Меня часто просят показать людям, как делать то или иное — как учить и проповедовать, как изготовить наглядные пособия, как писать и даже как расположить материал, чтобы им было удобно пользоваться, — но никто ни разу не сказал мне: “Научи меня молиться”. Однако именно об этом попросили Христа апостолы:
“Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»” (Лк. 11:1).
О молитве апостолы уже имели некоторое представление. Они знали молитвы, которые помнили еще со времени учебы в синагоге. Они слышали официальные торжественные молитвы раввинов, публичное чтение священников в храме, громкие и многословные молитвы фарисеев. Однако в молитвах и молитвенной жизни Иисуса было нечто особенное. Они видели, как “Он уходил в пустынные места и молился” (Лк. 5:16). Они наблюдали, как Он поднимался “на гору помолиться наедине” (Мф. 14:23), и проводил “всю ночь в молитве к Богу” (Лк. 6:12). Иногда по утрам, когда они просыпались, Иисуса рядом не было. Найдя Его, они неизменно видели Его склонившемся в молитве (см. Мк. 1:35-37). Кроме того, они замечали, что молитва делала для Господа. Они видели, что, поднимаясь с колен после общения со Своим Отцом, Он вновь обретал энергию, бодрость и жизненные силы. Они хотели того же, что было у Него. Поэтому они попросили: “Господи! Научи нас молиться”.
Ответ Иисуса мы находим в Лк. 11:2-13. Он не рассказал Своим апостолам всего о молитве, но поделился основными истинами, в которых нуждается каждый, кто хочет улучшить свою молитвенную жизнь.
МОЛИТЕСЬ
Вначале Он повторил то, что обычно называют “Господней молитвой”, или “Отче наш”:
“Когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»” (Лк. 11:2-4).
Точнее эту молитву было бы назвать “молитвой учеников” или “образцовой молитвой”. Более длинный и более известный вариант находится в Нагорной проповеди (Мф. 6:9-15). Этот пример может многому нас научить в том плане, как приступать к Богу.
К Богу мы приступаем, как к нашему Отцу: молитва начинается со слов “Отче наш”.
К Богу мы приступаем, как к Божеству: “Да святится имя Твое”. “Святить” — значит “относиться, как к святому”. Третья из десяти заповедей гласила: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” (Исх. 20:7). Первым делом в каждой молитве нужно воздать Богу честь и славу.
К Богу мы приступаем, как к Властелину: “Да придет Царство Твое”. Царство Божье — это царство Всемогущего в сердцах и жизни людей. Мы не можем молить “Да придет Царство Твое” в том смысле, в каком молили ученики до Пятидесятницы, поскольку царство/церковь уже установлено, — но нам все равно нужно молиться о том, чтобы все люди на всей земле считали Бога Царем их жизни.
К Богу мы приступаем, как к Даятелю: “Хлеб наш насущный подавай нам каждый день”. Если мы хотим есть, то должны работать (см. 2 Фес. 3:10), но мы все равно сознаем Господа Источником всех наших благословений (Иак. 1:17).
К Богу мы приступаем, как к Судье, в руках которого наша судьба: “И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему”. Две вещи губят счастье и действенность христианина, как ничто другое: неисповеданный и непрощеный грех в его собственной жизни и злобный, упрямый и непрощающий дух по отношению к другим. Образцовая молитва касается и того, и другого.
К Богу мы приступаем, как к Защитнику: “И не введи нас в искушение”. Поскольку Бог “не искушает никого” (Иак. 1:13), то смысл этой мольбы таков: “Господи, убереги нас от всякого искушения, что одолевает нас” (см. Иак. 1:14, 15; 1 Кор. 10:13). “Прощение грехов — это как средство от укуса змеи; цель этой части молитвы — удержать нас вне территории, кишащей змеями” — пишет Ф. Макфатридж.
Образцовая молитва охватывает всю жизнь: она просит о теперешней потребности: “хлеб наш насущный подавай нам каждый день”. Она просит о прошлых преступлениях: “и прости нам грехи наши”. Она просит о будущих испытаниях: “и не введи нас в искушение”.
Об этой молитве можно сказать гораздо больше, но вот один вывод, который мы можем сделать, изучая ее: нам всем нужна молитва. Лорд Альфред Теннисон писал: “Молитвой достигается столько, сколько и не снилось этому миру”. Ричард Фостер своей книге о молитве дал подзаголовок “Обретение сердцем истинного дома”. Бог сказал Иеремии: “Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе” (Иер. 33:3). Иисус говорил: “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф. 21:22).
Первый урок Христа о молитве можно выразить одним словом: “Молитесь”. Вначале этот совет может показаться вам странным. В большинстве случаев, чтобы какое-то умение превратилось в навык, требуется много учиться. А вот чтобы научиться молитве, первое, что вы должны сделать, — это начать молиться. Идите к Богу. Идите к Богу со всякой нуждой.
