Как бы там ни было, самый древний образец гаплогруппы R с датировкой 24 тысячи лет назад был найден у Байкала. Место его находки в Южной Сибири на реке Белой является самой северной точкой предковой гаплогруппы для носителей R1a и R1b.
По картам их миграции из Южной Сибири они в разное время, с интервалом примерно в 3000 лет, отправились на запад, разными южными маршрутами дошли до Европы, где стали основными фигурантами ее неолитической истории и, видимо, также и мезолитической истории. По крайней мере, датировки в 10-8 тысяч лет назад некоторых образцов этих гаплогрупп, показанные ниже, среднекаменному веку вполне соответствуют.
О родственных узах между этими субкладами говорить не приходится. Слишком велика разница между ними, так сказать, «в возрасте». За время между рождениями от предковой гаплогруппы R1 каждого из субкладов могли в корне измениться культурные программы образованных ими родов. Как результат – абсолютно враждебные взаимоотношения между ними вот уже на протяжении пяти тысячелетий с момента прихода эрбинов с Пиреней в Европу 4800 лет назад и до сего дня. Но, видимо, враждебность к другому роду возникла изначально и проявлялась на всем пути миграции эрбинов в Европу, особенно на территории Русской равнины.
Видимо, уже в мезолите один род всегда считал себя выше другого. Боги одного рода казались его поклонникам выше богов другого. Это всегда, очевидно, служило основанием для уничтожения других, которые почему-то поклонялись другим богам и жили по-другому. Это служило поводом эрбинам считать чужие территории, которые им понравились, своими, чужое богатство – своим, а чужих – уничтожать.
И если в древности – это было в порядке вещей, то и сегодня потомкам первых эрбинов ту же враждебность по отношению у роду R1a не скрыть. Впрочем, они и не скрывают. Всякий раз создают повод и находят возможности ненавидеть.
Так получилось, что противостояние это в итоге и сегодня сложилось по принципу Восток-Запад, где первые – это R1a, а вторые – R1b. И это субклады первых (R1a-Z280 и R1a-Z93), образовавшиеся примерно 5 тысячелетий назад, дали начало как нашим предкам, так и предкам ариев, а в целом всей группе индоевропейских языков. Но, видимо, и на ранних этапах истории противостояние предков ариев на Русской равнине, эрбинам, имело место.
Так, по данным археологии в начале V тыс. до н.э. (7 тысяч лет назад) на территории азово-днепровской, днепро-донецкой и сурско-донецкой культур юга Русской равнины продвинулись некие люди, похоронный обряд которых (вытянутое положение на спине) отличался от способа захоронения (скорченное положение на боку) предшествующего им населения.
Археологам эта разность традиций показалась несущественной, Вот и посчитали, что население то же, только тип могильников изменился. Впрочем, только ДНК-генеалогия смогла определить и показать, в чем тут разница. Так, владельцы разных типов захоронений оказались представителями разных родов, а значит, и культур.
Понимание методологии ДНК-генеалогии позволило Г.И Наумовой прийти к выводу, что
«Неолитическую азово-днепровскую культуру необходимо разделить на две культуры: на культуру носителей Y- хромосомной гаплогруппы R1a со скорченными на боку захоронениями, преемницу постэпиграветта (назв. Н.И.Г.) и пришлую культуру носителей Y- хромосомной гаплогруппы R1b с вытянутыми на спине захоронениями»[1].
Могильники пришельцев получили название «могильники мариупольского типа» и по данным ДНК-генеалогии[2] были оставлены носителями гаплогруппы R1b-L278>P297, которые, видимо, пришли на юг Русской равнины с Хвалынской культуры.
Телегин Д.Я., отмечая появление захоронений, близких к мариупольским могильникам в Месопотамии в обеидское время (конец V – начало IV вв. до н. э.) (7-6 тысяч лет назад) подчеркивал, что «до них и после в Месопотамии господствовали скорченные на боку захоронения с руками у лица»[3]. То есть захоронения носителей гаплогруппы R1а.
Отсюда напрашивается вопрос, а не могла ли быть Месопотамия одной из территорий, через которую носители гаплогруппы R1а продвинулись из южной Сибири на Русскую равнину по южной дуге, согласно приоритетной гипотезе А.А. Клёсова?
Что же с древними субкладами R1b. Кроме юга Русской равнины древние образцы были найдены также в Европе и приведены в ранних статьях А. Клесова:
«Древние (архаичные) образцы были найдены в Болгарии (L278, 6448 лет назад), в Румынии (L278, 9335 лет назад), в Германии (L278-L754, 5541 лет назад), Испании (L278-L754, 7130 лет назад), в Лепенском Вире (L278-L754, 8017 лет назад). Самый Древний образец R1b был найден в Италии (Виллабруна, L278-L754, 13980 лет назад)….
