Найти в Дзене
ПОНЯТНАЯ ТЫ

Фильм "Дневник Бриджит Джонс" 2001 года. Психологический отзыв.

<>
<>

Фильм о совершенном несовершенстве и поэтому такой теплый, ламповый, увлекательный. 

Для меня он почему-то немного похож на киноленту "Девять с половиной недель", которую я разбирала на заказ, но при этом более интересный, душевный и человечный. 

Друзья, я хотела в этой статье проанализировать всех участников любовного треугольника, однако диагностика главной героини получилась такоой громоздкой, что распаковку мужских персонажей я решила произвести отдельно, конечно же, если данный материал будет востребованным у моих читателей. 

<>
<>

БРИДЖИТ ДЖОНС. 

Истероид-конформист по типу личности, меланхолик по темпераменту.  

До чего же хороша сама актриса! Обаятельна, игрива, непосредственна. 

А мимика какая! Для меня с ней может сравниться только Мерьем Узерли, естественно, в роли Хюррем. 

Невозможно не любоваться!

Ну да ладно, теперь возвращаемся к разбору. 

<>
<>

Что мы считываем по Бриджит с самых первых минут?

ОТСУТСТВИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ. 

То мама с удушающей заботой решает, с кем ей знакомиться и что надевать, а блондинка повинуется; то какой-то озабоченный "дядя" распускает руки, а героиня терпит; то друзья дают токсичные советы, а она радостно кивает...

Почему личность не может выстроить собственные личные границы и защищать их?

Не пройден КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ. 

<>
<>

Объясню подробнее, но сначала немного теории. 

Существует восемь этапов развития, на каждом из которых мы проходим кризис идентичности:

1)ДОВЕРИЕ/НЕДОВЕРИЕ. 

Данная ступень проживается человеком на первом году жизни. 

Все просто: если родители заботятся, то мир бессознательно будет восприниматься как безопасный, а, значит, персона вырастет уравновешенной и общительной.

Если нет, то тревожной и мнительной. 

<>
<>

2)САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ/НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. 

Охватывает промежуток от одного года до трёх лет жизни. 

Сюда же тот страшный кризис трёх лет, от которого хотят пoвeситьcя все родители. 

Главный посыл данного этапа - требование самостоятельности.

Если папа и мама поддерживают эти требования, то формируется стойкая уверенность в себе и своих силах. 

В противном случае, естественно, человек становится неуверенным. 

<>
<>

3)ИНИЦИАТИВА/ЧУВСТВО ВИНЫ. 

Возрастной ценз здесь четыре-пять лет. 

Этот период связан с социализацией, с взаимодействием с ровесниками, активным проявлением себя в обществе. 

Если родители поддерживают любознательность и активность ребенка, стараясь всячески способствовать развитию его навыков, то вырастает инициативная личность. 

Если наоборот все запрещают и их, например, напрягает излишняя энергичность, шумливость, социальная пытливость ребенка, и они пытаются его за это пристыдить, то это служит благодатной почвой для развития зажатости и чувства вины. 

<>
<>

4)ТРУДОЛЮБИЕ/НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ. 

Охватывает период с пяти до двенадцати лет. 

Человек проходит разные социальные институты: детский сад, прогулки с друзьями во дворе, школу, какие-то кружки и прочее. 

Понятно, что он сталкивается с разными проблемами, неудачами и часто сравнивает себя с другими.

<>
<>

Здесь важно поддерживать ребенка: где-то помочь ему, где-то только направить, никогда не сравнивать его с другими и говорить, что ошибки - это не наши враги, это наши помощники, потому что дают бесценный опыт.

Только тогда личность перестает бояться проигрышей и вырастает трудолюбивой. 

Если всего этого со стороны родителей не было, то человек страдает от чувства неполноценности и патологически боится приниматься за новые дела. 

<>
<>

5)ИДЕНТИЧНОСТЬ/СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ. 

Этот этап длится от двенадцати до девятнадцати лет. 

Это наш (не)любимый пубертат. 

А потому сюда же протесты, бунты и сложности с принятием себя. 

Во-первых, потому что тело меняется. Появляются волосы в разных местах, увеличивается потливость, вылазят прыщи, в общем, полным ходом идёт половое созревание, которое далеко не все подростки воспринимают радостно. Я, например, тоже в ладоши не хлопала, меня это все пугало и расстраивало. 