БУДЬТЕ НАСТОЙЧИВЫ
Чтобы настроить Своих учеников на молитву, Иисус рассказал им притчу с известной долей комичности:
«Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: “Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему”; а тот изнутри скажет ему в ответ: “Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной на постели; не могу встать и дать тебе”. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк. 11:5-8).
В те дни гостеприимство было не просто любезностью; это была практическая необходимость и моральная обязанность. Немногочисленные гостиницы располагались далеко одна от другой. Если кто-то приходил в дом — друг или странник — и у него не было места для ночлега, хозяин должен был великодушно предоставить ему пищу и кров. В притче друг пришел в полночь. Мы не знаем, почему он явился так поздно. Может, он не рассчитал время. Может, что-то случилось в дороге. Может, он шел ночью, чтобы избежать дневной жары. Какой бы ни была причина, он явился неожиданно среди ночи. Переночевать было где, а вот еды не оказалось; буфет был пуст.
Сложилась потенциально неловкая ситуация. Тогда ведь не было круглосуточных продуктовых магазинов. Что было делать хозяину? Он подумал: “У меня друг живет по соседству. Попрошу-ка я у него хлеба”. И отправился к другу. Дверь оказалась запертой, а на окнах были ставни и решетки. Но это не остановило человека; он постучал в дверь.
Из дома, наверно, раздался сонный голос: “Кто там? Что нужно?”
Человек с улицы ответил: “Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, а мне нечего предложить ему” (ст. 5, 6). Он попросил три хлеба: один для себя, один для гостя и один про запас, как свидетельство щедрости.
Голос раздраженно ответил: “Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной на постели; не могу встать и дать тебе” (ст. 7). Многие дома состояли только из одной комнаты. На ночь на полу расстилали матрасы. Если в семье было несколько детей, то на полу не оставалось свободного места. Представьте, каково это — встать в темноте (выключателей-то не было), выбраться из теплой постели (огонь уже потух) и переступать через спящих, шаря в темноте в попытке найти три хлеба! Нетрудно понять, почему человек, по сути, сказал: “Убирайся прочь!”
Однако просивший не принял отказа. Иисус сказал: “Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит” (ст. 8). Нетрудно представить последовавший разговор:
(Тук, тук, тук).
— Сказано тебе, убирайся прочь! Я целый час укладывал детей. Если они проснутся, то я уже вовсе не усну сегодня!
— Но мне нужен хлеб!
— Нет!
(Тук, тук, тук).
— Прекрати! Если будешь и дальше стучать, разбудишь жену. А если разбудишь, то нам обоим несдобровать. Когда моей жене плохо, то всем плохо!
— Но мне нужен хлеб!
— Нет!
(Тук, тук, тук).
— Ну хорошо, хорошо. Теперь ты всех разбудил! Прекрати барабанить, а я посмотрю — может, что и найду!
Словом “неотступность” (в Современном Переводе “настойчивость”) переведено греческое слово, буквальное значение которого — “стыд”. Это может говорить о том, что хозяину было бы стыдно, если бы он не дал хлеба своему гостю, который, в своей настойчивости, конечно, был совершенно “бесстыден”. Когда он стучал, проснулась, должно быть, вся округа. Зажигались огни. Лаяли собаки. Сердитые голоса требовали прекратить стук. Лицо его, наверное, было залито краской. Но он не отступал, пока не получил хлеб.
Так что же, цель этой притчи — продемонстрировать, что Бог неохотно оказывает знаки внимания и от Него надо добиваться, чтобы Он дал нам то, что мы просим? Разумеется, нет. Взгляните на стих 13, и вы увидите, что сказал Иисус в итоге, когда учил, как молиться: “Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него”. Суть этой притчи можно выразить следующим образом: “Если не желавшего помочь друга можно было настойчивостью склонить к тому, чтобы он исполнил просьбу, тем более ваш небесный Отец, который готов и желает благословить вас, ответит на вашу просьбу, если вы будете настойчивы!” Позже Иисус рассказал Своим ученикам другую притчу с таким же сюжетом, предварив ее словами, что они должны “всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Один проповедник сказал, что цель притчи “не в том, чтобы поведать нам, как преодолеть сопротивление Бога, но научить нас, как завладеть Его расположением к нам”.
Бог хочет знать, что к своим просьбам мы относимся серьезно. Он не отвечает на равнодушные молитвы. Слишком многие молитвы с легкостью произносятся и быстро забываются. Чтобы наши молитвы могли повлиять на Бога, они сперва должны задеть нас самих. Они должны идти от сердца!
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ
О настойчивости идет речь также в следующих словах Иисуса:
“И Я скажу вам: просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучите — и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Лк. 11:9, 10).
Прослеживается естественная связь с притчей: поставленный в неловкое положение хозяин искал хлеб для своего друга, стучал в дверь второго друга и просил дать ему необходимое.
Из этих стихов можно извлечь следующий урок: мы должны просить Бога о своих нуждах. Иаков писал: “Не имеете, потому что не просите” (Иак. 4:2).
