Найти тему

Дефектологу непросто работать с ребенком, когда вмешивается другой дефектолог

Оглавление

Наверное, многие педагоги сталкивались с не очень приятным явлением, когда мама воспитывает и учит ребенка вот так, папа - вот эдак, бабушки-дедушки - еще как-нибудь по-своему.

При этом ребенок-то - один и тот же, а требования у всех - разные (даже порой противоположные). И степень строгости у всех разная! И границы между "можно" и "нельзя" - подумать только, тоже разные!

И что мы получаем на выходе?

Правильно, ребенок вообще может теряться и не понимать, что есть хорошо, а что нет. А более "продвинутые" детишки - так тем паче: научатся использовать эти различия как им выгодно, манипулируя родственниками как куклами.

В общем, не совсем это здорово! Но, если уж родители и прочие родственники решили вырастить приличного человека, то, я думаю, они все прекрасно знают, что лучше им всем "смотреть в одну сторону" и заранее договариваться о "едином маршруте". А то…

Можно представить тогда, какой тарарам будет в голове у ребенка потом, когда он начнет взаимодействовать уже не только с родственниками, но еще и с чужими людьми: воспитателями, учителями… И у них - тоже будут свои требования, которые непременно надо будет выполнять (не потому что воспитатели и учителя - злыдни-детоненавистники, а потому что в обществе есть свои правила).

И это еще не всё!

А уж если, по воле рока, семья воспитывает ребенка с особенностями развития, то тут вообще всем надо быть крайне осторожными и внимательными! Ведь ребенку, например, с ментальными отклонениями, сложно усвоить даже одно требование или правило.

И таких деток я знаю очень много, т.к. работаю непосредственно с особенными детьми в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ (кружковым педагогом).

Но сегодня речь пойдет не о моих творческих кружках, а о занятиях с дефектологом и событиях, которые происходили на фоне занятий с дефектологом.

А что там с дефектологом?

Если что, кабинет дефектологов прямо за стеной нашего "творческого" кабинета.

Но в тот раз (и в течение довольно длительного временного промежутка) в этом кабинете работал только ОДИН специалист - дефектолог И. (совсем молодая, только-только после университета).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но, несмотря на отсутствие опыта, она очень много всего знает по своей специальности, грамотно и вежливо общается с родителями, дает дельные советы и рекомендации. В общем, хороший специалист.

А еще любит Чехова и Салтыкова-Щедрина, умеет вязать кукольные шляпки крючком и разрисовывать баночки витражными красками.

Только вот… слишком уж она вся нежная, скромная и стеснительная. А еще - всегда сильно расстраивается, если родители воспитанников вдруг начинают на неё грубо напирать и учить её работать:

- Насть, ну почему так? Почему они думают, если я еще молодая, то сразу глупая и плохая, и мои требования можно игнорировать и смеяться над ними? А еще и могут говорить об этом прямо при ребенке!

- Неужто прямо так? Прямо на занятии? - спрашиваю.

- Именно так, - отвечает дефектолог И., - мама ребеночка так и сказала: "Чего вы там мямлите, ему надо вот так и вот так! Я знаю, я сама дефектолог!" Еще и с таким высокомерным лицом мне это высказала, будто бы я - ученичка!

- Нууу, тут у нас многие мамочки с высокомерным лицом ходят, - говорю, - они же прекрасно понимают, что они - хозяева положения, причем с подачи начальства.

За что люблю дефектолога И. - так это за то, как она понимает и одобряет мои иносказания. Я ей тогда так сказала: "Ты же знаешь, что в нашем дьявольском оркестре именно ЭТИ люди играют первую скрипку, а дирижеру, администратору и худруку - пофиг, если музыка будет ужасной, они все равно глухие".

А почему еще дефектолог И. расстраивается?

Есть еще в этой прекрасной молодой женщине одна интересная черта.

Она страсть как не любит речевые ошибки из уст других людей. А еще - орфоэпические! Её прямо перекашивает, когда кто-то при ней говорит "звОнишь", "тортЫ", "бантЫ" и т.п.

Нет, она не делает замечания людям, не поправляет их (считая, что это невежливо), а просто сильно расстраивается и чувствует себя крайне неуютно рядом с ними.

Но, как ни странно, с тяжелыми детьми, которые не то что "звОнишь" или "звонИшь" не говорят, а вообще ничего не говорят, а только визжат на уроках и кидаются пособиями - она вполне "в своей тарелке" и даже ни один мускул не дрогнет.

И лишь потом, после "тарарамного" занятия, она дает волю чувствам и может пожаловаться или даже расплакаться.

А что там с той мамочкой?

Ну, которая якобы обижала дефектолога И...

Да, действительно так! Был у нас один такой воспитанник, у которого мама была дефектологом!

И не просто БЫЛА: она всем и каждому непременно об этом докладывала! И всегда одной и той же интонацией и в одной и той же манере:

- Вы (то-то и то-то) делаете неправильно. Я знаю, я сама дефектолог!

