Найти тему

Политика сегрегации в Южной Африке

Предпосылки

С образованием Южно-Африканского Союза, все прежние политики в отношении чернокожего населения в Трансваале и Оранжевом государстве легли в основу всеобъемлющей политике сегрегации уже по всей территории ЮАС.

В прошлой статье про зарождение ЮАС, мы говорили о победе буров над всеобщим избирательным правом. Им удалось избавить чернокожее население от бремени голосования. На самом деле, в Капской колонии (столичный центр Кейптаун) была, наверное, самая либеральная избирательная система в ЮАС, которая предусматривала голосование вне зависимости от расы (Cape Qualified Franchise).

В Капской колонии либерализма в принципе было куда больше. С 1838 г. законодательно был закреплён запрет дискриминации по расовому признаку [1].

Тем не менее, уже тогда, начали набирать обороты различные ограничения в избирательной системе. Избирательный ценз касался, с начала, владения имуществом стоимостью в 25£. Спустя некоторое время, уже грамотность стала ограничивать кол-во избирателей [2].

В Капской колонии, африканцы имели право владеть землёй и собственностью. Для части националистов в правительстве это подрывало власть, поскольку чёрное население могло участвовать в избирательной системе за счёт данного имущества. Тогдашний премьер-министр колонии Джон Гордон Спригг (Sir John Gordon Sprigg) подписал Закон о парламентской регистрации (Cape Parliamentary Registration Act) в Капской колонии в 1887 г., который исключал племенную форму владения собственности из имущественных цензов. Большинство африканцев располагались в племенных образованиях и сельской местности, они моментально теряли возможность голосовать, хотя закон о голосовании всё ещё оставался недискриминационным по отношению к африканцам.

Следующий закон, который ограничивал избирательное право для чёрных был Закон об избирательном праве и голосовании в Капской колонии (Cape Franchise and Ballot Act) от 1892 г., который был подписан премьер-министром Сесилом Родсом (Cecil Rhodes, будущий алмазный магнат). Он поднял имущественный ценз до 75£, чем непропорционально больше вредил именно чёрному населению, нежели белому. Хотя, безусловно, и определённая часть белых в результате закона потеряла право голосовать.

Все данные меры и многие другие, которые не были затронуты в данной статье, привели к ситуации, когда только 22784 цветных и чёрных избирателей могли голосовать из общего числа избирателей в 152221 в Капской колонии. Конечно, с образованием ЮАС в соответствии с Законом о Южной Африке от 1909 г., избирательная система Капской колонии, единственная из всех других частей ЮАС, не имела дискриминацию к чёрному населению. В дальнейшем, разумеется, это право у Кейптауна будет отобрано в 1930-е.

Перед образованием Союза, был принят ряд законов, которые ограничивали миграцию чернокожих в города Южной Африки.

Законом о пропусках коренных жителей городских районов 1909 г. (Native Pass Act) вводились ограничения на поиск работы для африканца до 6 дней. По истечении срока, африканец должен был вернуться в сельскую местность, если его постигла неудача по трудоустройству.

Это был последний сегрегационный закон, который был ещё при разделённой Южной Африке.

Краткая историческая справка

В 1914 г. в ЮАС проживало всего 6 млн человек [4]. По данным на 1911 г., расовый состав ЮАС был следующим:

Составлено по данным [3, стр. 10]
Составлено по данным [3, стр. 10]

Белых было довольно много по меркам Африки, больше чем где-либо в других частях континента.

Центр Йоханнесбурга в 1950 году
Центр Йоханнесбурга в 1950 году

Кроме всего прочего, именно белые, т.е. четверть населения, держали власть и все богатства страны в своих руках. Это было возможно в результате эксплуатации чернокожего населения. Этой же точки зрения привержены многие западные авторы по тематике Южной Африки, к примеру, Кен Вебб (Ken Webb):

Ключевым элементом этой монополии на богатство было использование африканской рабочей силы. Африканских рабочих держали под контролем, а их заработная плата была на крайне низком уровне.
[3, стр. 10]

Нэнси Л. Кларк и Вильям Х. Воргер также верно указывали на сущность политики сегрегации, которая предшествовала апартеиду:

Политика сегрегации была направлена на защиту политических и экономических интересов белых, в то же время больше вовлекая африканцев в экономику страны как основного источника рабочей силы.
[5, стр. 22]

Белые к концу столетия уже не превышали 10% от всего населения страны, но всё ещё имели контроль над всей ЮАР, вся промышленность, все ресурсы и плодородные почвы. Всё было под контролем белых, пока африканцы работали под строжайшим контролем буквально за копейки.

