Найти тему
Игорь Орлов

Европейский священник католик , богослов, сын протестанта, стал монахом РПЦ. Почему?

Оглавление
Йохен Бунге (нынче - схиархимандрит РПЦ Гавриил (Бунге)).
Йохен Бунге (нынче - схиархимандрит РПЦ Гавриил (Бунге)).

Немецкий священник, монах, богослов, католик перешел в православное монашество. Он стал схиархимандритом РПЦ и настоятелем православного монастыря в Швейцарии.

Почему он решился на такой шаг? И почему русское православие?

Удивительный случай.

Отец будущего монаха РПЦ – Йохена Бунге - был лютеранином, протестантом, а мать – римской католичкой. Казалось бы по вере он мог бы быть либо протестантом, либо католиком, глядя на родителей.

Однако, родители не толкали его на путь священника или монаха, давали свободное право вероисповедания.

Йохен пришел к вере сам, когда стал студентом Боннского университета, приняв католическую христианскую веру.

Боннский Университет, Германия, где учился Йохен Бунге.
Боннский Университет, Германия, где учился Йохен Бунге.

Повлияли на этот приход не столько родители, сколько ровесники. Йохен стал читать монашескую христианскую литературу: жития святых и их творения, Добротолюбие.

Первое знакомство с православием.

С православием Йохен познакомился, когда в 21 год отправился в Грецию, на остров Лесбос, жил там в семье грека, православного священника, посещал богослужения. Йохен проникается православием. После этого он едет в Афины и живет там в духовной семинарии, знакомится с греческим православием.

Остров Лесбос, Греция, где Бунге знакомится с греческим православием.
Остров Лесбос, Греция, где Бунге знакомится с греческим православием.

Почему он не съездил на Афон и не проникся этой святой обителью православия - большой вопрос, на который Йохен Бунге не давал ответа.

Католический монах.

Однако Йохен, житель развитой части Европы, не хочет изменять католической вере. В 22 года он решает стать католическим монахом и вступает в орден святого Бенедикта. В ордене нет жесткой вертикальной иерархии, он построен как матричная структура. Основы взаимодействия общин ордена – традиция и устав.

У Йохена в монашестве появляется наставник. Наставник чувствует, что его подопечный находится не на своем месте, что происходящее в ордене не его. Наставник предлагает ему поехать в Бельгию, в монастырь аббатства Шеветонь.

Аббатство Шеветонь, Бельгия
Аббатство Шеветонь, Бельгия

Бунге так и делает. Еще 18 лет он проводит в католическом бельгийском монастыре.

Йохен не просто живет монашеской жизнью, он задается богословскими вопросами, изучает творения церкви, пишет статьи и размышляет на тему взаимодействия католической церкви и православия.

Огромное влияние.

Огромное влияние на Бунге, как на богослова оказало изучение трудов Евагрия Понтийского. Очень много у него статей по анализу работы со страстями на основе учения Евагрия Понтийского. Пишет Бунге хорошо, детально, конкретно с четкой немецкой педантичностью. Его интересно почитать. Ниже приведу список его основных книг.

Авва Евагрий Понтийский, раннехристианский святой и богослов
Авва Евагрий Понтийский, раннехристианский святой и богослов

Швейцарское католичество.

В 40 лет, в 1980 году, Йохен переезжает в Швейцарию в район итальянской провинции Тичино и там поселяется в скит Святого Креста.

Италоговорящий контон Тичино в Швейцарии, где подвизается монах Йохен Бунге
Италоговорящий контон Тичино в Швейцарии, где подвизается монах Йохен Бунге

Удивительное дело: будучи западным монахом, он изучает труды восточного монашества и старается применять практики восточного монашества.

Посещение России.

В 2008 году, в возрасте 68 лет Бунге приезжает в Россию. Он приезжает в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Его многое здесь удивляет и радует.

Потом он едет на Валаам и восхищается этим святым местом. Насколько оно прекрасно для православного монаха отшельника. Что-то переворачивается в его душе (может происходит то самое преображение, о котором была последняя статья на канале?).

Валаам. Святое место, поразившее своей красотой монаха Бунге.
Валаам. Святое место, поразившее своей красотой монаха Бунге.

Принятие русского православия и становление русским монахом.

В Йохене зреет мысль стать русским православным монахом. В 2010 году он становится им.

Помощь митрополита Илариона (Алфеева).

Как видим из биографии Бунге, он много путешествует по разным странам, знакомится с разными интересными людьми, среди священства и монашества. В России, в РПЦ для Бунге удивительным человеком, которого он открывает становится Владыка Иларион Алфеев. Он знакомится с ним, когда тот был всего лишь иеромонахом, а не Владыкой.

Иларион (Алфеев)
Иларион (Алфеев)

Вот какие слова скажет 70 летний Йохен Бунге о достаточно молодом тогда Иларионе (Алфееве):

«Мы познакомились в 1994 году, когда он был еще иеромонахом. Считаю его своим добрым другом и очень этой дружбой дорожу.
Владыка Иларион, если угодно, — один из самых компетентных и знающих людей, с кем мне доводилось общаться. И он фактически стал для меня единственным человеком, к кому я мог обратиться со своей просьбой напрямую, кто знал меня, мои убеждения и мою ситуацию. И кто — в чем я был уверен — готов откликнуться. Что и произошло»

Владыка Иларион откликнулся на просьбу друга и духовного собрата.

