Найти тему

Где провести отпуск. Беларусь. От Минска до Бреста. Брестская крепость

Оглавление

Погрузив, наконец-то, наши тела в машину, мы засветились от счастья, словно китайские фонарики. Несмотря на утренние часы, попутным водителям казалось, что им навстречу по дороге едет светильник на колесах.

Приветствую Вас всех! С вами Владислав!🤠👌

Наконец-то, все рабочие и домашние дела посланы далеко и как минимум на 10 дней. Файлы "по работе" в голове стремительно стерлись, уступая место входящему трафику впечатлений. И, теперь, весь этот трафик обработан, причесан и в рафинированном виде представлен для вас далее, в виде краткого мемуарчика. Что-ж, поехали.

Конечная точка нашего маршрута по плану - город Брест. Поэтому весь маршрут проходил по выстроенной навигатором линии Калуга - Вязьма - Смоленск - Минск - Брест.

И если по-началу все было ровно, то уже на отрезке Калуга - Вязьма нас "послал на фиг" навигатор, изо всех сил стараясь увести поглубже в лес. Его примеру послужил и весь интернет, словно рухнули разом все вышки в округе. А есть ли вышки вообще в этой части смоленщины?

Или дело не в вышках? Я быстро вспомнил, как, лет 15 назад бродили мы здесь (под Калугой) с любителями военной истории в поисках военных артефактов. Побегали и покопали знатно. Бок о бок с теми, кто проводил вахты памяти, поднимая павших бойцов (автору "посчастливилось" подержать в руках череп одного их них).

Однако, Вахты памяти на этой земле ведутся по настоящее время. И бойцов с этой, обильно пролитой кровью земли, поднимают до сих пор. А сколько еще осталось, неупокоенных душ? Еще лежат, ждут... Зовут.

Но, не будем погружаться в мистику. В любом случае, отсутствие связи быстро встряхнуло наши мозги, и в Смоленск (на ночевку) мы въехали фактически "по памяти", громко и с выражением (как в школе) читая друг другу таблички с названиями населенных пунктов и улиц. Драйвово и успешно!👌😄

Ночевка в Смоленске

За время короткого пребывания в Смоленске (один вечер) мы лишь успели прогуляться по набережной и порадовать своим присутствием Кафедральный собор. Об этом - здесь.

Мы были готовы и дальше побродить по старым улицам этого города, но внезапный и сильный ливень спутал карты. Дождь с порывами ветра не просто лил, как из ведра. Катаклизм хлестал так, что, казалось - вот-вот смоет в реку Днепр весь Смоленск с его крепостью, Собором, утопающими на дорогах машинами и неуспевшим спастись населением. Мы спрятались на остановке, распустив зонты и защищаясь, как древние рыцари защищались щитом. 😒

Когда все закончилось, мы не стали рисковать и вызвали такси до дома. Подъехавшее яндекс-такси добавило своих "впечатлений". За рулем сидела женщина с каменным лицом, отсутствующим взглядом и синими руками. От плечей до ногтей на пальцах. Почему синими? Нет, не от болезней. Руки почти сплошным слоем покрывали татуировки.

Даже мои белые руки начали покрываться холодным потом. Я молился, чтобы вертухай-таксистка не перепутала маршрут и не отвезла нас прямиком в колонию строгого режима. Не перепутала, довезла! Респект!

Радуга в Смоленске после Апокалипсиса.
Радуга в Смоленске после Апокалипсиса.

Дома (в гостинице) мы оба почувствовали тяжесть наших голов. Оказалось, что ливень прошел не без последствий: поднимая с улицы пыль с песком он благополучно перенес все это на наши волосы. Песка в волосах было столько, что в санузле можно было организовать песочницу и приглашать детей для приятного времяпровождения.

О дорогах Беларуси. Общее

Въехав на территорию Беларуси мы почувствовали странное облегчение. Дорога. Шоссе. Вроде все то же самое, как у нас. Но нет. Различия есть, они следующие:

✔1. Общее количество машин на трассе уменьшилось. Причем значительно.