Район Софиятаун в г. Йоханнесбург в 1950-х
Район Софиятаун в г. Йоханнесбург в 1950-х

Либеральные силы же были в меньшинстве, поэтому с образованием Союза, начались жёсткие законодательные нововведения, направленные на укрепление власти белых и сегрегации, угнетении и эксплуатации чернокожих. Для правительства ЮАС было важно держать африканцев в качестве дешёвой рабочей силы для самого тяжёлого труда. Все остальные права африканцев попирались настолько, насколько это было возможно в силу обстоятельств.

Главнейшей политической силой в ЮАС была Национальная партия (National Party, с 1914 г.), которая была создана африканерами и их же представляла. НП возглавляла правительство почти всю историю страны до 1985 г (исключая период 30-40х, когда НП объединилась с Южно-Африканской партией). Африканеры выступали против помощи Великобритании в Первой Мировой войне и сочувствовали Германской империи. Тоже было и в период Второй Мировой войны, когда многие африканеры сочувствовали уже Третьему Рейху. Были и среди африканеров открыто симпатизировавшие нацизму.

В принципе, эти симпатии были тесно увязаны с отчасти ненавистью к Великобритании из-за концлагерей во время второй англо-бурской войны, которые всё ещё оставались в памяти многих заставших те события африканеров.

Основу сегрегационной политики сформировало, в основном, правительство Джеймса Герцога (James Barry Munnik Hertzog), который был премьер-министром ЮАС на протяжении периода 1924-1938 гг. Дж. Герцог был африканером, поэтому он практически сразу, в 1925 г., сменил второй официальный язык ЮАС с голландского на африкаанс.

Политика сегрегации

В результате сегрегации и апартеида, мы сегодня можем увидеть и такие кадры (г. Кейптаун)
В результате сегрегации и апартеида, мы сегодня можем увидеть и такие кадры (г. Кейптаун)

Молодое правительство сразу начало укоренять сегрегационные устои. В 1911 г. был подписан Закон о шахтах и работах (Mines and Works Act) в результате которого африканцы были отстранены от квалифицированных рабочих мест, которые, в свою очередь, была зарезервированы за белыми рабочими. Таким образом, африканцам оставили только тяжёлую и низкоквалифицированную работу.

Вводились также ограничения для африканцев, которые могли работать. Делалось это для того, чтобы держать их миграцию под контролем. Закон о регулировании труда туземцев от 1911 г. (Natives' Labour Regulation Act) устанавливал:

1. Работники должны были набираться из сельской местности;

2. Таким работникам делали отдельный пропуск в город, при этом у работников снимали отпечатки пальцев;

3. Длительное пребывание в городской местности привело бы такого работника к аресту и приговору за нарушение законодательства. Могло караться до 2-х месяцев каторжных работ.

Фактически, для африканцев вводились специальные пропуска, чтобы их миграция оставалась под контролем правительства ЮАС.

Разумеется, африканцы сопротивлялись. 8 янв. 1912 г. несколькими сотнями образованных африканцев был создан Национальный конгресс коренных народов Южной Африки (он же Южноафриканский туземный национальный конгресс), который в 1923 г. будет переименован в Африканский национальный конгресс (АНК, African National Congress). Собственно, АНК возьмёт власть в стране после падения апартеида в будущей ЮАР, а пока АНК являлась лишь подпольной организацией, которой ещё предстояло стать полноценной силой в политической жизни страны.

Раздельным были также входы в надземные переходы (фото времён апартеида)
Раздельным были также входы в надземные переходы (фото времён апартеида)

Самое жёсткое, что ввело новейшее правительство вновь образованного Союза, это законы в области земельного пользования. Закон о земле туземцев (Natives' Land Act) от 1913 г. устанавливал процент территорий на которых могли проживать африканцы. Правительством был установлен уровень в 8%. Чтобы активизировать моментальное действие закона, африканцам сразу же запретили платить арендную плату, чем их фактически изгоняли из своих земель в отведённые резервуары. Им также запретили работать на издольщине.

Африканцам, которые жили на фермах белых, должны были работать за з/п или без денежного вознаграждения в течении 90 дней в обмен на использование земельного участка.

