Приветствую, друзья! Все мы прекрасно знаем, что у каждой машины есть свои плюсы и минусы. Но существует одна модель, которая сумела объединить в себе максимум преимуществ - это непревзойденная Skoda Octavia A7. Дебютировав на российском рынке в 2013 году, она стала достойной преемницей полюбившейся нашим соотечественникам Octavia A5.
Однако Octavia A7 - это абсолютно новый автомобиль, созданный на инновационной платформе MQB и оснащенный передовыми двигателями и трансмиссиями. Ее обновленный дизайн экстерьера и интерьера разительно отличается от предшественницы, что сразу привлекло внимание покупателей. Неудивительно, что эти машины стали пользоваться огромным спросом.
Но с момента появления Octavia A7 прошло уже 11 лет, и сегодня, в 2024 году, мы можем объективно оценить ее сильные и слабые стороны. Какие версии этой модели стоит приобретать на вторичном рынке? Что в ней надежно, а что - не очень? Давайте разбираться вместе, рассматривая все варианты - и дорестайлинговые, и рестайлинговые. Мы подробно обсудим каждый мотор, каждую коробку передач и все потенциальные "болячки".
Начнем с дорестайлинговых версий, которые выпускались с 2013 года. Тогда Octavia A7 предлагалась с широким выбором двигателей, среди которых самым скромным был 1.2 TSI. Такие машины встречаются довольно редко - в основном их закупали крупными партиями для корпоративных парков. Как правило, это были самые простые комплектации с полунезависимой подвеской (балкой) сзади. 1.2 TSI имеет склонность к повышенному расходу масла. Однако, учитывая солидный возраст этих экземпляров, скорее всего, данная проблема уже решена путем капитального ремонта. Так что сейчас особого смысла заострять на этом внимание нет.
В паре с 1.2 TSI обычно устанавливалась 7-ступенчатая роботизированная коробка передач DSG DQ200 с "сухим" сцеплениями. В целом, она довольно надежная - главное, вовремя, раз в 100-150 тыс. км, менять сцепление. Сам мотор 1.2 TSI ременной, относится к серии EA211. Но, повторюсь, из-за малой распространенности вдаваться в подробности о нем, пожалуй, не стоит. Гораздо интереснее следующий агрегат - 1,4 TSI.
В 2013 году этот турбомотор развивал 140 л.с. и имел маркировку CHPA. Он отлично зарекомендовал себя: надежный ременной привод ГРМ (серия EA211), отсутствие проблем с турбиной и только первые партии этих двигателей могли отличаться "масложором". 1.4 TSI CHPA - чисто турбированный мотор, без компрессора или других ухищрений. Он отлично работает как в связке с 7-ступенчатым "роботом" DSG, так и с 6-ступенчатой "механикой". И та, и другая коробки весьма надежны. Но нужно понимать, что сцепление в МКПП тоже требует замены примерно раз в 150 тыс. км, как и в DSG. При этом разница в стоимости работ не столь велика: комплект сцепления от именитого бренда LUK для МКПП обойдется в 25 тыс. руб., а для DSG - в 40-45 тыс. руб.
Важный нюанс: на версиях Octavia A7 с моторами 1.2, 1.4 и 1.6 сзади применена полунезависимая подвеска (балка). Именно поэтому многие стремятся найти машины с 1.8, поскольку они оснащены многорычажкой. Для сравнения, Octavia A5 вне зависимости от типа двигателя всегда имела многорычажную подвеску сзади.
Следующий по объему движок, который ставился на Octavia A7 - 1.6 MPI (CWVA) мощностью 110 л.с. Сегодня это, пожалуй, самый массовый агрегат на вторичном рынке, особенно в такси Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь это тот случай, когда надежность превыше всего. Да, есть небольшой масложор в пределах 1-1,5 л от замены до замены. Но в остальном мотор очень крепкий и способен выдержать 500-600 тыс. км пробега даже в жестких условиях таксопарка. Кстати, в паре с 1.6 MPI может стоять как классический 6-ступенчатый "автомат", так и 5-ступенчатая "механика".
Так что если вы ищете Octavia A7 в максимально надежной конфигурации, то ваш выбор - 1.6 MPI с автоматической или механической коробкой. Такие машины, можно сказать, практически "вечные".
А вот следующий мотор в линейке - 1.8 TSI, заслуживает отдельного разговора. Этот турбомотор с цепным приводом ГРМ, относящийся к серии EA888 Gen3, отличается феноменальной надежностью - и это касается даже самых первых экземпляров 2013 года выпуска. Я лично не сталкивался со случаями повышенного расхода масла на 1.8 TSI Gen3 в Octavia A7. Движок совершенно не доставляет хлопот владельцу, великолепно тянет в любых режимах и чувствует себя превосходно.
Вдобавок он весьма экономичен: расход топлива в смешанном цикле не превышает 10 л/100 км. Как правило, Octavia A7 с мотором 1.8 предлагалась в богатых комплектациях. Например, версия Style могла похвастать большим монитором мультимедиа, удобными креслами с развитой боковой поддержкой, мультифункциональным рулем, круиз-контролем, ксеноновыми фарами и прочими приятными опциями.