Владыка Иларион (Алфеев)
Владыка Иларион (Алфеев)

В августе 2010 года пред началом службы в Скорбященском храме на Большой Ордынке он принял Йохена Бунге в православие.

Скорбященский храме на Большой Ордынке
Скорбященский храме на Большой Ордынке

Но вот интересный момент: Йохен Бунге не переехал жить и подвизаться в Россию, Москву или на Валаам. Он остался монахом отшельником в Швейцарии, хотя перешел под юрисдикцию РПЦ в Швейцарии.

Год спустя, Йохен Бунге был пострижен в Великую схиму епископом Корсунским Нестором. В схиме получил новое имя – Гавриил.

Епископ Корсунский (иерарх по Западной Европе) Нестор
Епископ Корсунский (иерарх по Западной Европе) Нестор

Итак, став монахом РПЦ, территориально Бунге все-таки решил остаться в Европе, в надежной и защищенной Швейцарии.

Богословские поиски.

Бунге искал единства католичества и православия, его восхищало раннее христианство, которое было единым, цельным, одухотворенным. Но в реальности он не мог найти все это.

На своем опыте убедился, что единства уже нет. И понял, что в свое время не православие отошло от Римской церкви, а наоборот. Православие ему оказалось ближе, глубже. Сохранившим то самое начальное христианство, искреннее, всю его красоту.

Была и еще одна личная причина. О ней ниже.

Как богослов, монах Йохен Бунге написал много книг, очень глубоких по богословскому содержанию:

«Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов», «Другой Утешитель», «Вино дракона и хлеб ангельский», «Духовное отцовство».

Одна из книг Бунге, переведенная на русский
Одна из книг Бунге, переведенная на русский

Что еще интересно в Бунге?

Он не осуждает никого и не навязывает ничего. По умному мы назвали бы это прекрасным социальным характером. Но здесь глубже. Здесь в нем, глубокие духовные первоосновы проработаны и поставлены как надо.

К нему приходят католики – он принимает их, приходят православные, он принимает их. Он никому не навязывает своей веры и убеждений. Он работает с людьми. Принимает людей такими, какие они есть и помогает им духовно только с их согласия, без навязывания. Он имеет мир с людьми и пользуется большой популярностью у людей.

Наверное, таким вот и должен быть истинный христианин? И такими, наверное были первые христиане, чей опыт глубоко изучил Йохен Бунге.

Почему он перешел в православие?

По своему характеру Йохен Бунге был склонен к уединенной отшельнической жизни. И он искал, в каком направлении христианство это отшельничество является наиболее глубоким и плодотворным. И нашел это именно в православии.

Католичество оно системно и индивидуализировано. Протестантизм еще более индивидуализирован и социален. Он про то, как оставаться христианином в активной социальной жизни.

Православие же общинно, и это глубоко отшельническое и аскетическое направление христианства. Все истинные православные имеют тягу к уединению, отшельничеству, созерцанию. Имел такую же тягу и Йохен Бунге.

Мы помним из истории православия, что Иоанн Златоуст и Василий Великий посвятили время суровой отшельнической аскезе. в уединении В ней выковал духовное мировоззрение и характер святой Ефрем Сирин. Святой Максим Исповедник, будучи высокопоставленным госчиновником в Византии уходит с поста и идет в монашество. Чтобы что? Постичь святую глубину православия в уединении, без помех. Святитель Григорий Палама становится афонским исихастом и ведет уединенную жизнь. И лишь потом восходит на Фессалоникскую кафедру епископом.

Если вы любите отшельничество, уединение, то православие, православное монашество сделает это отшельничество наиболее духовно плодотворным.

Бунге говорит так: если человек считая себя христианином мыслит себя только в системе Я и Бог, то он еретик. Если же он мыслит себя в системе: Я, Бог и другие люди, то он подлинный христианин.

Бунге ведет в Швейцарском монастыре строго отшельническую жизнь, хотя и является его настоятелем. Он не пользуется интернетом совсем, а только сотовым телефоном. Но телефон никогда не носит с собой. Держит отдельно, в специальном месте.

Он занят молитвой, созерцанием, богословием. Если кто-то дозвонился ему или оставил сообщение и оно важное, то Бунге сам перезвонит обратившемуся. Упорядоченность и несуетливость? И это часть его христианской аскезы.

Заключение.

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) жив до сих пор. Ему уже 83 года. Он активно трудится на ниве подвижничества. Про свой переход в православие он кратко сказал так:

Йохен Бунге, католический богослов и монах, ставший монахом РПЦ
Йохен Бунге, католический богослов и монах, ставший монахом РПЦ

Этот переход был осуществлен в 70 лет. Поспешным его назвать, никак нельзя. Это обоснованный шаг.

Замечу еще, в рамках темы православных голгофников и благодатников, что отец Гавриил (Йохен Бунге) является благодатником. Он говорит, что православие и христианство в целом это не религия страданий, но радости. Радости со Христом. А чтобы радоваться надо упорядочить свою жизнь, наполнить ее глубокой молитвой и смыслом духовным, и умирить сердце свое.

Йохен (Гавриил) Бунге. Этнический немец. русский православный схиархимандрит в Швейцарии.
Йохен (Гавриил) Бунге. Этнический немец. русский православный схиархимандрит в Швейцарии.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Приглашайте друзей.

Делитесь с друзьями.