Постепенно и параллельно с процессом вытеснения африканцев в земель Южной Африки, белые африканеры и англичане вытесняли африканцев с работ на железной дороге. В 1928 г. будет основана, в соответствии с Законом о чёрной металлургии №11 от 1928 г. (Steel Industry Act No. 11) крупная металлургическая частично государственная компания Iscor Ltd., которая предоставит большое количество рабочих мест африканерам, но не чёрным.

В 1924 г. африканцам в ответ на протесты подписали новый Закон о примирении в промышленности (Industrial Conciliation Act 1924). Согласно данному закону, африканцам запрещено было организовываться в профсоюзы, запрещено было вести переговоры о зарплате и условиях труда, а также любой африканец, имеющий пропуск, в принципе перестал считаться работником. То есть его более не рассматривали под термином "работник". Впрочем, в будущем любой африканец, живущий в бантустанах (они появятся гораздо позже), вообще перестанет считаться гражданином страны.

Стоит добавить, что африканцы, не имеющие пропусков, не являлись трудоустроенными. В ЮАС для чёрных можно было быть официально трудоустроенным лишь имея пропуск. Поэтому, африканцы вообще лишились трудовых прав.

Как указывал африканист Кен Вебб, британские законы до 1910 г. также не позволяли спокойно жить вне городов, изолируясь от белых на своих фермах в сельской местности. Вводились всяческие налоги на собак, головы, количество хижин. Всё это вынуждало разорённых африканцев идти работать на поле, в шахты и различные производства к белым владельцам.

В 1925 г. африканцам подарили ещё один дискриминационный и сегрегационный Закон о заработной плате (Wages Act 1925), согласно которому белым устанавливался МРОТ, а система оплаты труда неквалифицированных работников видоизменялась для белых таким образом, что уровень оплаты труда становился выше уровня оплаты труда чёрных рабочих. Тогдашнее правительство называло это "цивилизованная трудовая политика", а такую з/п "цивилизованной заработной платой". Разумеется, к чёрным такие нововведения не относились.

В 1926 г. в Закон о шахтах и работах (Mines and Works Amendment Act 1926) внесли поправки, которые запрещали в принципе работать цветным и неграм на квалифицированных работах. Свидетельства о профессиональной подготовке могли выдаваться только цветным и только лишь по установленному перечню некоторых профессий.

Политика сегрегации раскручивалась полным ходом. В 1927 г. был создан Департамент по делам коренных народов, согласно Закону об администрации коренных народов (Native Administration Act), который фактически отделял всю политику в отношении африканцев от остальной политики правительства.

В 1936 г. внесли поправки в Закон о земле туземцев. Новый Закон о доверии и земле туземцев увеличивал количество земель доступных для африканцев до 13%. Вероятнее всего, уровень в 8% создавал миграционные проблемы, поскольку более 60% населения ЮАС (ок. 6,5 млн чел на 1936 г.) вынуждено было проживать в специально отведённых племенных резервациях (прообраз бантустанов). Закон способствовал ограничению миграции африканцев в города и постоянно ужесточался.

Для правительства ЮАС являлось проблемой, что в некоторых городах чёрного населения становилось непропорционально белому. Африканцам приходилось жить на окраинах городов в трущобах и центр города для них был фактически закрыт. Иногда окраины городов очищались от африканцев при помощи полицейской силы, когда необходимо было расширить километраж белых районов.

Юридически это было оформлено ещё в 1923 г. Законом о коренных жителях городских районов, когда была создана некая комиссия Сталларда для изучения африканского присутствия в городах ЮАС. В результате исследования, был создан Закон о туземцах в 1923 году. Благодаря закону, местные власти наделялись полномочиями расчищать трущобы и ограничивать место проживания африканцев в городах, сводя их проживание лишь на окраинах в ограниченном количестве.

Кризис также касался, в первую очередь, африканцев. Во время Великой депрессии 1929-1933 гг., первыми увольнялись чернокожие и цветные. Депрессия стала огромнейшей проблемой для правительства, потому что из-за отсутствия ликвидности продукции и продолжительных засух, африканцы стали искать работу в городах.

Но, закономерность экономического развития не остановить законодательными актами. Промышленность нуждалась в рабочей силе африканцев. В 1913 г. в городах проживало 13% африканского населения и уже к 1946 г. такого населения было 23% [3, стр. 14]. Урбанизация чернокожих росла даже в условиях бюрократических ограничений, хотя и с куда меньшей энергией.

