Редкая фотография из коллекции Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге экспонируется сейчас на выставке «Авиация в Великой войне» в Ратной палате ГМЗ «Царское Село», а также она опубликована в каталоге выставки на с. 390—391.
Снимок был сделан в начале сентября 1916 г., незадолго до гибели воздушного корабля «Илья Муромец XVI» на аэродроме 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей (ЭВК) у имения Станьково Минской губернии.
На общем фото, сделанном немного в другом ракурсе, хранящемся в Музее техники Вадима Задорожного, можно увидеть целиком воздушный корабль «Илья Муромец XVI» и 83 человека — экипажи кораблей «Илья Муромец Киевский» и «Илья Муромец XVI», служащих 3-го боевого отряда и прибывшее в гости армейское начальство. Также спиной к нам стоят фотограф и его помощник. Как раз этим фотографическим аппаратом и был сделан снимок центральной части группы людей. О нем как раз и пойдет речь.
Крестом на старых фотографиях помечали погибших авиаторов, а в данном случае и сам самолет. Крестами помечены:
Сидит 4-й слева: командир воздушного корабля XVI, военный летчик поручик 11-го гренадерского Фанагорийского полка Дмитрий Дмитриевич Макшеев.
Сидит 1-й справа: помощник командира воздушного корабля XVI, военный летчик поручик 3-й автомобильной роты Митрофан Александрович Рахмин.
Во втором ряду в центре стоит: артиллерийской офицер воздушного корабля XVI, поручик 6-й горной батареи 39-й артиллерийской бригады Фаррух Ага Гаибов.
Четвертого погибшего на «Илье Муромце» на снимке нет. Прикомандированный к Эскадре военный летчик поручик 2-го пограничного Заамурского конного полка Олег Сергеевич Карпов должен был лететь в тот роковой день в экипаже «Киевского» вместе с Башко, но руководитель операции Генерального штаба подполковник А.Ф. Брант сел в корабль вместо него. И Карпов полетел четвертым в XVI корабле, погибнув вместе с Макшеевым, Рахминым и Гаибовым...
Штаб-офицер для поручений при Управлении генерал-квартирмейстера штаба главнокомандующего армиями Западного фронта Генерального штаба подполковник А.Ф. Брант (на снимке он сидит третий слева) возглавил организацию налета на тыл противника силой соединенной эскадры в составе воздушных кораблей и одномоторных самолетов.
Для выполнения данной задачи на аэродроме у Мясоты сосредоточились 4 воздушных корабля (Киевский, XII, XVI и XVII) 3-го боевого отряда ЭВК и 15 малых аппаратов из 1-го, 11-го и 34-го корпусных и 10-го армейского авиаотрядов, а также управления 10-го авиадивизиона. Сверх того, из Вилейки ожидалось присоединение 3-4 самолетов 22-го корпусного авиаотряда, из которых потом прибыло и приняло участие только два самолета.
Утром 12/25 сентября 1916 г. из всего числа кораблей и самолетов стартовали 3 «Муромца» и 11 малых аппаратов, остальные же из-за неисправности моторов не приняли участия в налете. Первым до местечка Боруны долетел и отбомбился корабль «Киевский» штабс-капитана И.И. Башко, который благополучно вернулся домой. Остальные же аппараты взлетали с разным временным интервалом и долетали до цели различными маршрутами и в одиночку. Почти все одномоторные самолеты были двухместными и наблюдатели вместо пулеметов взяли большее количество бомб, а кто-то летел в одиночку. Лишь два-три самолета были вооружены пулеметами, среди них был единственный истребитель «Ньюпор-10» поручика Б.А. Горна, который не мог обеспечить защиту всех эскадре, к тому же разрозненной. Корабль XVI поручика Макшеева при перелете через линию фронта попал под массированный огонь вражеской артиллерии и подвергся атаке немецких истребителей монопланов и бипланов разведчиков. Летевший с ним «Моран-Парасоль» 11-го корпусного авиаотряда, вооруженный пулеметом, не смог защитить «Муромец», сам с трудом вышел из боя с заклинившим пулеметом. Экипаж XVI -го корабля отчаянно и мужественно отбивался от атак неприятельских самолетов, но все же «Авиатику» 45-го авиаотряда противника удалось убить и ранить членов русского экипажа. Наш корабль рухнул в районе местечка Боруны и сгорел на земле…
Герои авиаторы были с почестями похоронены на военном кладбище в Борунах. В этом бездарно организованном налете на вражеский тыл погиб также летчик 11-го корпусного авиаотряда рядовой Крестап Янсон на «Моран-Парасоле». Погибшие на «Илье» авиаторы (Макешеев, Гаибов, Рахмин и Карпов) посмертно были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени.
Напоминаем, что сейчас работает выставка «Авиация России в Великой войне» (доступна до 12 ноября 2024 г.) в галерее георгиевских кавалеров в Музее «Россия в Великой войне». Место ее проведения – Ратная палата (г. Пушкин, Фермская дорога, 5А). Время работы: 10.00 – 18.00, выходной – среда.
Организатор выставки – ГМЗ «Царское Село». Экспозицию составляют предметы из коллекций ГМЗ «Царское Село», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-медицинского музея, Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Музея техники Вадима Задорожного и нескольких частных коллекций. Выставка организована благодаря помощи Инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал».
Автор статьи – Марат Хайрулин