Усталый, изможденный и «заплаканный» вид, синяки и круги под глазами, фактор «дополнительного возраста» на лице… Носослезная борозда — распространенная эстетическая проблема. Но и популярные методы ее коррекции вызывают не меньше опасений, прежде всего — заполнение «носослезки» филлерами. Ведущий эксперт нашего женского пространства IQ Ladies объясняет, что такое носослезная борозда, что не так с филлерами в «носослезки» — и с чем на самом деле связана эта эстетическая проблема.
Что такое носослезная борозда?
«Носослезкой», или носослезной бороздой называют характерные впадины под глазами, которые идут от внутреннего уголка глаза к скуловой дуге.
У некоторых на фоне генетических особенностей носослезные борозды анатомически более выражены с молодости (о причинах этого мы поговорим далее). Но у большинства «носослезка» более отчетливо проявляется после 25–30 лет и позже — на фоне естественных процессов старения.
Прежде всего, это резкое\возрастное похудение и постепенное обвисание мягких тканей — пакетов подкожно-жировой клетчатки, расположенных под глазами, в области щек и скул.
Кроме того, уже с 25 лет начинается снижение активного синтеза коллагена и эластина — основных структурных белков, которые поддерживают упругость кожи и вырабатываются клетками-фибробластами в дерме (глубоком слое кожи). При дефиците этих веществ кожа теряет тонус и активнее провисает.
Особенно эта проблема актуальна для усталого типа старения — о нем мы подробно писали здесь.
В результате всех этих факторов мы получаем более выраженную носослезную борозду — впадина углубляется и становится более заметной на фоне перепада объемов на контрасте с опустившимися вниз и провисающими мягкими тканями.
Филлеры в носослезку
Последние 10–15 лет наиболее популярным методом решения проблемы «носослезки» стали уколы красоты — объемная коррекция филлеров с гиалуроновой и полимолочной кислотой, или гидроапатитом кальция (радиесс).
Принцип действия прост: специалист вводит филлер в область носослезной борозды и заполняет впадину, уравновешивая перепад объемов в этой области лица. Эффект от процедуры обычно наблюдается почти сразу, и пациенты уходят из кабинета с радостью и удовлетворением. Даже классические для инъекционных техник побочные эффекты (покраснение, легкая отечность) довольно быстро проходят и жалоб не вызывают.
Но есть нюанс, о котором многие косметологи попросту не сообщают своим клиентам — даже при правильной технике проведения процедуры возможны отсроченные и долгосрочные осложнения.
Последствия филлеров в носослезной борозде
Область носослезной борозды в инъекционной косметологии считается одной из самых сложных. Над ней долго экспериментировали — пробовали по-разному размещать филлер в борозде, заменяли плотные филлеры менее плотными, заменяли иглу для введения вещества канюлей (она не травмирует, а мягко раздвигает собой ткани)... Но проблема все еще остается актуальной.
И об этом говорит не только опыт специалистов сферы, но и недавние научные исследования (которых обычно крайне мало в сфере инъекционной косметологии).
Группа американских ученых выделила целый ряд отсроченных осложнений, с которыми сталкиваются пациенты после коррекции носослезной борозды филлерами:
- У 42,3% клиентов — формирование отека в области инъекции.
- У 25% клиентов — узелки и уплотнения («шишки» под кожей.
- У 17,3% клиентов — ксантелазмоподобная реакция (ксантелазма — это мягкие желтоватые жировые бляшки).
- У 7,7% клиентов — выраженная миграция филлера с нарушением контуров.
- У 3% клиентов — изменение цвета кожи в месте инъекции.
При этом такие осложнения проявляются спустя приличное время после процедуры — в среднем около 16,8 месяцев (1,5 года). А общий «разлет» во времени проявления последствий — от 10 месяцев после процедуры до 4,5 лет.
Проблема в том, что при таких сроках большинство клиентов даже не задумываются о связи осложнений с проведенной процедурой. А даже если и задумываются — доказать связь крайне сложно. Косметологи же в таких случаях нередко «списывают» возникшие осложнения на естественные процессы старения и другие факторы, никак не связанные с коррекцией «носослезки».
Кроме того, многие специалисты ссылаются на официальный срок действия дермальных филлеров. Для процедуры в подавляющем большинстве случаев (71,2%) используют гиалуроновую кислоту — а она, по заверениям производителей, биоразлагаема и рассасывается от 6 до 18 месяцев в тканях.
Но, опять же, последние исследования демонстрируют, что это не так. В 2021 году радиолог Mobin Master обследовал при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) 50 испытуемых, чтобы понять, что происходит с дермальными филлерами спустя 10–15 лет после их введения под кожу. И выяснил, что даже спустя такой срок часть филлера все еще может оставаться под кожей. А в июле этого года он провел еще одно исследование и подтвердил предыдущие данные с более точным описанием. Оказалось, что филлер на основе ГК может оставаться под кожей от 2 до 15 лет при разных объемах введения вещества.