В стихах также подчеркивается, что мы должны упорствовать в своих просьбах. В оригинале слова “просите”, “ищите” и “стучите” употреблены в настоящем времени, что указывает на продолженное действие. Стих 9 буквально означает: “Продолжайте просить — и дано будет вам; продолжайте искать — и найдете; продолжайте стучать — и отворят вам”. Вспомните Авраама, который упорно молился о Содоме и Гоморре (Быт. 18:22-32). Вспомните Павла, который упорно молился о жале в плоти (2 Кор. 12:8). Вспомните Христа, который молился в саду, пока на лбу Его не выступил пот, как капли крови (Лк. 22:44). Все они упорно молились, и молитвы их были услышаны.
Порядок глаголов в предложении предполагает не просто упорство, но и возрастающую напряженность. Искать — это больше, чем просить, а стучать — больше, чем искать. Молиться нужно горячо. “Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16).
Зачем нужно молиться? Зачем быть настойчивыми в молитве? Зачем молиться усиленно? Затем, что, согласно нашему тексту, Бог отвечает на молитву. В стихах ответ был дан на каждое действие: просящий получил, ищущий нашел, стучавшему отворили. Эту истину и иллюстрирует притча о настойчивом хозяине: просящий, ищущий, стучащий человек получил нужные ему три хлеба.
Означает ли это, что на каждую просьбу Своих детей Бог отвечает положительно? Нет. Христос просил, чтобы Его минула “чаша” страдания (Мф. 26:39), но такого не случилось. Павел просил, чтобы Бог избавил его от “жала” страдания (2 Кор. 12:7, 8), но этого не произошло. В следующем разделе нашего текста (Лк. 11:11-13) Бог сравнивается с земными отцами. Разве мы, земные отцы, всегда отвечаем “Да” на просьбы своих детей? Не всегда. Иногда отвечаем “Нет” или “Погоди немного”. Мы можем даже сказать: “Нет, но вот тебе то, что лучше”. Однако, если мы любим своих детей, мы всегда реагируем на их просьбы — и в стихах 8-10 выражена именно эта мысль: если мы настойчивы и терпеливы, Бог отвечает на наши молитвы.
БУДЬТЕ ОПТИМИСТИЧНЫ
У нас есть все основания для того, чтобы быть оптимистичными в отношении своих молитв. Этот факт приобретает особую убедительность в завершающих словах Христа:
«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйцо, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:11-13).
Сцена первая. Сын приходит к отцу и просит рыбы. Это, наверное, одна из мелких соленых рыбешек, которыми в той местности ненадолго утоляли голод. “Хорошо”, — с улыбкой говорит отец. Сын протягивает руку, и отец кидает в нее небольшую извивающуюся змею! Какой кошмар!
Сцена вторая. Сын приходит к отцу и просит яйцо. Возможно, сваренное вкрутую, потому что такое яйцо ребенку удобно взять с собой и съесть, когда проголодается. “С удовольствием, — говорит отец, доставая небольшую корзинку. — А ну, бери сам”. Сын лезет рукой в корзинку, а яиц там нет — только злой скорпион с поднятым хвостом и готовый ужалить! Какой ужас!
Иисус сказал, что отцы, которые заботятся о своих сыновьях, так зло не шутят с ними — не поступает так и наш небесный Отец. “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (ст. 13). Ранее, используя ту же аналогию, Господь сказал: “Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мф. 7:11). Теперь же, несколько месяцев спустя, Он конкретно назвал один из самых замечательных Божьих даров: дар Святого Духа, который скоро получат все, кто крестится в Его имя (Деян. 2:38). Леон Моррис пишет: “Лука... рассматривает дар Духа как наше высшее благо. Думаю, нет основания считать это «харизматическими» дарами. Скорее, речь идет о работе Духа в жизни христианина вообще, как в Рим. 8”.
Ранее мы отмечали, что Бог не отвечает положительно на каждую просьбу, но Он отвечает на каждую молитву Своих детей. И, отвечая, Он всегда дает “благое”. Прежде всего Он заботится о том, чтобы нам было хорошо в конечном итоге. В настоящее время в Его ответе мы можем не увидеть блага, но в конце концов мы убеждаемся, “что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28). У нас есть все основания к своим молитвам относиться оптимистично!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученикам было важно узнать, как молиться. Впереди у них была Гефсимания, испытания Учителя, Его бичевание, издевки кровожадной толпы, ужас креста и мрачное безмолвие могилы. Сегодня мы тоже стоим перед искушением и испытаниями. Нам не менее важно знать, как молиться. Многое можно еще сказать о молитве, но для начала достаточно истин из Лк. 11:1-13:
• Молитесь: вы учитесь, когда делаете.
• Будьте настойчивы: вы добиваетесь, когда упорствуете.
• Будьте терпеливы: вы получаете, когда просите.
• Будьте оптимистичны: вы будете благословлены, если будете молиться.
Поймите, однако, что животворящая молитвенная жизнь может начаться только тогда, когда вы по правде назовете Бога Отцом (Лк. 11:2).
👉🏻 Аудиоэкскурсии 24/7 (Реклама. WeGoTrip. ИНН EE102418053)