Здравствуйте Уважаемые читатели! Часто поражения лета 1941 года сваливают на некомпетентность советского командования, что далеко не так. Факторов было много, были и ошибки, конечно, куда без них, но они видны сейчас, спустя года, когда мы владеем гораздо большей информацией нежели тогда в штабах. Были ошибки и у немцев, и масса, это тоже не стоит выносить за скобки. Так что дело не в командовании и это будет хорошо видно далее. Одной из первых операций на окружение стало сражение в так называемом танковом треугольнике Луцк-Броды-Дубно, в ходе которого ударами на встречу советские мех. корпуса, имевшие от 1.5 до 3 тысяч танков, должны были окружить авангард группы армий "Юг", имевшей 700 машин, и уничтожить их. Не вышло, потому что кроме танков больше ничего не было по большому счету. Для артиллерии не было тягачей, авиация отбивала аэродромы от налетов люфтваффе и не могла надёжно прикрыть, и как итог, танки без прикрытия были хороший целью, и единственным инструментом, который мог сдержать врага, его и использовали, вполне логично.
Удивительного ничего нет, немцы застали РККА врасплох, армия была, так сказать, в минном режиме, линии фронта 21 июня не было ещё, не было и заполненных войсками подготовленных укреплений, обширных минных полей и т.д. Да, не все по щелчку пальца. Как итог, в первых контрударах терялась техника, частью от поломок, и сил становилось меньше -это скажется дальше, когда возникнет острый дефицит танков. Второй пример. Давайте возьмём попытку окружения немцев под Смоленском во второй половине июля 1941 года в виде контрудара по немецким авангардам, состоящим из танковых соединений, которые еще не успела догнать пехота. В бой пошли 4 оперативных группы войск и да, продвижение врага остановили и даже создали кризис в его обороне. Были и продвижения, например, у группы генерала Качалова, но "Каннами" эта операция тоже не закончилась. Почему? С одной стороны имела место недооценка противника. Что происходит в тылу врага не всегда знали, сказывались потери в авиации. С другой стороны, подготовка хорошей наступательной операции требует времени, в идеале больше месяца, а тут за три недели враг прошел от Бреста до Смоленска, как итог, готовилось все в спешке и это тоже влияло на результат.
Какие-то части успевали прибавить и развернуться, другие нет, отсюда и проблемы во взаимодействии родов войск. А по другому никак, ведь прибывавшие войска в случае заминки быстро могли быть охваченными и уничтоженными. Тоже проблемы были и во время контрудара под Старой Руссой в августе 1941 года. Как, собственно говоря, и в других. А вот на подступах к Лужскому рубежу частям Северо-Западного фронта удалось окружить части 56-го корпуса Манштейна под Сальцами в июле 1941, это была единственная удача.
В завершении подытожим, для удачных "Канн" РККА не хватало времени, враг полностью владел инициативой и на наши удары наносил свои на других участках. Недостаточно было сведений о противнике и была его недооценка вследствие этого. Так же хромало взаимодействие родов войск на поле боя ввиду спешки, здесь хороший пример Дубно. Поэтому неправильно все валить на командование, факторов масса и также логистика играла большую роль, и если немцы успевали брать важные дорожные узлы, это становилось хорошим подспорьем с далеко идущими последствиями. При этом враг спокойно мог снабжать свои авангарды по воздуху, к примеру, у нас такого не было. Войска врага были обстреляны и имели боевой опыт. Замечу, у нас тоже была и Финская война, и Халхин-Гол, но вовлечённость армии в них была ниже, нежели у немцев в Европе. Тем не менее, пусть и без достигнутых целей, контрудары РККА забирали силы у врага и ломали его планы. Именно благодаря им Красная армия взяла Берлин в 1945. Это был фундамент Победы, заложенный жарким летом 1941 года. Что касается цены, она гигантская, но могла быть больше - это был выбор между плохим и очень,очень плохим. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!