Ископаемые образцы показали, что эрбины прибыли в Европу значительно ранее, сразу после завершения последней ледниковой эпохи (10 тысяч лет назад), правда, они имели архаичные субклады, L278-L754, это – второй и третий уровень после исходной гаплогруппы R1b-M343: R1b-M343 > L278 > L754»[4].
Впрочем, сами эти субклады до настоящего времени не дожили. Современные же носители гаплогруппы R1b, которые образовались в культуре колоколовидных кубков на Пиренеях примерно 4800 лет назад, и заселили Европу, «происходят от предков только десятого уровня: (Выделены жирным шрифтом)
R1b-M343 > L278 > L754 > L388 > P297 > M269 > L23 > L51 > L151 > P312, U106»[5]
Таким образом, определенные движение архаичных носителей как R1b, так и R1а в Европу могло иметь место в мезолите. Вероятность их противостояния получила заметные проявления на юге Русской равнины, где обитавшие на первом этапе азово-днепровской культуры носители архаичных субкладов R1а подверглись нападению архаичных эрбинов - R1b-L278>P297. О чем свидетельствуют наконечники копий и стрел, застрявшие в костях, захороненных в вытянутом положении на спине в майкопских могильниках.
Скорее всего, эрбины ту битву проиграли, но на какое-то время, на 400-500 лет , смогли закрепиться на отвоеванной ими территории.
«Телегин Д.Я. считает, что могильники мариупольского типа бытовали с конца V до начала второй половины IV тыс. до н. э.44 (около 400 - 500 лет)»[6].
Археология также подтверждает, отмечает И.Г. Наумова, что могильники подобные мариупольским найдены в Приуралье, на востоке Татарстана и в Куйбышевской области. Что свидетельствует о продвижении носителей гаплогруппы R1b-L278>L754, доказанном А. Клёсовым, с территории хвалынской культуры Поволжья на юг Русской равнины, на территорию азово-днепровской культуры.
Тема древнего присутствия фактически предков наших предков на Русской равнине сразу после ухода последнего ледника не может не вызывать определенного интереса особенно в свете информации о нахождении там архаичных снипов гаплогруппы R1a с датировками около 10-11 тысяч лет назад. Их привязка к археологическим культурам, которую делают некоторые археологи, тем более уместна, что археология добыла много очень полезной информации на этот счет. Поэтому доброжелательная статья И.Г. Наумовой по отношению к данным ДНК-генеалогии в цитируемом Вестнике является важным шагом по сближению позиций археологии и молекулярной истории.
К слову, она впервые вводит новое определение в отношении выше упоминаемых археологических культур (днепро-донецкой, азово-днепровской), такое как культуры преемницы постэпиграветта (назв.Н.И.Г.). Также она уточняет и хронологию этих культур до нашествия «эрбинов»:
«Появление культур датируется VIII-VII тыс. до н. э., нашествие «эрбинов» – концом V тыс. до н. э. Культуры преемницы постэпиграветта (назв. Н.И.Г.) существовали на Ю. Русской равнины приблизительно 3000 - 2000 лет до нашествия «эрбинов» и продолжили своё существование на территориях буго-днестровской культуры, в Крыму и степном Предкавказье. Часть их ушла на Север»[7].(выделено - Б.Н.)
Так что, ушедшими на север могли оказаться те самые носители гаплогруппы R1a-YP1272 на юге Архангельской области, на Онежской озере и в Прибалтике.
Эрбины же, столкнувшись на юге Русской равнины с сопротивлением обитавших здесь ранее носителей древних субкладов R1a, отправились искать себе лучшей доли через Кавказ на юг, в Месопотамию и далее.
Также нельзя не сказать и об упомянутых выше архаичных эрбинах Европы (Виллабруна, например), но с ними, видимо, своя пока малоизученная история….
Так или иначе, свою статью И.Г. Наумова заключает важным выводом:
«История неолита Ю. Русской равнины сложна и запутана. Многое может прояснить ДНК – генеалогия А.А. Клёсова, которую необходимо изучать в высших учебных заведениях России и применять на практике в археологии». (выделено – Б.Н.)
[1] Вестник Академии ДНК-генеалогии, т17, №8, 2024, с. 1109
[2] Вестник, т. 10, № 10, 2017, с. 2648
[3] Телегин Д.Я. Неолитические могильники мариупольского типа. 1991. С. 37-38.
[4] Вестник, т. 10, № 10, 2017, с. 2648
[5] Там же.
[6] И.Г. Наумова, Вестник, т17, №8, 2024, с. 1116
[7] Там же, с. 1117