Подводя итог, можно сказать, что 1.8 TSI - самый мощный (180 л.с.) и динамичный мотор в линейке Octavia A7. Он очень надежен, но при этом и наиболее дорог в обслуживании в сравнении с 1.6 MPI и 1.4 TSI. Все дело в обилии высокотехнологичных компонентов: тут и более крупная турбина, которая все же уступает в плане ресурса 1.4 TSI, и термостат с повышенным риском течи, и разнообразные патрубки-шланги, коих на 1.8 TSI гораздо больше.
В общем, конструктивно этот двигатель намного сложнее своих младших собратьев. Плюс, как уже говорилось, у машин с 1.8 TSI сзади стоит независимая многорычажка, которая со временем тоже попросит финансовых вливаний на ремонт. Для сравнения, задняя балка на версиях 1.4 и 1.6 беспроблемно ходит по 200-300 тыс. км - поменял один раз сайлент-блоки и забыл.
Поэтому при выборе Octavia A7 отталкивайтесь в первую очередь от своих потребностей и бюджета. Если на первом месте стоят комфорт и динамика, то 1.8 TSI с многорычажкой - ваш вариант. Но когда хочется сэкономить - присмотритесь к 1.4 TSI. Ну а если цель - максимально беспроблемная и экономичная эксплуатация, то лучше 1.6 MPI.
Кстати, в 2015 году на Octavia A7 дебютировал модернизированный мотор 1.4 TSI с индексом CZDA. Его мощность возросла до 150 л.с., а надежность вышла на новый уровень. По сути, это слегка доработанный вариант 1.4 TSI CHPA, но к нему уже вообще нет никаких вопросов. Абсолютно беспроблемный агрегат с ременным ГРМ серии EA211. Рестайлинг не затронул моторы 1.6 MPI и 1.8 TSI - они остались прежними. А вот 1.4 TSI CZDA и по сей день клепается концерном. Это реально лучший мотор в линейке - мегарезультативный и при этом абсолютно неубиваемый.
Теперь перейдем к "болячкам". Что касается привода ГРМ, то на двигателях 1.2 TSI и 1.4 TSI он ременной, а замена требуется каждые 120 тыс. км. У мотора 1.8 TSI применена цепь, которую меняют по мере растяжения - обычно при пробеге от 150 до 180 тыс. км. Если говорить о топливной системе, то у 1.8 TSI Gen3 используется комбинированный впрыск. Форсунки тут стоят как во впускном коллекторе, так и в камере сгорания. За счет этого проблем с закоксовыванием клапанов практически не возникает. А вот на моторах 1.4 TSI и 1.2 TSI, оснащенных непосредственным впрыском, такая неприятность иногда случается.
На моторе 1.8 TSI в Octavia A7 мне не доводилось сталкиваться с закоксовкой клапанов. Да и вообще, типичных течей, кроме просачивания масла через переднюю крышку двигателя, я не встречал. Хотя последняя неприятность случается довольно часто - обычно каждые 100-150 тыс. км. Впрочем, мы не заостряем на этом внимание, поскольку переуплотнение крышки всегда совмещаем с заменой цепи ГРМ. Так что заморачиваться по этому поводу не стоит. Единственное, с чем приходилось иметь дело по части турбины - это актуатор. С коробками передач все предельно ясно: особенности DSG я уже озвучил, а "механика" и вовсе не требует лишних слов. Подвеску мы с вами затронем чуть позже.
Кстати, нельзя не упомянуть, что помимо бензиновых агрегатов для Octavia A7 предлагался и 2.0-литровый турбодизель. Пусть таких машин в свободной продаже кот наплакал, но если вдруг попадется дилерский экземпляр, присмотритесь к нему повнимательнее. Ведь сочетание мощного, тяговитого и при этом феноменально надежного мотора с не менее выносливой 6-ступенчатой DSG DQ250 - это практически идеал. Такая связка просто создана для того, чтобы верой и правдой служить своему владельцу долгие годы. Правда, люди, выбирающие дизельную Октавию, как правило, отдают себе отчет в ее потенциале и эксплуатируют на полную катушку. Поэтому пробеги в 250+ тыс. км для них - обычное дело.
Что касается подвески, то типичные "болячки" Octavia A7 - это сайлент-блоки задних поперечных рычагов и стойки стабилизатора. В остальном же ходовая Шкоды, как и всех современных VW, необычайно живучая. На родных элементах вполне реально отходить 200-220 тыс. км вообще без вмешательств. Это уровень иных премиальных машин вроде BMW или Mercedes, где сайлент-блоки порой выхаживают и по 250 тыс. км. В плане ресурса деталей подвески автомобили концерна VAG несильно отстают от "немецкой тройки". Что же до главной проблемы Octavia A7 (впрочем, как и всех Фольксвагенов), это однозначно кузов. (ржавеющие арки, пороги и т.д.)