<>
<>

Во-вторых, у человека появляются новые роли. Если раньше он был дочерью/сыном, внучкой/внуком, подругой/другом и так далее, то теперь это: девушка/парень, возлюбленная/возлюбленный.

Пубертат тем и сложен, что человек одной ногой - в детстве, а другой - во взрослой жизни. 

Родителям следует поддерживать ребенка, давать понимание того, что они всегда будут его защищать, ни при этом давать чуть больше свободы, чем было раньше.

<>
<>

 

Поэтому долой гиперопеку и авторитарность.

Но при этом не становитесь ребенку другом, Вы его родитель. Да, лояльный, заботливый, поддерживающий, но родитель, а не друг. 

Не смешивайте роли! 

Бунт тоже нельзя подавлять, это гарант обретения независимости. Здесь важен компромисс! 

<>
<>

6)БЛИЗОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ. 

Возрастной диапазон - от двадцати до двадцати пяти лет.

На этой ступени человек, неся собой багаж из последствий предыдущих этапов, пытается строить серьезные отношения.

Как раз на этой ступени все становится понятно: насколько он себя ценит, есть ли личные границы, растворяется ли он в партнёре и так далее. 

<>
<>

7)АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ/СТАГНАЦИЯ.

Длится от двадцати пяти до шестидесяти пяти лет.  

Реализация или застой во всех сферах жизни. 

Все просто: если в человеке уже развились все те сильные качества из предыдущих этапов, то это будет развитие, если нет, то спад или стагнация. 

<>
<>

8)МУДРОСТЬ/ОТЧАЯНИЕ. 

Последний этап начинается после шестидесяти пяти лет. 

На этом этапе человек перманентно думает о смерти. 

Если, в целом, он доволен своей жизнью, то приходит мудрость - принятие и благодарность за прожитые годы. 

В противном случае, отчаяние, которое приводит к депрессии. 

<>
<>

То бишь КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ - временной промежуток, когда человек ищет свое место в социуме, пытается распознать свои желания и ответить на вопрос: КТО ЖЕ Я?

Мне кажется, у Бриджит не пройдены 2, 3, 5 и 6 этапы, которые, в конечном счёте, и повлияли на НЕУМЕНИЕ ВЫСТРАИВАТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ. И не только на это, естественно, но об этом чуть позже. 

Разберем вышеперечисленные пункты подробнее.

<>
<>

- Второй этап САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ/НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ возраст от одного до трёх лет. 

Видя то, как мать героини привыкла все решать за нее, я убеждена, что родительница не дала Бриджит стать самостоятельной. 

Мы ведь можем констатировать, что у блондинки до сих пор не пройдена эмоциональная сепарация, и она часто делает то, что не хочет. 

<>
<>

- Третий этап ИНИЦИАТИВА/ЧУВСТВО ВИНЫ возраст от четырех до пяти лет. 

Мне кажется, властная мама Бриджит запрещала дочери быть эмоциональной, громкой, веселой, говорливой как все дети. 

Родительница даже внешность дочери комментирует в весьма неприятном контексте. 

В общем, весьма эгоистичная и нарциссичная особа, для которой рождение ребенка было просто галочкой или способом удержать супруга.

<>
<>

 

Она, вероятно, стыдила чадо, а потому мисс Джонс привыкла подавлять все эмоции. 

Заметьте, героиня даже злиться не умеет, потому что любые эмоции, которые были неудобны родительнице, подавлялись. 

В то время, как любые эмоции очень важны, потому что, в том числе, позволяют почувствовать нарушение личных границ, и понять, КТО ЖЕ Я. 

<>
<>

- Пятый этап ИДЕНТИЧНОСТЬ/СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ возраст от двенадцати до девятнадцати лет. 

По конформисткому настроению Бриджит, можно с уверенностью сделать вывод, что бунта никакого не было. 

<>
<>

Во время пубертата она никому не перечила и молчала, проживая сложный процесс становления женщиной. 

Если не было бунта и сепарации тоже не будет. Запомните это. 

Кроме того, ее мать смешала роли! Мадам сделала из дочери подругу, рассказывая интимные подробности своей жизни. 

<>
<>

- Шестой этап БЛИЗОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ возраст от двадцати до двадцати пяти лет. 

Выросшая неуверенной, виноватой, нерешительной особой, героиня, наверняка, встречала партнёров, которые вытирали о нее ноги. 

У нее не было внутренней опоры и самоценности, а потому никаких по-настоящему близких отношений построить не получалось.

<>
<>

К чему ещё привел не пройденный КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ?

