
Известная по частым продажам на интернет-барахолках скульптура "Рысёнок" (1955). Визуально очень хороша. Соблюдены не только пропорции, но и показан дикий характер лесной кошки. Её в Вербилках выпускали долгие годы. Роспись по технике схожа с акварельной.
Скульптор А.П. Завалов создал серию скульптурных миниатюр по произведению Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде". А Евгений Петрович Смирнов эту серию расписал. Это уже гротеск в фарфоре. При этом как в скульптуре, так и в росписи присутствуют множество излишне мелких деталей, которые ничего не добавляют к раскрытию характеров персонажей (хотя и восхищают своеобразием). По тщательности отделки эти скульптуры напоминают работы русских скульпторов середины XIX-го века на тему "народных характеров". Того же завода Гарднера, к примеру.
Ещё одна гротескная серия скульптур (снова триптих) со сложной росписью, созданная по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка" (1957). В данном случае изображает трёх братьев с жёнами... В "шестидесятых" эти композиции уменьшили в размерах более чем в два раза, и упростили как в форме, так и в росписи. Интересно, что судя по платьям, скульптор, а за ним и художник "отправили" персонажей в XIX-й век. А жеманная купеческая дочь в платье с глубоким декольте и открытыми плечами явно списана с картины П.А. Федотова "Сватовство майора".
Скульптура М.А. Интизаряна (Интизарьяна) "Девочка и гуси" (1955) также расписана Е.П. Смирновым.
Тот же Н.А. Лотов в "шестидесятые" быстро сориентировался, и стал делать скульптуры в "новом стиле", где не требовалось точное соотношение частей тела изображаемых существ их анатомическим особенностям. "Свобода творчества" собственно творчество, с одной стороны, окрылило, с другой, упростила во всех отношениях. "Спасает" данную композицию единство стиля (формы и росписи).
И ещё одна скульптура - яркий представитель раннего МИНИМАЛИЗМА "шестидесятых". Достаточно удачная многофигурная композиция на бытовую тематику, которая тогда была на пике моды. И сама скульптура с немного условными, но "живыми", точно передающими сиюминутное движение, формами, и роспись созданы в единой эстетике - МИНИМАЛИЗМА.
Краткая биография Е.П. Смирнова и его работа как художника, главного художника и главы Художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода в 1930-е-1950-е годы представлена здесь: https://dzen.ru/a/Zros-5Lkjga7UA9s. О работе мастера в "шестидесятые", прежде всего как художника-декоратора, создающего сервизы и росписи отдельных предметов в новой эстетике МИНИМАЛИЗМА, будет рассказано позднее.
Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только анонсировать и копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!