✔2. Резко уменьшилось количество ям и выбоин на дорогах. Нет, конечно ямы есть и здесь. Но! Если у нас каждая вторая яма или выбоина норовит оторвать колесо вашего автомобиля и отправить его либо к едреням, либо в кювет (иногда вместе с автомобилем), то в Беларуси таких агрессивных ям я не увидел даже на второстепенных направлениях. 🤷‍♂️ Как есть.

✔3. Исчезли "шашечники" и сократились "торопыжки". И если первые исчезли по причине пункта 1, то сокращение вторых - на фоне повышения общей дисциплинированности водителей. Но это мое мнение. И это - на главной магистрали (М-1) от границы и далее: Минск - Брест.

✔4. Двойной знак ограничения скорости: для грузовых 100, для легковых 120 км. Мелочь, но приятная, позволяющая немного разделить потоки машин. Теперь длинномерные "вагоны" и массивные "сараи" уже не смогут "нюхать под хвостом" вашей легковушки, вынуждая либо уступить дорогу, либо ускорить "шаг". Вы от них с легкостью оторветесь, если только ваш автомобиль - не металлический курятник на колесах с абстрактным задним бампером.

✔5. Разметки на дорогах Беларуси имеют гораздо более понятный интерфейс. Ты просто видишь свою колею и знаешь куда ехать. Это же относится и к развязкам.

Итого, катаясь по дорогам Беларуси, я расслабился настолько, что взявшись одной рукой за руль, другой рукой просто грыз семечки, флегматично созерцая луга, поля и пасущихся животных. Я лузгал семечки, катаясь даже по городу Минску. Я насыпал очередную порцию семечек в карман моей левой двери, даже не сбавляя скорости. В Москве я бы себе такого даже во сне не позволил.

"С боем взяли город Минск..."

В Минске мы также останавливались на "переночевать". Общее впечатление от Минска, если охарактеризовать одним словом - умиротворение. Это (на минуточку) все-таки столица!☝ Что у нас здесь?

1. Все также меньше машин, и водители никуда в принципе не "летят с выпученными глазами". Они размеренны, дисциплинированы и всегда уступают дорогу пешеходам.

2. Здесь не так много людей. Впрочем, население всей Беларуси около 10 млн человек в 6-ти областях, а расстояние от края до края 700 км плюс минус лапоть. Вспомним численность населения Москвы и сделаем правильные выводы.👌

3. Чистота на улицах. Неидеальная, но сразу ласкающая даже невнимательный взгляд. Подозреваю, что в определенной степени это - результат пунктов 1 и 2.

4. Метро, благодаря которому мы добирались до центра города, не вызвало у нас паники и отторжения, которое бывает почти каждый раз при посещении московского метрополитена.

Типичная ситуация в московском метро.
Типичная ситуация в московском метро.

Здесь также никто не спешит, никто не расталкивает вас локтями и ластами, никто не бегает по эскалатору, словно невоспитанное парнокопытное существо. Все вполне прилично, и полностью понятная транспортная логистика.

По центру Минска мы прошвырнулись "на пешкарусе", успев продать глаза в самом центре Костелу Св. Симеона, воротам в Минск с трофейными немецкими часами на одной из его башен, и даже отдохнуть на лавочке напротив дома правительства.

Костел Св. Симеона в Минске
Костел Св. Симеона в Минске

Думали, сам Батька выйдет. Хотел пожать его "железную" руку за проделанную здесь работу. Но батька все не выходил. А мы все сидели и ждали. И вот, сидеть мы подустали, вздохнули с грустью и встали.

Пришлось вернуться в гостиницу "не солоно хлебавши". 😁

По дороге до Бреста мы на полчасика свернули в еще одно достопримечательное место. Этим местом является Мирский замок. Помните заставку перед непосредственным показом Диснеевских мультиков в 90-е годы? Этот замок напоминает нечто подобное. Смотрите сами.

