Найти тему

Киборгиада Альберта Пьюна: от вершин до дна

(Осторожно, злые спойлеры!)

Продолжение. Начало здесь:

Финал «Немезиды» был грустновато-оптимистичным. Алекс Рейн, конечно, побеждал зловещего киборга Фарнсворта и обзаводился новой боевой подругой Макс. Однако «Красная армия молотоголовых» практически прекращала существование, а электронное сознание Джаред растворялось. Её прощание с Алексом, забинтованным так, словно его не оперировали, а готовили к погребению в пирамиде, выглядело очень трогательно.

Алекс и Макс оставались один на один с грандиозным заговором киборгов, но что с ними случилось дальше, мы, к сожалению, так и не узнали. Альберта Пьюна тянуло вновь окунуться в мир постапокалипсиса (а скорее, денег было только на пустыню).

Да и навязчивая идея о крутой героине не отпускала. В следующем году, сваяв посредственный «виртуальный» триллер «Аркада» и комедию «Вышиби мозги», он снова принялся за киборгов и выдал фильм «Рыцари».

Промо-фото у фильма не очень честное, на мечах там не сражаются. Зато любителям фэнтези меч и бицепс дают чёткий сигнал: вам сюда! Фото из открытых источников
Промо-фото у фильма не очень честное, на мечах там не сражаются. Зато любителям фэнтези меч и бицепс дают чёткий сигнал: вам сюда! Фото из открытых источников

Почему у картины такое название, я не знаю. Подозреваю, это результат какой-то путаницы. Если вам попадётся фильм про обычных средневековых рыцарей, который почему-то называется «Безумные киборги-вампиры — всадники постапокалипсиса», значит, я прав.

Да, здесь киборги нуждаются в человеческой крови и, сопровождаемые ватагами верных клевретов, грозно скачут по бесплодным землям в поисках бредущих неведомо откуда и неведомо куда «крестьян».

С кровососущими киборгами мечтает поквитаться главная героиня Ниа — не перекаченная, но довольно мускулистая дивчина в исполнении чемпиона мира по кикбоксингу и каскадёрши Кэти Лонг. Она, кстати, нередко светилась на экране в камео, снималась в телесериале «Крутой Уокер» и была дублёршей Мишель Пфайфер на съёмках фильма «Бэтмэн возвращается».

Компанию ей составляет уникальный киборг Габриэль, запрограммированный на борьбу с вампирами, в роли которого снялся Крис Кристофферсон — актёр с обаятельной внешностью и внушительной фильмографией, в которой есть не только проходные боевики категории "Б", но и блокбастеры (все три части "Блейда"), и драматические картины ("Конвой" Сэма Пекинпа).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А противостоит ей главарь киборгов-вампиров Джоб с самой дурацкой механической конечностью, когда-либо представленной на экране. Его играет без пяти минут звёздный киностахановец, всенародно любимый андроид Бишоп — Ланс Хенриксен. И, кстати, играет достаточно неплохо. Несмотря на свою поистине идиотскую конечность (из-за неё одной можно было сделаться суперзлодеем), он выглядит не смешно, а зловеще, и напоминает то ли Кощея, то ли Нушрока из «Королевства кривых зеркал».

Сценария у фильма, кажется, не было, вернее, он куда-то потерялся, но никто не расстроился: актёры оттарабанили что-то по памяти и взялись за дело, то есть за демонстрацию боевых искусств. Получилось не так хорошо, как в «Киборге», но очень бодро.

Как бы глупо это всё ни выглядело, не может не порадовать финальная битва, в которой вампирские прислужники подбегают к Ниа за люлями строго по очереди, будто им талончики выдали, а она их красиво так бэмс, бэмс! — и ровными штабелями укладывает. С этим делом у Кэти Лонг всё в порядке, двигаться на экране она умеет.

