На днях застала себя за поеданием пирога прямо из формы для запекания: не утруждаясь отрезанием порции, вилкой отламывала по кусочку и отправляла в рот. Если вы углядели в этом «отламывала по кусочку» нечто аристократичное, то увы. От аристократов в тот момент я была максимально далека: пирог горячий, только из духовки, я ела его, обжигаясь, широко разевая рот, чтобы захватить вместе с пирогом и холодный воздух, крошки падали на столешницу, ой.
Когда опомнилась, слегка оторопела: что это было вообще? Я помнила, как шла проверять, готов ли пирог. Помнила, как доставала его из духовки. Потом – провал. Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – во рту вилка с пирогом. Причина такого, прямо скажем, не характерного для меня поведения, - усталость.
Сейчас поясню, как связано импульсивное поедание горячего пирога и потребность в отдыхе.
Если говорить упрощенно, в нашем мозге есть две области, принимающие решения. Первая область – лимбический мозг. Представьте машинку для счета денег: лимбический мозг принимает решения, как та машинка. С невероятной скоростью он сканирует окружающую среду и подсказывает нам действия в зависимости от того, определяет ли он происходящее, как полезное, или нет.
Щух-щух-щух, листает лимбика события и ситуации. Идет дождь, сыро – угроза для жизни – оденься потеплее, возьми зонт. Вкусная еда! – полезно – иди ешь. Экзамен – тревожно – сконцентрируй внимание. Подрезает водитель на трассе – опасно! – сверни в крайнюю правую полосу, немного сбавь скорость. У лимбического мозга только два полюса: полезно-неполезно. Его система координат примитивно проста, благодаря чему он может действовать стремительно.
Вторая область (а выше была первая, вы следите за историей? Первая что? Правильно – первая область принятия решений) – это команда осознанного внимания. В ней три игрока*: префронтальная кора (ее задача – выделить главное, отодвинув второстепенное на второй план), передняя поясная кора (удерживает внимание на важном объекте, не дает мыслям разгуляться, как коням на лугу) и теменная доля (собирает сенсорную информацию).
Давайте аккуратно разбудим тех, кто вздремнул на предыдущем абзаце, и продолжим повествование. Принятие решений у команды осознанного внимания происходит куда сложнее, чем у лимбической системы. Там было «черное» и «белое», а сейчас появляются полутона, оттенки, богатая палитра. Команда осознанного внимания умеет анализировать прошлый опыт, систематизировать информацию, делать долгосрочные прогнозы и мыслить на перспективу.
Как думает человек со слабо развитой префронтальной корой (и остальными игроками, не буду каждый раз их перечислять)? Мыслит он категориями «да\нет», «плохо\хорошо». Импульсивное принятие решений. Еда? Едим. Обзываются? Обозваться в ответ\ударить\убежать. Угрожают? Спрятаться\приготовиться к бою.
А теперь мышление человека с натренированной префронтальной корой: еда? Как давно я ел? Испытываю ли я сейчас физический голод? Или то, что кажется мне голодом, на самом деле тревога\страх\раздражение\скука? Как я могу помочь себе в последнем случае?
Обзываются? Почему это так задевает меня? Возможно, я сам верю в то, что говорит другой, но мне стыдно\страшно признать это? Или это вообще не про меня, а про того, кто обзывается, а я с готовностью принял его проекцию?
Видите? Человек с развитой префронтальной корой анализирует информацию, второй же гражданин действует под влиянием эмоций, они им управляют.
Это все, конечно, хорошо, но мы же начали с горячего пирога!! – восклицает читатель, пробравшийся сквозь текст к сему месту. Да-да, пардон, увлеклась, перехожу к пирогу.
Нормально работающая команда осознанного внимания могла бы сказать мне: «Света, пирог горячий, это раз. Два – это десерт, а не основной прием пищи. Если начать трапезу с пирога, ты проголодаешься затем намного быстрее, чем если съешь сначала овощ, затем белок, а уже затем пирог. Три – ты получишь больше удовольствия от пирога, если дашь ему постоять, наведешь себе вкусный чай, отрежешь кусочек и сядешь его есть за стол».
Почему же команда промолчала?
Потому, что работа префронтальной коры требует большого количества энергии. Коей при усталости мало. В такой ситуации мозг отключает то, что, по его мнению, не является жизненно важным, а именно – рациональное мышление, осознанное внимание и долгосрочное планирование.
Вот это самая важная мысль данного текста: префронтальная кора переходит в спящий режим, когда человек болен, голоден, устал, не выспался, находится в стрессе. Иными словами, во всех перечисленных состояниях мы склонны принимать не обдуманные рациональные решения, а решения по принципу «черное» и «белое». Мозг уставшего гражданина не будет анализировать, сделать ли ему пирог десертом. Лимбика, принимающая решение в данный момент, не задумывается: что это, еда? Едим, вариантов без.
Какие тут выводы:
-команду осознанного внимания можно тренировать, и тогда вы будете принимать осознанные, взвешенные решения;
-если этого не делать, эмоции, скорее всего, будут управлять вами, а это автоматически влечет за собой бОльшее число ошибок и, как следствие, сожалений;
-как бы вы ни тренировали префронтальную кору, она не будет работать, если вы не выспались, голодны, устали. Поможет здесь навык самонаблюдения и принятия необходимых действий.
Активно призываю задавать вопросы, если что-то было не совсем понятно, с радостью поясню.
*снова говорим упрощенно