А может он и списан с него для Диснея?🤨

Вокруг замка и внутри его (во дворе) полнейшая идиллия. Перед замком раскинулся небольшой прудик, в котором местная пацанва прямо с моста кунает удочки. Видимо они точно знают, где пасется рыба. А перед входом в комплекс местные старушки продают местный ягодный урожай. Бок о бок с продавцами сувениров.

"Господа! Наша цель - Брест Литовск!"

В Брест мы прибыли к обеду, заселившись в однокомнатную, но просторную студию на 8 этаже, с пейзажным видом на город с высоты птичьего полета. Я опущу подробности наших совместных с женой распитий "непонятных" напитков с целью отметить наш приезд. Но было хорошо и прилично. 😊

Общее впечатление о Бресте и крепости

Брест это, прежде всего, «западные ворота» Беларуси. Это город, который старше Москвы, основан в 1017 году, имеет богатую и героическую историю. Брест в первую очередь известен благодаря обороне Брестской крепости в первые дни Великой отечественно войны. Собственно, ради этого мемориального комплекса мы и приехали в этот город.

Собственно, ради этого мемориального комплекса в Брест стремились приехать и другие туристы. Когда-то, уже давно, в 60-е годы прошлого века, когда тема обороны Брестской крепости начала стремительно раскручиваться, Брест потихоньку становился символом СССР.

Одновременно с этим все более известной становилась 45 пехотная дивизия. И там, в верхней Австрии те школьные учителя, врачи и адвокаты, с военной выправкой, которым уже за сорок, весьма удивились, услышав о себе - "лучшая дивизия Германии", "любимое соединение фюрера", "земляки Гит-лера"...

Однако, время шло, война уходила все дальше и дальше. Крепость обрастала новыми музейными монументами, основанные в недрах стен крепости музеи обрастали все новыми и новыми экспонатами, добытыми в ходе бесчисленных раскопок на ее территории. А в СССР случилась перестройка, в результате которой последний распался.

И эти бывшие, уже ставшие 80-летними старичками, собравшись, тоже решили отправиться по местами своей боевой юности.

Прогуливаясь по улицам города, мы заметили, что архитектура города весьма необычна. Как многоэтажки, построенные еще в 80-х, так и совершенно новые дома имеют некую стильность (изящество), почти копирующее старинные дома со своим неповторимым стилем, скорее всего вобравшим в себя элементы польского, немецкого и старо-русского. Более того, при реставрации и косметическом ремонте зданий стараются бережно относиться к историческим надписям (листайте галерею).

Вообще, Брест показался нам в плане архитектуры и дизайна необычным и действительно красивым и чистым городом.

И панельные многоэтажки куда-то скрылись, когда туристический автобус пошел старыми улицами... И показалось, что десятилетия отступили.
"А тот дом помните? И вот этот помните, господин обер-лейтенант?" - иронично они так называли друг друга. Сейчас, в Бресте, привыкшем к туристическим автобусам, эта группа подшучивающих друг над другом стариков в ярких западных одеждах не вызывает любопытства. Таких здесь много.
Однако экскурсовод знает, что будет дальше. Те, кто шутит сейчас, вскоре приумолкнут, когда автобус высадит их перед северным валом восточных ворот крепости. Да, здесь многое изменилось с тех времен, но эти кирпичики - нет.
...

Самое время немного рассказать о самой крепости. Брестская крепость состоит из 4-х основных частей:

1. Кобринские укрепления (северный вал)

2. Волынские укрепления (южный вал)

3. Тереспольские укрепления (западный вал)

4. Центральная цитадель (центральный остров, омываемый реками Буг и Муховец).

Упрощенный план,"украденный" мной непосредственно со стенда в музее, представлен на картинках (листайте галерею).

Весь музейный комплекс "брестская крепость" разбит на отдельные музеи, за которые надо отдельно платить. Если надумаете посетить это место, обязательно стоит предварительно осведомиться о каждом музее, иначе можно немного запутаться, как это благополучно сделали мы, заблудившись в элементарном и пропустив мимо глаз экспозицию "Оборона восточного форта".

А ведь именно там и разыгрывалась та драма. Именно там взят в плен последний защитник крепости майор Гаврилов. Жалеем. Стыдно!😔 Зато уже есть повод метнуться сюда еще раз!

По факту, экспозиции следующие:

Экспозиции
Экспозиции

Каждая экспозиция (музей) находится в своей отдельной казарме. Каждая экспозиция дополняет предыдущую. Они взаимосвязаны, при этом все посвящены общей теме истории крепости. Мы же отправились в основную экспозицию - музей обороны брестской крепости. А чтобы выжать больше информации и впечатлений, подключили платную опцию "экскурсовод".

Им, старикам, в залах музея очень трудно смотреть в такие живые глаза мертвых - наводчиков 98-го дивизиона Волоткина или детей Почерникова.
Прошлое не отпустит их и ночью, когда автобус привезет их в гостиницу "Интурист".

В процессе экскурсии я умудрился открыть мощный фонтан прямо в центре зала, состоящий из брызг газированной воды. Неудачно открыл бутыль, забыв, что почти час сотрясал ее в своем рюкзаке. Попало, правда, в основном на меня. Экскурсовода мой фонтан лишь слегка улыбнул. Видимо, я не первый. Вот и "отметились" мы в крепости.🤷‍♂️

Время неслось - обновляли крепость, изменялись и экспозиции музея. Казалось бы привычная работа, новые находки, и от стариков старые фотографии. Но ЭТИ фотографии от ТЕХ стариков всколыхнули особо - когда парни из батальона Эггелинга, молодые, среди развалин только что покоренной ими крепости уверенно и торжествующе взглянули в зал со стен музея героической обороны...Многие не поняли.
однако для новых поколений пулеметчики Эггелинга - как "драгуны с конскими хвостами: да, воевали с Россией, но изымать из музеев французские кирасы - показалось бы по меньшей мере нелепым. Да, впрочем, кто с кем только не воевал...

После помещений музея в казарме наша экскурсия пошла уже на улице, по самим руинам крепости. Хорошо поставленным, однако неравнодушным голосом экскурсовода рассказано было обо всех казармах, зданиях и воротах центральной цитадели и о том ужасе, что происходил здесь в первые минуты, часы, дни войны.

Это Холмские ворота (сегодня и 22 июня - 2 фото), самые печально известные, благодаря немецкой и советской кинохрониками. Ворота приняли на себя первый удар немцев. В том числе с помощью артиллерии прямой наводкой, о чем свидетельствуют не только старые фото, но и многочисленные выбоины, сохранившиеся до нашего времени.

Это Тереспольские ворота. Также печально известные тем, что именно через эти ворота первые штурмовики вермахта просочились в центральную цитадель и засели в церкви, угодив в свое первое локальное окружение. Ворота также замученные обстрелами, следы которых сохранились до сих пор.

Еще сохранились следы осколков снарядов противотанковых орудий Вацека и Шейдербауэра, отметины пулеметного огня Герштмайера, еще видны стрелковые ячейки солдат фон Паннвица...

А еще сохранились кое-где свободно лежащие артефакты в виде ржавых штыковых лопат и их фрагментов. Вот, одну из таких лопат кто-то нашел и положил на самую поверхность вблизи Холмских ворот.