Кэти Лонг на фоне примерно сотой части врагов, которых ей предстоит отправить в нокаут. Фото из открытых источников
Кэти Лонг на фоне примерно сотой части врагов, которых ей предстоит отправить в нокаут. Фото из открытых источников

Так что «Рыцари» получились довольно занятным «постап-фэнтези», к которому Пьюн собирался, да так и не собрался сделать продолжение. К сожалению, материала для поиска смыслов ни зловещий Джоб, ни доброжелательный Габриэль не дают. Первый попросту умрёт без крови, второй запрограммирован — вот и всё. А Ниа мстит. Ну, умница, конечно… но мы пойдём дальше.

В 1994 году Альберт Пьюн вернулся к своей давней франшизе «Кикбоксёр», выдал её четвёртую часть и, чтоб два раза сценарий не писать, сделал фильм «Человек против киборга», посвящённый кикбоксёрскому турниру недалёкого будущего. В нём участвуют спортсмены с имплантами, дающими дополнительную силу, ловкость и выносливость.

Обложке диска доверять не стоит, специальным гримом в нём не злоупотребляли. Фото из открытых источников
Обложке диска доверять не стоит, специальным гримом в нём не злоупотребляли. Фото из открытых источников

Фильм сделан крайне минималистично. Львиная доля действия — это однообразные поединки, которые проводятся на фоне… тени. Огромный (предположительно) зрительный зал погружён в непроницаемую тьму. Видны только освещённый ринг, несколько зрителей рядом с рингом и табло с именами участников.

Это, кстати, характерный приём Пьюна: когда не на что делать декорации, он не заморачивается, а просто щёлкает выключателем и гасит свет. Пара фонариков на лицо актёра — и можно снимать…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Главный герой — последний в мире боец без имплантов. Злодеи похищают его тренера и менеджера, а по совместительству ещё и невесту, ставят ей микрочип, подавляющий волю, и сводят с самым «киборгизированным» бойцом, которого собираются сделать непревзойдённым чемпионом. Герой, конечно, отправляется в логово кащеево, всех побеждает и любезную свою спасает.

Сюжет, в котором заметны влияния всех когда-либо снятых фильмов про смертельные турниры, абсолютно бредов. А жаль, потому что даже при очевидных недостатках, это мог быть не только лучший фильм Пьюна, но настоящий прорыв в тематике киборгов.

Во-первых, здесь уникальный подход к изображению турнира. Это не спортивное состязание как таковое, не погоня за конкретным призом (в виде какой-нибудь золотой статуи или, скажем, возможности прохода армии завоевателей в другой мир). Нет, это… рекламная площадка производителей имплантов.

Бойцы буквально принадлежат компаниям, которые их «прокачали». Победа повышает стоимость акций. Ради сверхприбылей в ходе соревнований можно безнаказанно калечить и убивать, это только добавляет шоу притягательности в глазах зрителей.

Владыки мира сего. Фото из открытых источников
Владыки мира сего. Фото из открытых источников

При должном старании из этого можно было вытянуть мощный месседж на социальную тематику. А ещё в сюжете заложен хороший потенциал, чтобы снова поразмышлять над вопросом, что же такое человек.

Похищение девушки потребовалось главному злодею не только в рекламных целях (мол, знаменитая тренер бросила своего неудачника, потому что знает, за кем будущее), но и для того, чтобы пробудить в нафаршированном имплантами супербойце страсть. Злодей почему-то решил, что именно этого не хватает его чемпиону, чтобы драться ещё лучше.

Какие возможности упущены! Я бы сделал акцент на другом: супербоец из рекламы превратился в антирекламу. Все хотят узнать побольше о звезде кровавого ринга, а его и показать-то никому нельзя, потому что в нём нет искры жизни. Он ничему не рад, либо тренируется, либо сидит пень-пнём, потому что ему всё равно. И какой дурак захочет быть похожим на него?

А потом этот искусственный чемпион, в котором пробудилась жизнь, узнаёт, что девушка была с ним не по своей воле, а под действием микрочипа, и очень обижается на злодея. А тот спорит: и что? У тебя теперь всё есть, живёшь полной жизнью, как сыр в масле катаешься и радуешься каждой секунде — не всё ли равно, как это сделано? А тот: в том-то и дело, что мне теперь не всё равно! И объединяется с героем, чтобы разнести злодейскую халабуду вдребезги и пополам.

