Найти в Дзене
Тамара Коханская

Егерь.

Рассказ.
Рассказ.

Егерь

Тамара Коханская

Егерь.

                Евгений встал задолго до побудки местных петухов. За окном было темно. Слышался протяжно завывающий ветер. Сна не было ни в правом, ни в левом глазу. Собака по кличке  Дружок, почувствовав шаги хозяина, открыла сонные глаза, а затем недоумённо посмотрела в сторону окна. Она как бы давала понять, что за окном ещё ночные сумерки и начинающийся буран. Увидя, что хозяин одевается, пёс вскочил и завилял хвостом. Всем своим видом он показывал, что готов следовать за хозяином, но тот сказав: "Сидеть" - вышел на улицу. За дверью действительно завывал пронизывающий ветер, а снег острыми иглами впивался в лицо.

                Идти сейчас в тайгу было равносильно смерти. Мороз крепчал, приближаясь к температурному рекорду. Такой буран не оставлял заплутавшему в тайге путнику никакого шанса, поэтому Евгений понимал, как важно было идти к вертолёту. У потерпевших крушение не быо шанса выжить этой ночью. Тайга же для Евгения была родным домом, с которым он вжился ещё с детства. Пурга, или мороз под сорок градусов, не останавливало его с батей от похода в тайгу. Зимой они шли на широких лыжах, прокладывая себе путь до зимовья, а там, растопив печку, слушали завывание ветра, cогреваясь горячим чаем из трав, собранных ещё загодя в летнюю пору. Батя не раз спасал заплутавших охотников от пурги и мороза в своём зимовье, проводя в нём недели, и даже месяцы. Батя знал как важно, чтобы всегда в непогоду горел спасательный огонёк, а путник сворачивая к нему имел возможность переждать пургу.

                Однажды к ним забрёл медведь, с рёвом царапая своими лапами дверь. В другой раз батя испугался бы и схватился за ружьё, но в этот раз он почувствовал в рёве медведя жалобные и болезненные нотки. Едва успев открыть дверь, как к порогу упал окровавленный медведь. Он ревел от боли, но не бросался на батю, а только смотрел на него полными боли глазами, как бы прося о помощи. Взяв тёплой воды, батя стал промывать рану медведя, а затем обработав её водкой, зашил суровыми нитками рваные края возле груди и cпины.

                Это не был огнестрел, а борьба с кем то сильным и ещё более агрессивным зверем. Скорее всего это был медведь - шатун, не накопивший достаточно жира и теперь бродил в поисках пищи. Голод не давал ему уснуть в берлоге и он вынужден был бродить по тайге, разоряя не только избы охотников, но и берлоги своих сородичей. В таком случае медведь был очень опасен, Не найдя пищи, шатун мог разворошить берлогу этого медведя и броситься на спящего, разрывая его шкуру, чтобы добраться до мяса.

                Медведь, который пришёл к бате в избушку и был тем бедолагой, после схватки с шатуном. Как он нашёл избу егеря стоило только догадываться, да это и не важно. Нюх у медведей был особенный. Батя опасался, что по следу медведя к ним пожалует тот самый шатун, поэтому выйдя из избы он несколько раз выстрелил в воздух давая понять, что к избе приближаться не стоит. Медведь пролежал в сенцах два дня, а затем найдя неподалёку бурелом, вырыл себе берлогу и спокойно залёг в неё. Он не был голодным как шатун. За лето медведь накопил достаточно жира, чтобы продолжить свою спячку.

                Когда буран сошёл на нет, мы с батей пошли в посёлок. В посёлке местные рассказали, что в нескольких домах медведь - шатун разворотил курятники, а затем насытившись убежал в тайгу, испугавшись выстрелов из ружей односельчан. Медведя они убивать не стали, а только попугали, чтобы следующий раз неповадно было. Стоя на пороге своего дома и вспоминая их с батей походы, Евгений глядел на начавшийся буран и думал о людях потерпевших катастрофу в тайге. О происшествии он узнал поздно вечером, поэтому сон не шёл к нему. В МЧС заверили, что как только поутихнет буран, они сразу же начнут поиски.