Саморазрушительное поведение. 

В чем оно проявляется? В алкогольной и табачной зависимости.

Это ведь самая настоящая АУТОАГРЕССИЯ.

Да, мы не говорим сейчас о тотальном алкоголизме, но, учитывая, что красотка часто принимала на грудь, мы можем констатировать начало зависимости.  

<>
<>

А ещё это способ УХОДА ОТ РЕАЛЬНОСТИ на фоне фрустрации. 

Фрустрация - подавленное состояние, которое возникает, потому что наши ожидания не совпали с реальным развитием событий. 

То бишь Бриджит мечтала, что к тридцати годам она станет счастливой женой и заботливой матерью, но все случилось ровно наоборот.

А потому аутоагрессия возникла как бессознательное желание себя наказать, а разные зависимости как средство в состоянии изменённого сознания уменьшить внутреннюю боль.

<>
<>

Почему возникает аутоагрессия на примере героини? 

1. ВОСПИТАНИЕ. 

К примеру, родители предъявляли завышенные требования (будь такой, как я хочу), частые обвинения (ты меня расстроила и все сделала неправильно), необоснованная критика (ты плохо выглядишь, ты толстая и страшная), сравнение с успехами других и так далее. 

Для матери мисс Джонс это все может быть очень свойственно. Это контролирующая и критикующая женщина. 

<>
<>

2. НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.  

Аутоагрессия, как я сказала, позволяет снять напряжение и дальше существовать в мире, где ты чувствуешь себя ущербной. 

Интуитивно Бриджит смогла понять, что поможет ей начать выходить из этого состояния - девушка начала ВЕСТИ ДНЕВНИК И ПЛАНИРОВАТЬ. 

При помощью дневника можно проникнуть глубже в своё подсознание, словить инсайты, по-другому взглянуть на свою жизнь. 

<>
<>

Однако какую ошибку совершила красотка?

Поставила сразу ОЧЕНЬ МНОГО ЦЕЛЕЙ. И курить бросить, и с алко завязать, и похудеть...

Такое может прокатить, когда ты в максимально ресурсном состоянии и то не всегда, а когда подавленность и депрессивный шлейф - твои вечные спутники, такое абсолютно невозможно.

В отношениях с боссом героиня рисует флиртующую девушку, но на деле напряжённая и нервная. 

<>
<>

Зажатость из-за чувства вины. Это ЧУВСТВО ВИНЫ и перед собой, и перед родителями за то, что она не стала такой, какой себе представляла и какой ее представляли родители.

Свою свободу воспринимает как одиночество и стыдится ее. 

Бриджит не хватает САМОДОСТАТОЧНОСТИ. Без мужчины она чувствует себя неполноценной. 

Одной из причин отсутствия самодостаточности может быть недостача любви, заботы и принятия в детстве.  

<>
<>

Если папа и мама не (до)дали эмоциональной теплоты, то у чада может сформироваться установка, что с ним определенно что-то не так. 

У ребенка может сложиться впечатление, что его нельзя любить таким, какой он есть. 

Ему кажется, что его в прямом смысле "недостаточно".

<>
<>

Признаться, вопреки всеобщему мнению о том, что Бриджит изменилась и теперь стратегия ее жизни будет кардинально другой, я не считаю, что произошла какая-то мощная трансформация. 

Когда дневник девушки был прочитан, мы опять увидели нарушение личных границ. 

Однако из очевидных положительных перемен в ее характере мы лицезреем смелость - отсутствие страха перед отношениями и перед новыми вызовами в работе (как минимум, она ее сменила).  

Но это тоже очень даже похвальный прогресс, не так ли? Хотеть всего и сразу - это инфантилизм.

PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.

<>
<>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФИЛАДЕЛЬФИИ ГОРДОН. ФИЛЬМ "ВСЕ РЕКИ ТЕКУТ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ДЕТСКАЯ ТРАВМА РЕТТА БАТЛЕРА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЕРЬЕМ УЗЕРЛИ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ХОЛОП. РАЗБОР ФИЛЬМА 2019 ГОДА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ОТЛИЧИЯ ПСИХОПАТОВ И СОЦИОПАТОВ НА ПРИМЕРЕ ПОТТЕРИАНЫ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ. РАЗБОР ЭКРАНИЗАЦИИ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ. РАЗБОР ФИЛЬМА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ТАНЦО ДИСКО. РАЗБОР ФИЛЬМА" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