Иногда выпуск тех или иных кинокартин подвержен настолько высокому риску, что продюсеры дают маркетологам и рекламщикам студии особое задание: провести необычную и оригинальную пиар-кампанию, которая сможет привлечь зрителей в кинотеатры на просмотр нечто оригинального и необычного. Выдаваемые за реальность выдуманные события, обрывки фотографий, позже выдаваемых за кадры из фильма, несуществующие политические резонансы и пропавшие люди, странные билборды, не указывающие на сюжет того или иного фильма от слова совсем. В сегодняшней статье поговорим о двенадцати самых ярких примерах необычных реклам-кампаний фильмов, которые смогли подогреть зрительский интерес и поджечь фитиль популярности в интернете. Приятного прочтения!
1. "Мегалополис" (2024)
Творение мечты Фрэнсиса Форда Копполы, на разработку которого у режиссёра ушло целых пятьдесят лет. Премьера ленты состоялась в мае этого года на Каннском кинофестиваля, где вызвала настолько неоднозначные впечатления, что многие критики и журналисты приняли называть "Мегалополис" главным авторским провалом века. Впрочем, маркетологи нашли способ привлечь зрителей в кино негативом: первая половина последнего трейлера состоит из вырезок статей на предыдущие шедевры Копполы, такие как "Крёстный отец" и "Апокалипсис сегодня", а закадровый голос несколько раз повторяет, что искусство настоящих гениев проходит проверку временем и всё равно становится великим. По правде говоря, большая часть всех вырезок оказалась фейком, в связи с чем прокатчикам из Lionsgate пришлось отозвать трейлер из сети. Но маркетинговая уловка с недостижимым искусством - явно самый гениальный пример пиара для такого неоднозначного проекта. Особенно после стольких негативных отзывов прямиком с Канн
2. "Монстро" (2009)
Таинственный триллер в стиле мокьюментари, вирусная пиар-кампания которого нагнала такого шороху, что в прокате "Монстро" заработал 170 миллионов долларов, при бюджете лишь в 25. Маркетологи не светили в трейлерах образ чудовища, разрушающего Нью-Йорк до самого основания, а лишь демонстрировали зрителям последствия нападения на мегаполис. В социальных сетях создавались страницы главных героев фильма, а в интернете часто появлялись фейковые новости о нападении гигантского существа на крупные города. Все эти вводные помогли "Монстро" обрести статус современной классики триллера, с самой необычной и интересной пиар-кампанией за всё первое десятилетие двадцать первого века
3. "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" (1999)
Пожалуй, самая известная и завирусившаяся в интернете маркетинговая кампания фильма в истории современного кинематографа. "Ведьма из Блэр" изначально продавала себя, как настоящую документальную хронику: до самого похода в кинозал зрители думали, что им представят подлинный видеоматериал о паранормальных явлениях в густом лесу, унёсшем жизни нескольких молодых студентов. В сети и на улицах появлялась информация об исчезновении людей (выступающих героями самого фильма), а данные подцепляли многие популярные СМИ, расписывающие в газетах новости о расследовании гибели молодых людей. Для продвижения картины даже был создан целый сайт, на котором размещались якобы реальные документы и свидетельства присутствия нечто мистического в том самом таинственном лесу. Итоги не заставили себя ждать: "Ведьма из Блэр" стала одним из самых прибыльных проектов в истории жанрового кино, заработав в мировом прокате 250 миллионов баксов при бюджете лишь в 22 тысячи
4. "Психо" (1960)
Мастерпис Альфреда Хичкока, сценарную фабулу которого гений саспенса решил не открывать зрителям до самой премьеры фильма в кинотеатрах. "Психо" был снят по одноимённому роману, все тиражи которого скупил лично Хичкок для того, чтобы самые прожорливые киноманы не разузнали информацию о коренной сущности сюжета. Сам режиссёр советовал первым зрителям не рассказывать другим о главных деталях истории "Психо" и ввёл запрет для опоздавших на вход в кинозал. А после окончания каждого из сеансов ленты зрителей оставляли в полной темноте на несколько минут. Всё же Хичкок - мастер не только саспенса, но и продвижения своих проектов
5. "Аватар" (2009)
С самого начала об истории революционного технологического прорыва Джеймса Кэмерона не было известно ровным счётом ничего, кроме того, что действия будут развиваться на другой планете, за пределами Земли. Маркетологи поставили основную ставку на прорыв режиссёра по части визуала и компьютерных эффектов: для первого "Аватара" даже была разработана отдельная система 3D, с полным погружением в экран во время просмотра. Лишь позже Кэмерон дал добро на раскрытие нескольких важных этюдов своей картины: показы эксклюзивных отрывков, подсвечивание рекламы на каждом шагу и на всевозможных баннерах. Итог снова сказал всё за других: "Аватар" стал самым кассовым фильмом в истории мирового кинематографа