Так что Октавию с пробегом под 200 тыс. км наверняка придется красить. Причем речь идет как минимум о 5-6 элементах. Конечно, есть вероятность, что предыдущий владелец уже освежил проблемные места, но лучше быть готовым к дополнительным тратам.
Кто-то обязательно скажет, что Октавия А7 дорого стоит. Но как по мне, этот автомобиль полностью оправдывают каждый вложенный в него рубль. Ни один другой подержанный автомобиль не предложит вам столько всего за аналогичную цену. С этой машиной вы получаете 110% автомобиля при минимальных вложениях. Именно за это ее и любят. Причем столь трепетное отношение сложилось не только к А7, но и к предыдущим поколениям модели. Даже среди видавших виды перекупщиков бытует присказка:
"Если у тебя 500 тыс. руб. - бери Octavia Tour. Если лям - Octavia A5. Полтора - дорестайл А7. Два - рестайл А7. А если три миллиона - не раздумывая, покупай Октавию А8".
Кстати, об актуальных ценах. Давайте прикинем, во сколько обойдется эксплуатация и ремонт наиболее распространенной версии Octavia A7 1.6 MPI. Начнем с задней подвески. К пробегу 150 тыс. км наверняка потребуется замена сайлент-блоков и, возможно, пружин (они тут иногда лопаются). В целом ремкомплект с работой обойдется в 20-25 тыс. руб. Передние тормоза - около 25 тыс. руб., если ставить фирменные диски и колодки. Экономным натурам, эксплуатирующим авто исключительно в городе, можно посоветовать и бюджетный вариант за 15 тыс. руб.
Теперь об обслуживании двигателя и коробки передач. Замена цепи ГРМ с учетом работ и расходников потянет примерно на 60-70 тыс. руб. Если мы говорим про помпу, то сейчас есть хорошие аналоги и стоят они с работой примерно 30 000 руб + антифриз. Также не забываем мыть кассету радиаторов на всех WV И Шкодах, каждый сезон. Это порядка 15 000 руб. Разобрать, собрать, залить новый антифриз, обновить хладагент в системе кондиционирования.
По обслуживанию DSG. Сцепление сейчас стоит 45-50 тысяч рублей, плюс работа 15. То есть замена сцепления в DSG стоит 65 тысяч рублей. Замена мехатроника 40 тысяч рублей. Замена двухмассового маховика, если это уже вторая замена сцепления, около 200 тысяч у вас пробег, маховик стоит еще 30 тысяч рублей. Замена сцепления в механике сейчас обходится порядка 40-45 тысяч рублей. Если мы говорим про моторы 1.2, 1.4, 1.6, то у них ременной привод ГРМ. Замена ремня, плюс работа, плюс все-все-все, сейчас это стоит примерно 30 тысяч рублей.
А теперь давайте поговорим о ценах на сами автомобили. Например, Октавию А7 до рестайлинга можно найти примерно за 1,3 миллиона рублей. Разумеется, это будут не топовые версии, а простенькие комплектации с пробегом от 150 до 200 тысяч километров. Скорее всего, под капотом у таких машин окажется 1.4 TSI или 1.6 MPI, а в качестве трансмиссии - "механика", "автомат" или DSG. Не стоит рассчитывать на идеальное состояние кузова - наверняка будут сколы на арках и прочие следы непростой жизни. Возможно, потребуется замена помпы или каких-то расходников. Но в целом это будет добротный небитый экземпляр с реальным пробегом и внятной историей. Да, придется немного повозиться с обслуживанием.
Ещё вариант - это покупка дорестайлинговой Октавии в топовом исполнении. Например, 1.8 TSI на "механике" или DSG в комплектации Style. Пробег - до 120 тысяч километров. Цепь ГРМ, скорее всего, уже меняли. Возможно, освежили и помпу с термостатом. В общем, такая машина уже не будет требовать серьезных вложений. Но и стоить она будет в районе 1,6-1,8 миллиона рублей.
Если же нацелиться на рестайлинговую A7 с раздельной оптикой, то бюджет придется увеличить до 1,7-1,75 миллиона. Это будут более-менее свежие машины с моторами 1.6 MPI или 1.4 TSI в сочетании с "механикой", DSG или классическим "автоматом". Пробег, опять же, от 150 до 200 тысяч. Конечно, и такие экземпляры потребуют определенных вложений в обслуживание - все-таки возраст дает о себе знать. Но в целом они будут смотреться интереснее дорестайла.
Ну а если хочется идеальный рест, то готовьте 2-2,5 миллиона рублей. Речь о рестайлинговых машинах с 1.8 TSI, пробегом до 100 тысяч и в богатых комплектациях. Тут вам и LED-оптика, и большой экран мультимедиа, и куча прочих наворотов. Одним словом - полный фарш. В общем, Skoda Octavia A7 - это поистине многогранный автомобиль. И каждый может подобрать себе версию по вкусу и кошельку.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях