Найти в Дзене
Широков Александр

Школьные задачи / Алгебра / А-40

Оглавление

Задание

Решите уравнение:

[x] = [x

(под целой частью числа x понимается наибольшее целое число, не превышающее заданное; её принято обозначать при помощи квадратных скобок: [x]; функция y = [x] определена на всём множестве действительных чисел).

Решение

Сделаем замену переменной:

t = [x]

В этом случае исходное уравнение преобразуется к виду:

t = t² ⇔ t² – t = 0 ⇔ t·(t – 1) = 0

Произведение нескольких множителей равно нулю, когда хотя бы один из них равен нулю. Получаем, что или

t = 0

или

t – 1 = 0 ⇔ t = 1

Возвращаясь к старой переменной получаем два варианта:

1) [x] = 0

Целая часть равна нулю для чисел больших или равных нулю, но меньших единицы, то есть исходному уравнению в рассматриваемом случае будут удовлетворять все числа полуинтервала x ∈ [0; 1).

2) [x] = 1

Целая часть равна единице для чисел больших или равных 1, но меньших 2, то есть решениями исходного уравнения в данном случае будут все числа полуинтервала x ∈ [1; 2).

Оба получившихся полуинтервала можно объединить в один, который и будет решением уравнения: x ∈ [0; 2).

Ответ

x ∈ [0; 2).

Комментарий

Альтернативный способ нахождения корней рассмотренного уравнения – графический, при его использовании нужно отыскать общие точки графиков функций y = [x] и y = [x]². Этот вариант решения был фактически продемонстрирован в разборе решения задачи А-35 – на рис. 1 пересечение графиков функций показано пурпурным цветом.

Рис. 1.
Рис. 1.

Вполне достойно внимания и ещё одно обстоятельство: решения уравнения образуют не конечный набор конкретных чисел, а непрерывное множество (полуинтервал), что обусловлено особенностью функции целой части числа. К слову:уравнение [y] = [x] также описывает совокупность областей на плоскости, а не линий (см. задачу А-30).

Другие задания, имеющиеся на канале, можно найти здесь:

Школьные задачи | Широков Александр | Дзен

-2
Перечень публикаций на канале
Широков Александр2 декабря 2020

Наука
7 млн интересуются