На этом фоне некоторые косметологи предлагают другое решение — введение веществ, которые разрушают филлер с гиалуроновой кислотой под кожей (гиалуронидаза, больше известная по названию «лонгидаза»).
Но и тут все не так просто. Во-первых, спешим огорчить: сами производители гиалуронидазы не одобряют использование вещества для «рассасывания» филлеров — этого свойства нет в показаниях, и все косметологи применяют этот способ на свой страх и риск. А все дело в том, что последствия такого применения все еще не изучены.
Во-вторых, лонгидаза может растворять не только филлер. Она обладает пролонгированным действием, остается в тканях около 20 дней, и помимо гиалуроновой кислоты может «атаковать» хондроитин — полисахарид, который входит в состав наших связок, костей и хрящей. А если у человека уже и так есть структурные осложнения в области инъекции, действие лонгидазы попросту непредсказуемо.
В-третьих, лонгидаза не гарантирует уничтожение филлера. Косметолог не может использовать в этой «спасательной процедуре» визуальные методы диагностики (например, МРТ или УЗИ), чтобы понять, где именно расположен филлер (который мог мигрировать за несколько месяцев). Поэтому гарантий его рассасывания нет.
Кроме того, есть еще один фактор риска — и о нем мы поговорим дальше.
Настоящая причина носослезной борозды — и методы ее коррекции
Долгое время косметологи не могли понять, почему же носослезная борозда так сложна в коррекции. Почему именно в этой области филлеры ведут себя так «капризно», и почему у разных людей результат процедуры отличается (от отсутствия осложнений до тяжелых последствий)?.. А врачи-анатомы разводили руками — у них не было понимания о точной анатомии подглазничной области.
Все изменилось в 2012 году — но, увы, открытие было слишком тихим.
Известный австрийский пластический хирург Брайан Мендельсон пытался понять, в чем же проблема носослезной области — и начал проводить оригинальные способы препарирования. Если раньше анатомы делали это послойно, то Мендельсон проводил более аккуратную и скрупулезную работу с тканями подопытных, завещанных науке.
И ему удалось обнаружить неуловимое до того момента образование из соединительной ткани — связку носослезной борозды. Оказалось, что именно эта маленькая «ниточка» соединяет кожу в области носослезной борозды с костями черепа.
И состояние этой связки у разных людей разное. У одних она очень плотная и натянутая — и в этом случае более явно прижимает кожу к кости, формируя более заметную и глубокую впадину, которая может проявляться еще в молодости. А у других связка слезной борозды менее плотная и более удлиненная — и в этом случае проблема или вовсе не проявляется, или приходит уже на фоне возрастных изменений.
Но главное — именно эта связка и мешает филлерам. Их обычно вводят в область над связкой или около нее. Если при индивидуально высокой плотности и натяжении связка просто выталкивает филлер, заставляет его менять положение, формирует мешки, отеки и шишки.
Но как тогда убрать носослезную борозду? Что с ней делать?
Способов сразу несколько.
1. «Правильная» объемная коррекция
Начнем с того, что объемная коррекция филлерами все еще остается в списке вариантов — хотя мы такие маскировочные методы и не приветствуем, но пишем об их возможности.
В данном случае оценить риск процедуры помогает простой тест. Помойте руки, подойдите к зеркалу и попробуйте аккуратно надавить пальцем на зону между носослезной бороздой и щекой. Если при этом борозда как бы «сгладится», станет менее выраженной — скорее всего, ваша связка слезной борозды не слишком плотная и короткая, и введение филлера в эту область может быть безопасным и результативным.
Но при этом важна и техника выполнения процедуры. Уже появляются мастера, которые изучили анатомический вопрос и начали размещать филлер с учетом открытой связки — не в саму борозду, а под нее, на надкостницу в пересечении носослезной и носощечной борозды. В этом случае полностью устранить перепад объемов не получится, но такая техника позволит уменьшить глубину борозды с минимальным риском осложнений от «выталкивания» филлера.
Но если тест с пальцем не дал результат, и глубина борозды не уменьшилась при надавливании, — это значит, что связка плотная и туго натянутая. И в этом случае риск осложнений после филлера высок, каким бы профессионалом ни был мастер.
Помимо филлеров, есть и другие способы заполнения носослезной борозды — например, операционный липофилинг. При этой хирургической операции носослезная борозда заполняется не филлером, а собственными жировыми клетками клиента, которую специалист забирает из донорской зоны. С одной стороны, собственный биоматериал позволяет «наполнителю» лучше интегрироваться в зону коррекции и обеспечить аккуратный и стойкий результат (до 5 лет). Но, опять же, методика будет эффективна только при наличии «податливой» связки. Кроме того, нужно учитывать специфические риски хирургического вмешательства.