                В тайге часто случались непредвиденные случаи, когда надо было кого то спасать, будь то зверь или человек. По сводкам местных новостей в тайгу упал вертолёт, как раз в районе хозяйства Евгения. Он так-же как и батя работал егерем, продолжая его дело. Только батину избушку Евгений поменял на более просторную. Её он построил подальше от предыдущей батиной заимки, назвав "зимовьем для охотников". В батину избушку он тоже заглядывал, ведь там прошло его детство. Там он заготавливал поленья и берёзовую кору для розжига, чтобы у путников была возможность согреться в непогоду. И со спичками не было проблем, всегда запас имелся.

                Семью Евгений пока не завёл, хотя ему уже перевалило за сорок. Оно и понятно, ведь не каждой жене будет удобен муж, который всё время пропадает в тайге, а та женщина, что бы на пару с ним в тайгу ходила, такая пока не повстречалась. Здешние балаболы частенько насмехались над Евгением говоря, что нашёл себе вместо жены медведицу, вот и пропадает там. Евгений не обижался на них, а только отшучивался. Пусть мол лясы точат, если им так нравится, а его призвание, это тайга! Она его кормит и лечит от всякой хвори.

                Односельчане говорят, что Евгений по батиным стопам пошёл! А он не возражал, ведь всё детство его в тайге прошло. Благодаря тайге болел Евгений редко, если только по глупости ноги промочит, или спину застудит. В тайге каждое дерево имело свойство хворь из организма снимать. Бывало прислонится к берёзе, или кедру и чувствует, как по жилам целебная сила течёт, и он сливается с ней единым организмом.

                Но особое лекарство тайги, была живица, смолистая густая масса, выделяющаяся из деревьев. В медицине её называют терпентин. Место среза живицы можно определить по набухшему на стволе дерева бугорка, откуда и текла смолистая масса. Живица была неоценимым лекарством даже для самого дерева, предохраняя древисину от грибка! А вообще тайга всегда и всех лечила, будь то зверь или человек. На заимке обязательно травы разные висят на всякий случай от хворобы. Ими Евгений сам и других лечит, поэтому и прозвали его местные -  знахарем. Некоторые за живицей охотятся, чтобы продать подороже, а он лекарство делает и людей лечит. В посёлке Евгения любили за его доброе и отзывчивое сердце!

                Вот и сейчас, стоя на крыльце дома в посёлке, он смотрит на побелевший от снега лес и думает о потерпевших аварию. Люди при сорока градусов мороза могут не дожить до утра, тем более, если кто то ранен при падении. В такую пургу спасательная операция невозможна. Вокруг ни зги не видать, снег сразу глаза залипает. Вездеходы тоже не проедут, забуксуют где то в пути - подумал Евгений, решивший идти. Посмотрев ещё раз в сторону тайги он проговорил: " Не доживут они до утра. В пургу и шага не шагнёшь, а к утру в ледяной сугроб превратятся и спасать будет некого! Идти надо! Нечего больше раздумывать. Вдруг там раненые."

                Евгений вошёл в дом и стал собирать рюкзак, кладя туда всё необходимое для оказания первой помощи. Взял ракетницу и рацию, а так-же фонарь с запасными батарейками. Ведь в пургу глаз уколи, ничего не видно. Не забыл о провизии и ещё кое что для растирки. Затем посмотрев в сторону собаки, проговорил:"Ну, что Дружок? Пойдёшь со мной? Не испугаешься?

                Дружок завилял хвостом и направился к двери, ожидая когда хозяин её откроет. В морду собаки хлынул морозный и жгучий воздух, перехватив дыхание. В шерсть впились тысячи колючих ледяных иголочек, но Дружок повернувшись к хозяину сделал шаг вперёд. Евгений надев лыжи стал медленно продвигаться сквозь пургу в сторону тайги. Дружок не отставал от хозяина ни на шаг. Изредка он утопал в снегу и тогда хозяин брал его на плечи, но упорно продвигался в квадрат падения вертолёта. Он приблизительно знал ориентир, где произошла авария. Это было в пяти километрах от его новой заимки, а вот от посёлка до вертолёта - все десять будет. Они шли тяжело. Ветер обжигал лицо и Евгений пожалел, что не смазал его гусиным жиром. 

                Так они шли наперекор бурану и колючему снегу. Наконец, когда силы уже были на исходе, Дружок загавкал и припустился вперёд. Евгений понял, что они вышли к вертолёту. Его почти не было видно, так как всего завалило снегом. Торчали только одни лопасти от вертолёта. Евгений заметил, что кто то накрывшись брезентом, пытается разжечь костёр, но у того ничего не получалось. Костёр не хотел загораться. Ветер тут-же задувал робкие позывы огня.