Фрагмент штыковой лопаты (слева внизу)
Фрагмент штыковой лопаты (слева внизу)

Прошлое не отпустит их и ночью - кладбище 45-й пехотной дивизии окажется прямо у гостиницы "Интурист". Об этом, конечно, не говорят туристам. Но ЭТИ все знают и сами. Когда-то они хорошо изучили город. И несколько странно будет им, бывшим солдатам, вновь заснуть рядом со СВОИМИ, спящими в сотне метров отсюда.
Гостиница "Интурист"
Гостиница "Интурист"

Завтра автобус покинет Брест. Туман, наползший было из прошлого - а, впрочем, город и не заметил его, лишь те, что под асфальтом, - развеялся...

Ну, что-ж. Те иностранные старики, о которых шло параллельное повествование, уехали из крепости еще в конце 90-х начале 2000-х. Вряд ли кто-то остался в живых, а если и так: сомневаюсь, что они в силах вообще совершать туризмы куда-либо.

Итого, общее впечатление о крепости, как музее, конечно же, отличное. Я получил, что хотел. В Брест можно съездить, даже если бы только ради посещения этого музея.

А нам пора перевести дух. И да поможет нам в этом прибрежная гладь реки Мухавец.

Набережная Бреста выполнена на "отлично", в отличие от набережной Смоленска, например. Более того, здесь есть и скульптуры (например, солнечные часы с изображением памятников города), превосходно оформленные скверики и мини памятники. Очень качественное место для выгула тела и отдыха для души.

Из набережной в сторону центрального вокзала перпендикуляром вытягивается улица Советская, именуемая Брестским Арбатом с ее историческими зданиями, ритмично танцующими фонтанами и прочими арбатскими утехами. Есть, где разгуляться.

А вот торговцев стариной не обнаружил. Печалька. Их не было. 😒 Кроме единственной комиссионки, да и то - не на Арбате.

Есть также экскурсионный речной катер с музыкой из 90-х, как обязательная опция, созывающий всех желающих на часовую прогулку по Муховцу с видом на береговые окрестности города. Чем мы и воспользовались.

В Бресте также есть пара песочных пляжных мест, с которых в жаркую погоду (когда тело уже просит сделать хоть что-то, чтобы избежать перегрева) не возбраняется погрузиться с головой в воды Муховца.

Не побрезговали.😁

Да, если Вас заинтересует Брест и вы не страдаете клаустрофобией, то имеется еще и отдельно стоящий 5-й форт, как филиал брестской крепости, находящийся южнее. Чтобы понять - листайте галерею ниже.

Что из себя представляет музей? Это бетонные катакомбы где-то над землей, где-то под землей, в основном пустые, но для прогулок идеальные. Кое-где есть военная техника - в основном артиллерия. В одном из помещений форта организован музей, рассказывающий об истории форта. Можно посетить дикарем за символическую плату, а можно с экскурсией, но тогда лучше пристроиться к группе, ибо так дешевле.

Для детей идеальное место побегать по коридорам, потрогать пушки руками, покрутить руками их механизмы наведений, почувствовав себя артиллеристами, сфоткаться в обнимку с манекенным часовым. Единственный минус (на мой взгляд) - некоторая пустота многих помещений. Недосказанность какая-то. Хотелось бы побольше артефактов что-ли. Но в целом - восхищен. Я пробегал там часа два и даже слегка утомился. Музей достоен внимания.

На этом, думаю, все.

На обратном пути из Бреста домой мы сделали единственную ночевку в Рославле. И пожалели. Да простят меня жители Рославля , но ... ветхий город сразу начал давить на нас своей унылостью.

Квартиру сняли с ремонтом, соответствующим состоянию города. Когда вроде свежие обои и полы мирно соседствуют с бабушкиной мебелью, которую видели еще красноармейцы при освобождении города от немцев. Про санузел вообще промолчу! Он видел наверное неандертальцев. И вода. 🤢

По запаху, похоже, что водопровод тянется прямиком из городского погоста. Поэтому, воду покупали в магазине.

Вот теперь точно все!

Итак уже много букв, клавиатура избита и требует отдыха. Всем спасибо, кто осилил мой мемуар до конца! Пока , до новых встреч!🖐🤠