2. Питание и стимуляция синтеза коллагена
Заполнение носослезной борозды филлерами — это маскировочные методы: они временно устраняют перепад в объемах, но не влияют на первопричины проблемы.
Поэтому для долгосрочного результата нам нужно не просто «прятать» борозду, а влиять на причины ее углубления.
Во-первых, для этого важно следить за своим весом. Резкие колебания массы тела углубляют борозду: при быстром похудении «носослезка» становится более заметна, но и резкое повышение массы тела может ухудшать ситуацию, увеличивать перепад объемов в средней трети лица.
Во-вторых, нам нужно повысить тонус кожи — вернуть ей упругость и эластичность, устранить дряблость, обеспечить дополнительную поддержку мягким тканям. Для этого нам нужно бороться с дефицитом главного структурного белка — коллагена. И действовать стоит сразу в нескольких направлениях:
- Защищаем кожу от солнца. Фотостарение — это не только появление пигментных пятен и мелких морщин. Солнечные лучи А-типа проникают в глубокие слои кожи и повреждают коллагеновые волокна. И для защиты от них нам нужно регулярно наносить солнцезащитный крем с PPD-фактором (а не SPF, который защищает только от поверхностных В-лучей). Найти такое средство можно по отметкам на упаковке: UVA, UVA-PF, PA, IPD, Broad Spectrum. Подробнее о том, как правильно выбирать санскрин, мы писали здесь.
- Получаем коллаген с пищей. Вернее, не сам коллаген, а аминокислоты и микроэлементы, которые нужны для его сыворотки. Такие вещества содержатся в белковой пище (мясо, птица, рыба, яйца, молочные продукты, соя), во фруктах и овощах (брокколи, клубника, красный перец, цитрусы), злаках (овсянка и гречка, семена подсолнуха).
- Используем добавки. Составные аминокислоты для синтеза коллагена также можно получить из готовых добавок — подробнее о том, какими они бывают и как их пить, мы писали здесь.
- Применяем пептидные сыворотки. Пептиды — это цепочки аминокислот, которые выполняют в нашем организме разнообразные функции. И нам нужны 2 типа пептидов. Сигнальные — стимулируют выработку коллагена клетками-фибробластами (ищем в составе сывороток Palmitoyl Tripeptide, EGF, rh-Oligopeptide). Транспортные — улучшают доставку питательных веществ к фибробластам (ищем в составе Copper Tripeptide и Copper Tripeptide-1).
В нашей московской студии мы проводим курс «Омоложение без инъекций»: индивидуальная диагностика, деликатный пилинг и барофорез с пептидными нано-сыворотками глубокого действия. Молекулы в их составе расщеплены до нескольких нанометров в диаметре (меньше поры кожи), поэтому с легкостью проникают глубоко в дерму и помогают фибробластам синтезировать коллаген. Будем рады вас видеть!)
3. Улучшение микроциркуляции и подтяжка тканей лица
Уменьшить выраженность носослезных борозд также помогают мануальные техники.
- Домашний массаж. Чтобы кожа была более упругой и насыщенной коллагеновыми волокнами, ее клетки должны получать достаточно кислорода и питательных веществ, и при этом своевременно очищаться от токсинов и продуктов метаболизма. Для этого нужно улучшить кровообращение и лимфоток. И сделать это доказано помогают любые виды массажа. Вы можете использовать хоть скребок Гуаша, хоть роллеры, хоть собственные пальцы — любые аккуратные движения от центра лица к периферии помогают улучшить микроциркуляцию.
- Миофасциальный массаж (остео-лифтинг). Это отдельная методика массажа, которая сочетает в себе два направления. Во-первых, она борется со спазмами мимических мышц лица — при напряжении они сжимаются, уменьшаются в объеме и перестают должным образом поддерживать жировые пакеты и кожу, поэтому овал лица быстрее плывет. Во-вторых, остео-лифтинг прорабатывает фасции (соединительную ткань) и мышечно-связочный аппарат лица в комплексе. Это помогает снизить напряжение связок, восстановить баланс нагрузки и обеспечить естественный эффект подтяжки лица.
Мы проводим остео-лифтинг в нашей московской студии. Подробнее об этой методике читайте здесь.
А вас беспокоит проблема «носослезки»? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Другие статьи по теме:
Темные круги под глазами: 8 НАСТОЯЩИХ причин, и что с ними делать?
Патчи для глаз: польза или вред? Как на самом деле работают, и как правильно применять
Милые девушки! Вы — наш главный источник вдохновения. Подписывайтесь, делитесь своим опытом в комментариях, задавайте вопросы!
И мы с радостью ждем вас в нашем женском пространстве IQ Ladies.
Любим вас)