                "Похоже отсырели спички - подумал Евгений. Он не знал сколько человек летело в вертолёте, но увидел что есть выжившие. Люди заметив собаку обрадовались, но увидев приближающегося то ли зверя, то ли человека испугались. Они подумали, что на них идёт медведь и стали кричать размахивая руками, но услышав голос человека обрадовались. Евгений поравнявшись с людьми, сказал:

                - Не пугайтесь, я местный егерь. Помощь придёт только к утру, так как буран не даёт возможности выступить спасателям, поэтому вам придётся перебираться на заимку охотника, в пяти километров отсюда. Если есть раненые, то мы сейчас соорудим носилки и потихоньку пойдём.

                Видя нерешительность людей, Евгений настойчиво проговорил:"Поймите, если вы останетесь здесь, то до утра можете не дожить, ведь неизвестно когда закончится буран, а костёр при таком ветре поддерживать трудно, вы сами уже пробовали. Заимка тёплая, есть печка и продукты, а так-же всё необходимое для оказание помощи раненым. Вы не бойтесь, я местный егерь и зовут меня Евгением. Меня все здесь знают, даже местные медведи."

                Своей шуткой он хотел ободрить потерпевших, но они услышав о медведях стали оглядываться и быстро засобирались. К сожалению лётчик и его штурман были мертвы, так как при падении вертолёт упал носом, ударившись в лежащее на земле бревно. Из более менее здоровых человек нести носилки могли лишь единицы, а остальные поддерживая друг друга с трудом преодолевали сугробы. После предыдущего бурана деревьев в тайге нападало множество, что затрудняло шаг, но путники всё равно продвигались вперёд, хоть и маленькими шажками. Страх замёрзнуть подгонял их, но силы были на исходе.

                Пройдя с километр, Евгений понял, что раненые при таком раскладе не дойдут. Надо было менять тактику. Из веток хвои и брезента он соорудил подобие санок. Теперь каждый ходячий мог везти раненых на импровизированных санях. Так дело пошло намного быстрее и они за пару часов уже достигли зимовья. Его Евгений почувствовал издалека и ободрил путников, что они почти дошли. Увидев заваленную снегом крышу, Евгений удивился как быстро буран засыпал избушку. Он тут-же стал откапывать вход и открыв дверь, показал знаком проходить во внутрь. В избе было холодно, но это пока не растопили печь. Когда же поленья стали разгораться, по избе пошло тепло.

                Поставив чайник, Евгений стал выкладывать на стол запасы продуктов. Он удивился и обрадовался увидев, что из потерпевших крушение оказались женщины, которые сразу приступили к готовке. Евгений в свою очередь осмотрел раненых. У некоторых были рваные раны и вывихи, а у двоих перелом ноги. Как мог он наложил шины и оказал первую помощь, а затем стал вызывать по рации МЧС, но рация молчала. По всей вероятности буран заглушал связь. Пришлось ждать утра, а вернее когда закончится буран. В такую погоду спасатели не смогут проехать из-за нулевой видимости. За окном всё так-же слышалось завывание ветра и хруст поваленных бураном деревьев, ветки которых падали на крышу.

                Когда все успокоились и задремали под треск поленьев в печке, со двора послышался рёв. Это не был рёв медведя, а сохатого. Скорее всего что то случилось, подумал Евгений и успокоив проснувшихся людей, взял винтовку и вышел на улицу. Возле избушки стоял большой лось и трубно ревел, а увидев Евгения замотал головой. Евгений понял, что с семейством лося что то случилось и пошёл за ним. Пройдя с километр, он увидел прижатого поваленным бревном лосёнка. Тот еле дышал, а из его бока текла струйка крови. Бревно было не такое большое, но для лосёнка могло стать смертельным, если бы не подоспел Евгений.

                Взяв палку, он поддел бревно и отшвырнул его в сторону, а затем подняв лосёнка на руки пошёл к избушке. Сохатый следовал за ним. Пока Евгений осматривал лосёнка, сохатый всё время стоял возле избушки. Рана была не глубокая, но распоротый сучьком бок требовал хирургического вмешательства. Радовало лишь то, что внутренности не были задеты. Отпускать лосёнка всё равно было нельзя. Он был ещё очень слаб. Выйдя за дверь, Евгений подошёл к сохатому и сказал:"Слаб он ещё, но всё впорядке. До завтра у меня побудет, а утром приходи за ним. Хорошо?"