Ну, кто-то из специалистов смотрит на это сквозь пальцы и слушает вполуха (собака лает - ветер носит), а некоторых - действительно подобные высказывания задевают.

И у людей уже рождается в голове мысль: если ты такая вся великая дефектолог, то почему же тогда ездишь сюда со своим сыном, к нам, к плохим и неправильным, а не занимаешься сама с ним дома?

И ведь, надо сказать, что мальчишечка её - как раз один из тех ребят, которые не разговаривают, не понимают обращенную речь и ведут себя агрессивно и громко.

Дефектолог - ни разу не филолог!

Аааа, теперь о том, что более всего покоробило нашего дефектолога И. на индивидуальном занятии с сыном мамочки, которая есть Великий Самопровозглашенный Правитель Дефектолог.

Кстати, для этого своего занятия с мальчиком, дефектолог И. пришла ко мне и попросила одолжить ей какое-нибудь небольшое деревянное пособие (сортеры, вкладыши или лабиринтики какие, с выемками и шариками).

Деревянное - потому что мальчик ДО этого уже порвал одно бумажное и сгрыз одно из фоамирана. А небольшое - для того чтобы, если мальчик разгневается, урона педагогу было меньше.

Выбрали деревянный вкладыш "овощи".

Там нужно разноцветные деревянные (плоские) фигурки в виде огурца, капустного вилка, морковки и прочих вставлять в выемки соответствующей формы. Хорошее пособие, миленькое и удобное.

Ну так вот… занималась дефектолог И. с этим мальчиком, применяя это самое пособие. Мама, естественно, присутствовала на занятии (она всегда ходит, на ВСЕ занятия, и это отнюдь не плохо, если бы не некоторые нюансы).

Со слов дефектолога И. (о занятии)

Мальчик, конечно же, "бузил", кричал, пытался запустить в дефектолога И. то баклажаном, то тыквой, а дефектолог И. - прикрывалась коробочкой от пособия и мягко и вежливо уговаривала его не бросаться, а внимательно смотреть на дырочки искать в кучке овощей тот, который похож на эту дырочку".

Мама - вмешалась!

Крикнула дефектологу И.:

- Почему вы с моим сыном как с дурачком разговариваете? С ним надо по-другому! Я сама дефектолог, я же вижу, что вы делаете неправильно. Вот так надо!

Наклоняется мама над мальчиком (который, к слову, так и продолжал стучать и разбрасывать), обнимает его и нежненько так, почти на ушко:

- Мой хороший, ты такой умница, а ну-ка давай, возьми помидорУ... Нет, не это, балда! (шлепок по затылку) Это - кабачок. А ты - бери помидорУ!... Да-да, правильно, умница ты мой! Вот она, помидорА! (чмок-чмок в щечку)... А теперь - вот сюда ЛОЖИ её, в дырочку!... Нет, не сюда, балда! (снова шлепок по затылку) Эта дырочка не подходит!... И не сюда тоже, балда! (еще шлепок по затылку)... Аааа, вот-вот! Да, сюда ЛОЖИ помидорУ! Да, умница ты мой! (чмок-чмок в щечку)

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Дефектолог И. - совершенно обескуражена…

Сидит у меня в кабинете с круглыми глазами и жалуется:

- Нет, ну как так может быть! Мой подход её не устраивает: говорит, что он - неправильный, а верный - только у неё! Зачем тогда ходить на занятия ко МНЕ, если она, как великий педагог, знает, что два разных подхода одновременно - это тупиковый путь… и вообще, я не могу, у меня в голове не укладывается…

- Ну а что еще не так? - спрашиваю.

- Ох, ах! Эта её помидорА! Ужас! По-ми-до-рА! Которую надо ЛОЖИТЬ!

- Ага, ага, эта помидора отзывается злым эхом в твоих нежных дефектологических ушах, да? - пытаюсь хохотнуть и подбодрить её.

А дефектолог И. - еще больше расстраивается:

- И представляешь, вот эта ПОМИДОРА учит меня, как надо учить детей!

Отвечаю:

- Ну и помидорА, ну и что? Ты же знаешь, что эта женщина - дефектолог! Не психолог, чтобы "подходам" тебя учить. И не филолог, чтобы ПОМИДОР мужского рода КЛАСТЬ в ячейку. А как дефектолог - она же помогала ребенку учить формы? Помогала! Вооот!

- Вот! Но тогда есть вопрос: а зачем им Я вообще тогда нужна? Купите сами пособие - и занимайтесь, сколько вашей душе угодно, хоть до посинения, - изнывает дефектолог И. - наверное, чтобы нашлась дурочка, которую можно поучить правильно работать, и она в ответ ничего не скажет.

Так, к слову...

А ведь мальчик-то уже третий год приезжает в стационар. И никакой положительной динамики ни в уровне развития умений-навыков, ни в поведении - что-то никто не наблюдает.

И то правда! Где же мама найдет на это время? Надо ведь других учить и доказывать всем, что она - Великий Дефектолог.

А Вам, дорогие читатели здоровья и вдохновения, чтобы на великие дела хватало.

Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки