«Мать милая,
Станок стал мне постыл!
Печатать нет уж силы.
Мне сердце живопись крушит!
И я томлюсь от чар моей палитры»
Голицын И. Быть самим собой…
Илларион Владимирович Голицын - потомок древних русских родов Голицыных и Шереметевых, считается одним из тех художников, кто определил лицо русского изобразительного искусства второй половины ХХ века.
Илларион Голицын прошел путь от выпускника Саратовского училища до члена Российской академии художеств и народного художника России. На ранних этапах этого пути он занимался дизайном корабельных интерьеров, работал печатником в офортной студии, иллюстрировал журнал «Вокруг света».
Художник обладал редкой особенностью - не останавливаться на достигнутом успехе в освоенной технике, не применять один и тот же удавшийся приём. Отход от работ в технике гравюры и обращение к акварели, живописи и скульптуре имели веские причины: обретение нового видения, нового осмысления, новых целей. Он умел соотносить современное искусство с традицией, создавая мир, где личность художника соединилась с его родовой памятью и окружающей действительности. Творчество и человеческое присутствие Иллариона Голицына восполнило звено, органично соединившее традиции русской культуры и ощущение человека последних десятилетий ХХ столетия.
Коллекция работ художника сохранилась в Гравюрном кабинете ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Истинный художник редко ограничивает свое творчество одним видом изобразительного искусства, поэтому обращение к искусству гравюры у Голицина было не случайным. Он начал с линогравюра, как с материала наиболее простого, податливого, доступного и очень популярного в эти годы. Интерес к людям и систематическое наблюдение привели к созданию серии гравюр 1955-1957 годов «Будни пригородов»: «В час пик», «На московском перроне», «Выходя из электричке», «В последней электричке». С самого начала художник предстает перед нами, как дружелюбно настроенный человек, понимающий переживания окружающих.
Среди ранних гравюр редко, но встречается тема города: «Перекресток», «Утром в Москве», «Стена». Голицына вдохновляет раннее утро в Москве, когда город свободен от толпы, когда видны здания, архитектура строго города… Но интерес художника к городу, как к живому существу не нашло развитие в творчестве, потому что его больше интересовал сам человек, его индивидуальность.
Голицын стремился изобразить гравюру-картину на большой доске, поэтому художник стал использовать клеёные липовые чертежные доски. Так, в 1950-х была первая серия гравюр на липовой доске (ксилография). Серии гравюр в творчетсве художника определяют вехи в развитии его искусства гравирования - «Будни пригорода» (1955-1957 г.г.) открывали «путь» гравера, а серии «Памяти Фаворского» и «Дмитровское чудаки» (1986-1988 г.г.) стали завершающими.
Искусство портрета начинается с изучения самого себя. Автопортретов у мастера много и в рисунке, и в живописи, и в гравюре. Один из самых ранних портретов в гравюре «В офортный мастерской» или «У офортного станка». Голицын много работал в офортный студии им. И. Новинского у Е.С. Тейса, где он увлекался техникой сухой иглы. Этот вид гравирования металлической доски оказался наиболее близким художнику среди всего многообразия офортный техник. Больше его увлекала возможность свободного гравирования по металлу и живописные эффекты при печати, возникающих при обработке доски иглой. Увлечение портретом нашло удачную реализацию в гравюрах: «Б. Шергин», «В. Вакидин», «Ц. Мунсурова», «Е.Левитан», портретах писателя, художника, актрисы, искусствоведа.
Голицын рисунком занимался всегда и отводил ему очень важное место. У художника всегда с собой был маленький альбомчик, он фиксировал всё, что привлекало внимание. Рисунки Голицына можно условно разделить на три вида: набросок, эскиз, композиция.
Наброски у художника всегда очень конструктивны. Основная тема набросков - человек. Одна и та же тема, повторяется во множестве рисунков с еле заметными изменениями, - это процесс поиска.
Композиционный рисунок - всегда подразумевает станковый рисунок - завершённый, самодостаточный, экспозиционный. В подавляющем большинстве станковых рисунков художника доминирует объект, крупным плане на нейтральном фоне. Всё внимание сфокусировано на одном. Штрих четкий, лаконичный, точно определяющий форму без растушёвки. Придание формы происходит за счет линий: короткой прямой, изогнутой, но всегда «адресной».
Все 1980-е доминировала акварель, где главное место было отдано - цвету. После черно-белой гравюры взрыв, поразительное буйство цвета. В работах мастера все близко, ощутимо, будто зритель становится частью этого пространства. Именно этим качеством акварели мастера отличаются от других художников. Особенность работ Голицына - акварель не прозрачна, она плотная, часто многослойная, что возникает в результате упорной работы, когда композиция меняется прямо на листе. Роль цвета в произведениях мастера становится определяющей, Весь творческий процесс развивается в сторону живописи.
Художник - человек эмоциональный и увлеченный своими образами. Работы Иллариона Голицына незабываемы и узнаваемы.