6. "Паранормальное явление" (2007)
Как привлечь зрителей в кинотеатры на сеанс странного авторского хоррора в стиле мокьюментари, с безызвестным режиссёром и актёрами-дебютантами в производственном составе? Вся маркетинговая кампания "Паранормального явления" строилась на реакции первых зрителей на фильм прямиком из зала: люди пугались, вскрикивали, вздрагивали и попросту останавливали просмотр. Такой сарафан смог сказаться на картине самым благоприятным образом: при бюджете лишь в 15 000 долларов "Паранормальное явление" собрало в мировом прокате почти 200 миллионов
7. "Борат" (2006)
В те времена, когда Саша Барон Коэн был ещё не так известен в широких зрительских кругах, маркетологи первого "Бората" нащупали идеальную почву для привлечения зрителя в кинотеатры: актёр являлся на телепередачи, давал интервью и публиковался в журналах в виде чудаковатого казахского репортёра Бората Сагдиева. Именно после столь громкого появления на просторах телевидения продюсеры анонсировали премьеру полноценного фильма про непутёвого журналиста. Пиар-кампания сработала отлично: по миру "Борат" собрал 260 миллионов долларов, при бюджете лишь в 18 миллионов
8. "Дэдпул" (2016)
Как ещё привлечь массовых зрителей на просмотр кинокомикса с возрастным ограничением R? На пике успеха проектов киновселенной Marvel продюсеры Fox рисковали многим, когда выпускали первую часть ультра-кровавых и провокационных похождений Уэйда Уилсона, облачённого в яркое красное трико. Постеры и баннеры к "Дэдпулу" были видоизменены под другие фильмы, на просторах сети появлялись поздравительные открытки с датой выхода ленты, а билборды украшали разнообразные кадры из ленты, иронизирующие над самыми культовыми и популярными жанровыми фильмами. К слову, такой же пиар-ход провели прямо перед выходом сиквела "Дэдпула"
9. "Тёмный рыцарь" (2008)
Хоть первая часть трилогии "Бэтмена" Кристофера Нолана отбила свой производственный бюджет в прокате, продюсеры Warner Bros. хотели нечто большего от сборов продолжения, поэтому и дали своё добро на проведение столь масштабной пиар-кампании "Тёмного рыцаря". Был запущен сайт в поддержку Харви Дента, использовали разнообразные масс-медийные источники (и даже полноценный сайт, созданный специально для продвижения ленты), публикуя новости из вымышленного Готэма и очень аккуратно показали фанатам первый взгляд на Джокера в исполнении Хита Леджера. Однако и сарафанное радио, связанное с благоприятным качеством самой картины, помогло "Тёмному рыцарю" собрать в прокате почти один миллиард долларов
10. "Район №9" (2009)
Чтобы привлечь внимания массового зрителя для просмотра остро-социальной фантастической антиутопии, маркетологи дебютного полнометражного фильма Нила Бломкампа создали в интернете интерактивный баннер с одним из пришельцев, который охотно отвечал на все зрительские вопросы, связанные с сюжетом кинокартины. "Район №9" продавался, как псевдодокументальная хроника, чем и подкупал ожидания. Билборды и постеры с упоминанием пришельцев и правил безопасности в тот самом "районе", загадочные интервью самого Бломкампа: благодаря столь необычной пиар-кампании картина смогла собрать в прокате более 200 миллионов долларов, при бюджете в 30
11. "Интервью" (2014)
Остросоциальная политическая комедия, иронизирующая над Северной Кореей и её правителем, Ким Чен Ыном, вызвала настолько бурный резонанс в интернете даже не из-за качества самой картины или её обширной рекламы, а от произошедших в реальности событий. Компания Sony потерпела гигантскую хакерскую атаку, а сам лидер КНДР не только стал бойкотировать ленту, но и угрожал Соединённым Штатам своим кулаком, дабы "Интервью" не появилось в мировом прокате. Эта история вынудила продюсеров буквально "выкинуть" ленту на просторы стримингового сервиса Netflix, где та сразу же стала громогласным хитом. Иронично, что такую огромную пиар-кампанию создал сам Ким Чен Ын, а не маркетологи Sony
12. "Собиратель душ" (2024)
Последний представитель оригинальной рекламной кампании, чуть было не сыгравшей в злую шутку с качеством самого фильма. Первые промо-ролики "Собирателя душ" не светили название фильма, а лишь показывали зрителям таинственный шифр, из которого и складывалось словосочетание "Longlegs". На билбордах были развешаны постеры с неким номером телефона, на который отвечал пониженный и пугающий голос Николаса Кейджа, а в приложении для киноманов, Letterboxd, появился странный пользователь, отвечающий другим синефилам в комментариях жутковатым и пугающим образом. Перед стартом промо-кампании маркетологи Neon даже создали отдельный сайт, где публиковали газетные вырезки и обрывки фотографий с жертвами Длинноногого. Итоги не заставили себя ждать: несмотря на неоднозначное зрительское впечатление, "Собиратель душ" собрал по миру более 100 миллионов долларов, при бюджете лишь в 10-15