Найти тему

Школьное образование как среда для финансовых махинаций

Разговаривают двое:

Опытный Реформатор, серобуромалиновый кардинал (ОР), 65 лет

Недавно назначенный Титулярный Советник министра просвещения (ТС), 30 лет

ТС: -- Борис Медведьевич, я здесь совсем недавно, многих вещей не понимаю... Вот все эти предложения, которые мы обсуждаем: ввести профориентацию для будущих курьеров в пятом классе, проводить в начальной школе занятия по предмету "Внутренний мир", посвященные анатомии человека, обеспечить малокомплектные школы доступом к искусственному интеллекту для помощи в выполнении домашних заданий, - понятно же, что это бред. Гнусный бред сивой кобылы, за который должно быть стыдно.

Когда я это слушаю, почему-то постоянно вспоминаю два советских анекдота. Первый о том, как на птицеферме перекрашивали стены, включали классическую музыку, проводили воспитательные беседы - пока все куры не передохли. А потом тот, кто предлагал эти меры, сказал, что ему очень жаль, ведь было ещё столько идей.

Другой - о директорах колбасных заводов, которые допытывались у самого удачливого, почему у него больше покупают. Наверное, есть секретный рецепт. Ведь у всех одинаковый картон, кости, химия. Он отвечает, что на его заводе ещё добавляют 10% мяса. Остальные, разочарованно: "А, всё с тобой понятно, ты мясо кладешь..."

Зачем мы всё это делаем? Ведь проблемы начинаются с нехватки учителей. Условия в школах с точки зрения молодежи чудовищные. Очень много учителей в возрасте за 60. Через несколько лет просто некому станет работать, школы будут закрываться. Семьи будут массово переводить детей на семейное обучение, в частные школы, а у кого денег не хватит - отправят на все четыре стороны. В телефон играть или в молодежные банды. Нынешний кадровый голод покажется милым пустячком. Инженеров-строителей, программистов, ученых будем завозить из Индии и Индонезии, китайцы к нам не поедут. И ведь всё равно будет намного дороже, чем готовить своих... Неужели это не очевидно?

ОР: -- Павел Кассандрович, что-то вы плохо выглядите, волнуетесь... Ни к чему это, совсем ни к чему. Вот неплохой коньяк, рекомендую. Давайте хлопнем по рюмочке. Вы, кажется, угодили не в ту колею. Думаете не о том и не так, как у нас принято. А ведь это, если хотите, техника безопасности. Будете неправильно смотреть на вещи - надолго не задержитесь, сопьётесь или попадёте под суд. Я давно предлагал завести специальную книжечку, устав, как в караульной службе, но книжечка могла бы попасть не в те руки. Мудрость, выстраданную за десятилетия, приходится передавать из уст в уста. Кстати, на тот случай, если вздумаете что-то сообщить посторонним, слить в какое-нибудь идиотское СМИ, запомните, что вам этот разговор приснился.

Значит, так. По-простому, с азов. Мы довольно давно живём при капитализме, и капитализм обеспечивает те условия жизни, которые нравятся очень многим, большинству. Бизнес в стране работает неплохо, согласитесь. Особенно крупный бизнес, корпорации и торговые сети. Да и сфера услуг, рестораны, службы доставки с каждым годом хорошеют. Что нужно, чтобы работало 40 тысяч школ, или сколько их там осталось? Нужно посмотреть на них под правильным углом. Например, как на сеть офисов или магазинов. Потенциально это тоже бизнес, и бизнес довольно крупный, - ведь страна у нас большая. А что должен делать бизнес? Зарабатывать деньги, искать партнеров...

ТС: -- Давить конкурентов?

ОР: -- Ну, с этим сложнее, у нас практически государственная монополия. Лучше бы её сделать менее монопольной. Чтобы было кого давить, хе-хе...

Но поговорим о партнерах. Например, издательство. Учебники можно издавать высокими тиражами. На других книгах вы такой прибыли получить не сумеете. Чем чаще обновляются требования к учебникам, чем больше новых предметов, - тем лучше для бизнеса. В принципе, и единые учебники не так плохи, если стандарты менять почаще. Издержки минимальны, переписывать и редактировать почти не приходится. Сменили название, перекроили разделы - и вперед. Ни с какими детективами такой номер не пройдет, а с учебниками - пожалуйста. При тиражах в сотни тысяч можно выставить цены выше себестоимости в несколько раз. И, как говорится, повторять до закрепления. Разве это не потрясающе?

ТС: -- Но ведь это вредит основной задаче!

ОР: -- Ошибаетесь. О задачах мы ещё поговорим.

Идем дальше. Закупки оборудования. Компьютеры, ноутбуки, электронные доски, оргтехника... 3D-принтер, электронный микроскоп, ускоритель элементарных частиц... Знаете, сколько можно добавить к оптовой цене при правильной организации процесса? Если думаете, что десятки процентов, то вы - меньшевик.

Приобрели через посредников, неплохо заработали, поделились. Поставили технику в уголок. Стоит, кушать не просит, в отличие от живого человека. Понадобится - расчехлим, не понадобится - спишем лет через двадцать.

Лучшее, что можно придумать, - это строить новые здания. Когда есть подходящая строительная компания, кэшбеки такие, что дух захватывает. Рискованно, конечно, но риск - дело благородное.

Представьте теперь, что те же самые миллиарды мы вбухали в зарплату. Человек, сволочь такая, мгновенно привыкает к хорошему. Придётся на каждый год закладывать эти вертолётные деньги. Но главное в том, что на зарплатах наши партнеры прибыли не получат. Зарплаты - это скучно. Тринадцать процентов НДФЛ приносят радость разве что налоговикам. Даже если бы из этих жалких крох что-то можно было перенаправить в конструктивное русло, тринадцать - не семьдесят.

ТС: -- Так в результате же ничего не работает! Люди не приходят, оборудование стоит и покрывается пылью!

ОР: -- Прекратите. Вы человек неглупый. Сделайте усилие и поймите, что с точки зрения бизнеса система работает очень даже неплохо. Есть оборот, есть прибыль, есть валовый продукт. В чём задача? В привлечении крупных средств, инвестиций.

ТС: -- Но нельзя же всё мерить этой меркой, ставить финансовые KPI с горизонтом планирования меньше года...

ОР: -- Может, где-то и нельзя, а в образовании - очень даже можно. У нас есть поддержка на самом высоком уровне. Думаете, было просто этого добиться? Это только со стороны выглядит просто. Скольких седых волос это мне стоило...

Жизнеспособно только то, вокруг чего крутятся большие капиталы. Чем ещё школа может их привлечь? Продажей персональных данных, рекламой в электронных дневниках... Кстати, представляете, какие заманчивые госконтракты мы заключим на искусственный интеллект для школ, на поддержку информационных систем? Сотни миллиардов, затем триллионы.

Тогда в образование по-настоящему придёт крупный бизнес, вырастут общие расходы, доля в ВВП, и мы приблизимся по этому показателю к нашим заклятым западным друзьям. Тогда и на квалифицированный персонал деньги, может быть, появятся. До тех пор - влачим жалкое существование и не дёргаемся. Имитируем деятельность, чтобы народ с ума не сходил.

ТС: -- То есть, вы говорите, что единственный путь - превратить школьное образование в Сбербанк или Газпром, тогда жизнь наладится. А что же означал совет учителям: идите в бизнес?

ОР: -- Вы правильно поняли. Зачем переспрашиваете? Можно уйти в бизнес поодиночке, а можно организованно, стройными рядами. Можно и школу целиком прихватить. Хотите - называйте услугой, не хотите - не называйте. Суть от этого не меняется.

ТС: -- А если бы зарплаты учителям платили через прокладку, и к рукам посредника прилипала бы половина, тогда был бы смысл платить больше?

ОР: -- Браво! Теперь я слышу голос не мальчика, но мужа, как говорила одна перспективная особа.

Конечно, тогда был бы смысл, мы об этом постоянно думаем. Но вы же понимаете, что это нужно как-то объяснить обществу, подать правильно. Деньги должны быть за что-то уплачены, хотя бы формально. Например, будет понятно, если они уйдут на разработку и поддержку искусственного интеллекта, виртуальной среды, красивой обёртки, ещё каких-нибудь инновационных инноваций. В нашем деле любые технологии полезны, лишь бы за руку нельзя было схватить.

Попробуйте предложить свой вариант. Это для нас вопрос жизни и смерти, без преувеличения.

ТС: -- И всё-таки, похабная торговля с дикими накрутками... Словно какой-то хопёр-инвест из девяностых. Казалось, что эти времена давно прошли...

ОР: -- Но заметьте: у народа напрямую мы ничего не отнимаем. Только у государства, а оно у нас нынче не бедное. Если руководство желает быть обманутым, то его следует лечить от этого желания терапевтическими методами, как завещал наш вождь и учитель товарищ Бендер, предтеча государственного капитализма. Почувствуют, в конце концов наберутся опыта, - тогда придется действовать более цивилизованно, и капитализм станет менее диким. Впрочем, я надеюсь, что не доживу до этого печального момента. Будет скучно, очень скучно.

Конечно, вы правы насчет девяностых. Именно тогда мы вошли в силу, я и мои ближайшие соратники. Тогда никто из нас не думал, что это продлится как долго. Но, как видите, держимся. Не теряем уверенности в завтрашнем дне.

Поймите, что наши намерения чисты. Мы не собираемся никого учить жизни. Вообще ничему учить не собираемся. Кому надо - тот научится и без нас. А вот если вернутся те, кого интересуют не только деньги, какие-нибудь просветлённые инженеры человеческих душ, - это будет страшно. Наш священный долг в том, чтобы уберечь страну от такой участи.

Кстати, думаем о подрастающей смене. Можем и повыше вас продвинуть, если согласитесь, что курс выбран правильный. Только не вздумайте притворяться перед старыми интриганами. Костей не соберёте, гарантирую.

Ладно, до завтра. Утром за чашечкой кофе обсудим курс повышения квалификации для педагогов "Укрощение диких зверей" под эгидой Московского государственного цирка. Не совсем наш профиль, но предложение заманчивое. Особенно - если сумеем договориться о поставках тигров из Индии.