Найти тему
КиноFeels

"Пиковая дама"— роскошное произведение, но мистическое ли оно? Уверена, что нет.

Я обожаю "Пиковую даму".

И произведение Пушкина, и экранизацию И. Масленникова.

В статьях, посвященных "Господину оформителю", упоминала о своей любви к загадочным прямоугольным кусочкам картона, и к взаимодействию с ними в виде игр, фокусов и тп.

Разберем еще одну великолепную карточную дуэль -- между Германном и "славным Чекалинским".

Моя версия незыблема: нет никакой мистики в произошедшем. Проще всего все списать на мистику.

Германн обладал мощной интуицией. Он сам давно уже предположил и угадал эти три карты. Обратимся к тексту пр-ния:

"Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои верные три карты, вот что УТРОИТ(тройка), УСЕМЕРИТ(семерка) мой КАПИТАЛ(туз) и доставит мне покой и независимоcть!"

Все ясно, не правда ли?

-2

Эта цитата полностью доказывает оба моих утверждения:

1) у Германна давно уже сформировался образ трех карт, сформировался интуитивно. Не старуха назвала их ему, нет! Это исключительно его интуиция.

2) никаких старух в его каморке не было. Сам, сам, все сам!

Но некоторым рациональное объяснение кажется скучным и неинтересным, для них вcе давно ясно: Германн старуху убил, но она пришла к нему ночью и, с целью "отмстить неразумным хазаpам", что- то намухлевала с третьей картой.

Нет!

Из Германна получился бы великолепный игрок, если бы он тренировал свою интуицию. Такой дар -- как необработанный алмаз. Но если его обработать и огранить -- получится бриллиант.

Многие не понимают, что на самом деле речь в пр-нии идет не о выжившей из ума богатой бабке и не о девушке-приживалке Лизе. Это все пустяки.

Германн, военный инженер с профилем Наполеона, рациональный немец и, в то же самое время склонный к предрассудкам человек с очень богатым воображением -- вот центр повествования. Все события мы видим его глазами, ибо он -- фокальный персонаж, и автор нам дает эту возможность.

Виктор Проскурин в роли Германна и Константин Григорьев в роли Нарумова
Виктор Проскурин в роли Германна и Константин Григорьев в роли Нарумова

Моя версия случившегося такова.

Не было никакой мистики, покойниц, приходящих по ночам, не было подмен карт потусторонними силами.

Все необьяснимое -- это результат воспаленного воображения Германна. Недаром Пушкин неоднократно отмечает его воображение: "сильно подействовало на его воображение", "огненное воображение", "вино еще больше горячило его воображение" и тд.

Будучи впечатленным смертью старухи, невольным провокатором коей он стал, Германн решил идти на похороны.

Все последнее время он был одержим идеей фикс о трёх картах, а это тоже не способствует душевному равновесию.

Атмосфера прощания с покойницей, масса народу, запах тлена от увядающих цветов и ладана, вся эта мрачная и тягостная обстановка плюс бессонные ночи и чувство страха и вины делают своё дело: Германну чудится, что лежащая в гробу старуха открывает глаза.

Он отступает, падает навзничь, ударяется головой "об земь".

Далее он крепко накачивается алкоголем, что ему несвойственно.

Все произошедшее накануне плюс распитие спиртных напитков, помноженное на непрекращающиеся думы о трех картах приводят к тому, что проснувшемуся среди ночи Германну кажется, что его посещает мертвая и уже похороненная старуха-графиня, которая называет ему карты.

Елена Гоголева в роли старой графини Анны Федотовны
Елена Гоголева в роли старой графини Анны Федотовны

На самом деле эти карты возникли в голове самого Германна.

У него явные проблемы с душевным здоровьем, о чем говорит и его дальнейшее поведение, и последующее за проигрышем сумасшествие, и этот затык на трёх картах, которые ему всюду мерещились. Болезненная одержимость ими и мыслью о возможности разбогатеть.

Иннокентий Смоктуновский в роли славного Чекалинского
Иннокентий Смоктуновский в роли славного Чекалинского

Ну, а то, что происходило в течении трех вечеров у Чекалинского, лишь доказывает, что кто бы не подсказал Германну три карты: его собственная интуиция или мертвая графиня, подсказаны они были верно.

Первая карта--тройка. Чекалинский кладет ее слева и...
Первая карта--тройка. Чекалинский кладет ее слева и...

... и Германн демонстрирует свою тройку!
... и Германн демонстрирует свою тройку!

Вторая карта - семерка. Чекалинский метает. Налево выпадает семерка.
Вторая карта - семерка. Чекалинский метает. Налево выпадает семерка.

Вот она -- семерка! Остался последний, решающий вечер игры.
Вот она -- семерка! Остался последний, решающий вечер игры.

Трясущимися руками жадный богач Чекалинский метает карты. Направо выпал валет, налево -- туз. Туз! Если допустить, что к Германну приходила графиня, то упрекнуть ее не в чем -- карты названы верно! Но....! ((((((((
Трясущимися руками жадный богач Чекалинский метает карты. Направо выпал валет, налево -- туз. Туз! Если допустить, что к Германну приходила графиня, то упрекнуть ее не в чем -- карты названы верно! Но....! ((((((((

Туз выиграл!- говорит Германн, поднимая свою карту.
Туз выиграл!- говорит Германн, поднимая свою карту.

Ваша дама бита! - радостно смеется Чекалинский.
Ваша дама бита! - радостно смеется Чекалинский.

Германн просто обдернулся!

Он вместо туза случайно зацепил даму!

Невнимательность -- и никакой мистики.

Самомнение, головокружение от успехов, от уверенности, как следствие -- дернул из колоды не ту карту.

Термин "обдернулся" существовал не зря -- были прецеденты и до Германна.

Туз выпал на его сторону, он сорвал бы огромный куш, если бы только не вытащил случайно из колоды даму вместо туза.

Нелепая случайность.

Не повезло... ((((((((((((

Это чисто его косяк. Потому Германн и не винит графиню, а винит исключительно себя: как же я мог так обдернуться! Он знал, что нужно приготовить туза, и туз выпал на его сторону!  А вот почему он обдернулся и перепутал туза с дамой -- Бог его знает... В полутьме ли, от невнимательности ли, от того ли, что нервничал или напротив - был слишком в себе уверен...
Это чисто его косяк. Потому Германн и не винит графиню, а винит исключительно себя: как же я мог так обдернуться! Он знал, что нужно приготовить туза, и туз выпал на его сторону! А вот почему он обдернулся и перепутал туза с дамой -- Бог его знает... В полутьме ли, от невнимательности ли, от того ли, что нервничал или напротив - был слишком в себе уверен...

Мне очень нравится игра Проскурина. И его реакция на карту с дамой. В первоисточнике Германн кричит: "Старуха!" И в других экранизациях другие Германны тоже, небось, кричали.Это ни к чему. Крики, вопли, излишняя экзальтация -- нет и еще раз нет. Проскурин отлично отыграл эту реплику. Спокойно, с легким удивлением, с безнадежной усмешкой, как человек, только что испытавший крах, но еще не до конца осознавший масштабы этого краха.
Мне очень нравится игра Проскурина. И его реакция на карту с дамой. В первоисточнике Германн кричит: "Старуха!" И в других экранизациях другие Германны тоже, небось, кричали.Это ни к чему. Крики, вопли, излишняя экзальтация -- нет и еще раз нет. Проскурин отлично отыграл эту реплику. Спокойно, с легким удивлением, с безнадежной усмешкой, как человек, только что испытавший крах, но еще не до конца осознавший масштабы этого краха.

Мне очень жаль Германна. Молодой человек хотел использовать выпавший ему шанс и разбогатеть.

Схватить, так сказать, птицу удачи за хвост.

Не получилось.

Я всегда сочувствую таким персонажам, которым не хватило самой малости, расстояния в миг для достижения цели...

Обожаю, когда действие в фильмах происходит зимой
Обожаю, когда действие в фильмах происходит зимой

В следующих статьях я продолжу разговор о прекрасной "Пиковой даме".

Согласны ли со мной достопочтенные читатели?