Это, конечно, ещё не идея, а только её набросок, нужно ещё для героя с героиней что-то придумать. Но, согласитесь, потенциал отличный: тут и психологически интересные повороты, и власть корпораций можно показать. Но, увы, Пьюн этого не сделал.

Ему оказалось достаточно после киборгов-вампиров показать киборгов-спортсменов. И, ничтоже сумняшеся, он устремился к мечте своей жизни — первоначальному варианту «Немезиды», где главную героиню должна была играть сильная женщина.

Очень сильная. Вот такая.

Мадам с карамультуком. Фото из открытых источников
Мадам с карамультуком. Фото из открытых источников

Знакомьтесь: Сью Прайс. Шварценеггер в юбке, только росточком пониже. И уровнем актёрского мастерства пожиже. Её героиню опять зовут Алекс. Она генетически модифицированный человек, созданный, чтобы забарывать киборгов.

Правда, ждать, пока она вырастет, некогда. Мать садится в машину времени и увозит новорожденную девочку в ХХ век, чтобы спокойно воспитать и обучить. Но по прибытии она гибнет, и найденного младенца воспитывает племя охотников в недрах африканской страны, раздираемой гражданской войной.

Воспитанная дикарями. Фото из открытых источников
Воспитанная дикарями. Фото из открытых источников

Впрочем, смена образовательной программы на результате не сказалась. Алекс вырастает суровой бой-бабой, которая и танк на ходу остановит (причём одним только выражением лица), и в горящий завод зайдёт (чтобы взорвать всё, что не может гореть).

Во всяком случае, Сью Прайс старательно делает вид, что её героиня именно такая. Я не хочу сказать ничего плохого про Сью Прайс… а хорошего сказать — не могу.

Ну промахнулся Пьюн. До сих пор его сильные женщины были спортивные. Однако бодибилдинг — не спорт. Груда мышц годится только на то, чтобы поблёскивать маслом под софитами. Для всего остального она слишком тяжеловесна и неповоротлива.

Героиню Сью изрядно выручило то, что в противники ей достался киборг нового поколения, ещё более громоздкий и неповоротливый. К тому же, косой, как имперский штурмовик. Вот такой.

Про функциональность "узоров" на броне, конечно, спрашивать бессмысленно... Просто интересно, о чём думал дизайнер, когда изобретал такого "киборга"? Фото из открытых источников
Про функциональность "узоров" на броне, конечно, спрашивать бессмысленно... Просто интересно, о чём думал дизайнер, когда изобретал такого "киборга"? Фото из открытых источников

Это киборги спохватились и забросили в прошлое охотника, который косплеит Хищника, обрядившись в камуфляж невидимости. Камуфляж его, думаю, крепко выручает, потому что по расторопности этому железному бегемоту уступит только Ржавый Генерал (и то не слишком).

Дальше рассказывать смысла нет, сюжет — сплошная погоня по горящим тропам африканской страны, которая всё ещё охвачена гражданской войной. Так проходит не только фильм «Немезида-2: Невидимка», но и «Немезида-3: Провал во времени». Они, собственно, и снимались практически параллельно, только вторая часть вышла в 1995, а третья в 1996 г.

То самое будущее пока ещё не наступило (вернее, уже наступает, но из Африки этого не видно, там гражданская война). Киборгов по душу Алекс прибывает всё больше, смысла как не было, так и не появилось. Оба фильма скучны до зубовного скрежета, но, как я уже отмечал, даже они способны зацепиться в памяти. Если вы их посмотрите, то вряд ли забудете «близняшек» с их дебильным смехом и нового Фарнсворта (тоже дефективного, но в чём-то харизматичного).

Энергичная пальба прилагается, хотя, честно говоря, на пиротехнике уже экономили, плотность огня заметно ниже, чем в первом фильме. Вторая и третья «Немезиды» снимались для показа на видео, а это всегда означает низкий бюджет.

Финал у этой истории совсем грустный и даже труднообъяснимый. Но о нём — в следующей статье.

#Альберт_Пьюн #киборг #фантастика #боевик #Немезида #Рыцари #Человек_против_киборга #фильмы_про_киборгов #постапокалипсис