                Сохатый махнул головой и пошёл в чащу тайги, а Евгений вернулся в дом. Он взял лосёнка и обработав рану зашил суровыми нитками бок, а затем постелив возле печки фуфайку, положил на неё лосёнка. Гости были в восторге увидев раненого лосёнка, но Евгений предупредил, чтобы они его не пугали. Наконец все успокоились и затихли, а Евгений вышел на улицу, чтобы вызвать МЧС. Связи по - прежнему не было, но радовало лишь то, что буран стал утихать. Войдя в избу он тихонечко присел возле печки, умиляясь тем как возле лосёнка нос к носу лежал его Дружок.

                К утру зазвенела рация и Евгений наконец то связался с МЧС. Объяснив, что спасённые с вертолёта находятся в его зимовье, он стал ожидать гостей. Спасенные с вертолёта едва успели позавтракать, подкармливая лосёнка, как услышали призывный голос сохатого. Открыв дверь Евгений вышел на улицу, а за ним выбежал лосёнок и подбежав к сохатому потёрся об него мордочкой. Сохатый опустив свою голову в поклоне, направился с лосёнком в тайгу. Едва они скрылись из виду, как к заимке стали приближаться вездеходы из которых вышли врачи и сотрудники МЧС.

                Пока врачи осматривали раненых, Евгений на одном из вездеходов съездили к месту крушения вертолёта. Там сотрудникам МЧС предстояло провести работу по причине выявления крушения, хотя очевидное было налицо. Вертолёт не справился с бураном и его занесло сильным ветром, а облепившие лопасти снегом не выдержали нагрузки. Забрав трупы лётчиков, они вернулись к зимовью.  Врачи закончили с ранеными, погрузив их на вездеход. Настало время прощаться. Когда почти все уселись на свои места, одна из девушек подбежала к Евгению и глядя ему в глаза, проговорила:

                - Меня тоже Женей зовут. Евгения я... Можно, я в гости к тебе приеду? - и поцеловав в губы ошарашенного Евгения, побежала к вездеходу крича на ходу: " Через неделю приеду, жди!"  Махнув рукой, она скрылась в вездеходе, а Евгений ещё долго стоял глядя вслед отъезжающих машин, всё ещё ощущая на губах неожиданный поцелуй девушки. А через неделю не дождавшись гостью и подумав, что она просто пошутила над ним, он вместе с Дружком отправился в тайгу на заимку. Дойдя до неё Евгений очистил снег вокруг избы, а затем растопив печку стал готовить ужин. За окном уже вечерело. В тайге быстро темнеет и Евгений включил дежурный фонарь.

                Как только он это сделал, в окно тихо постучали. Выглянув за дверь Евгений не поверил своим глазам! На него смотрела хлопая замёрзшими ресницами Евгения! Распахнув дверь он выдохнул:"Я думал ты не приедешь. Как же ты решилась одна идти в тайгу? "  Девушка глядя на мужчину, тихо произнесла:"Так я же обещала, что приеду! А ты разве не рад?" Вместо ответа он обнял девушку и крепко поцеловал в её морозные, пухлые губы. Когда они ужинали, Евгений не выдержав, спросил:" Жень, правда, как ты решилась одна пойти в тайгу? Ты смелая девушка! У нас мужики и то не всегда решаются."

                Девушка засмеялась и произнесла:"Так я же не одна была! Я приехала в посёлок, а тебя там уже нет. Тогда я посмотрела в сторону дороги ведущую в тайгу и увидела сохатого, того, что к нам приходил. Он стоял и смотрел на меня, а затем махнул головой в сторону тайги. Тут я подумала, что он хочет, чтобы я шла за ним. Вот я и пошла следом, так и пришла...Ты рад?" Вместо ответа Евгений обнял девушку, шепча ей на ушко:"Рад Женя, конечно рад, дорогая! Я теперь тебя никуда не отпущу!"

                А за окном стояло семейство лосей, прислушиваясь к звукам леса. Убедившись, что всё тихо и спокойно, они пошли в чащу, где вскоре скрылись за густым ельником.

© Copyright: Тамара Коханская, 2024
Свидетельство о публикации №224082000662