В принципе, экономика ЮАС стала восстанавливаться уже после 1934 г. в связи с ростом мировых цен на золото, которое в Южной Африке являлось основным ресурсом.

В том же 1936 г. был нанесён удар по последним политическим правам туземцев-африканцев. Злополучный закон был принят Объединённой партией (United National South African Party), которая была результатом слияния двух крупнейших партий ЮАС - части Национальной партии (National Party) и Южно-Африканской партии (South African Party), а также остатков от распущенной в 1920 г. Юнионистской партии (Unionist Party). В результате выборов в 1933 г. в Палату собраний (парламент) они получили 75 и 61 место соответственно из всего 150.

Раннее, единственный либеральный закон, касающийся права голоса для африканцев и цветных, не мог потерять свою силу из-за противодействия кабинета Яна Смэтса (главы Южно-Африканской партии).

Однако, после объединения двух партий, Закон о представительстве коренных народов (Native Representation Act) успешно был принят. Он лишил последних остатков избирательных да и в целом политических прав африканцев. Вместо избирательных прав, африканцы получали Совет представительства коренных народов, который мог представлять туземное население в Палате собраний. Самое интересное, что представители могли быть только белыми. Впрочем, орган признали ненужным в 1951 г. и ликвидировали без угрызения совести.

Кризис политики сегрегации

Йоханнесбург с птичьего полёта в конце 1940-х
Йоханнесбург с птичьего полёта в конце 1940-х

Политика сегрегации пришла в кризис во время и после Второй Мировой войны. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность ЮАС, который всё ещё оставался доминионом Великобритании, пережила расцвет. Рост промышленности требовал массовой дешёвой рабочей силы, которую производства находили в лице чернокожих рабочих. Последние же стали массово мигрировать в города.

В период 1939-1945 гг. кол-во африканцев в промышленности увеличилось на 70%, тогда как белых всего на 30%. К 1945 г. доля африканцев составляла 50% рабочей силы в промышленности, исключая горнодобывающую [3, стр. 18].

Правительство ЮАС к 1940 г. даже запустило 4 жилищные программы для африканцев в Йоханнесбурге, которые позволили бы им жить и работать, хотя и на окраине и за минимально возможную заработную плату.

Премьер-министр ЮАС Ян Смэтс уже в 1942 г. заявил, что сегрегационная политика провалена и, что, остановить приток африканцев в города - всё равно, что выметать океан метлой. Она не смогла сопротивляться экономике и экономическому развитию страны.

В 1948 г. Объединённая партия и Национальная партия окончательно признали, что африканская рабочая сила необходима для промышленности Союза. При этом, более либеральной позицией по отношению к африканцам была Объединённая партия, которую возглавлял Ян Смэтс. Крайне радикальной позицией обладала Национальная партия, во главе с Даниелем Маланом (Daniël François Malan). На выборах того же года, Национальная партия победила, хотя и с трудом.

Надпись на табличке "Остерегайся туземцев"
Надпись на табличке "Остерегайся туземцев"

В этот момент, политика сегрегации была фактически сменена более радикальной политикой апартеида.

В заключении, можно сказать, что африканцам за 30 лет в новой стране фактически запретили жить в городах без разрешения, запретили жить за пределами специально отведённых резерваций, лишили всех трудовых и политических прав, заставляли платить налоги на всё, чтобы разорить оставшихся чёрных фермеров. При этом, доля населения африканцев неуклонно росла.

Правительство ЮАС само себе копало могилу, поскольку в будущем, чернокожее, в основном, необразованное, население окажется в подавляющем большинстве, которое, к тому же, будет поддерживаться Западными странами. Однако, в середине 20-го века, правительство ЮАС всё ещё могло держать ситуацию в железных рукавицах.

Источники:
1. Вивиан Бикфорд-Смит: Этническая гордость и расовые предрассудки в викторианском Кейптауне. Издательство Кембриджского университета. 2003, стр. 26
2. Н. Уорден: Кейптаун: Создание города. New Africa Books. 2011, стр. 171
3. Ken Webb. Apartheid in South Africa 1960-1994, 2020
4. The Union of South Africa censuses 1911-1960: an incomplete record - https://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0018-229X2011000200001
5. South Afirca: The rise and fall of apartheid, Nancy L. Clark & William H. Worger, 2004

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц