Найти в Дзене

Дело «Косого» и К°, или как Хрущёв переписывал советские законы

Общеизвестно, что советским людям полагалось быть до мозга костей идейными, преданными Родине и… бедными. Поэтому ловких и оборотистых аферистов, способных неправедным путём нажить немалые капиталы, руководство страны клеймило ворами и врагами народа. Разумеется, это не касалось высшей партийной элиты…

Сегодня, когда в каждом городе есть десятки обменных пунктов, людям сложно понять, за что были расстреляны в 1961 году три валютчика - Рокотов, Яковлев и Файбишенко. Но не поэтому дело трёх спекулянтов вошло в историю советского судопроизводства как самое громкое и скандальное. Уникальность его в том, что оно стало символом беззакония и давления на суд со стороны главы государства, давшего, по сути, указание о применении к первым советским миллионерам высшей меры наказания.

Сегодня вспоминаем как это было...

Главный фарцовщик страны и его судьи. Фото из открытых источников.
Главный фарцовщик страны и его судьи. Фото из открытых источников.

Лидер этой преступной группировки Ян Рокотов (кличка «Косой») сумел организовать в Советском Союзе обширную и на удивление отлаженную сеть скупки иностранной валюты и товаров широкого потребления - ювелирных украшений, джинсов, аппаратуры. Всё это он перепродавал советским гражданам, которые не были избалованы качественными товарами, но при этом обладали деньгами. Антиквар Дмитрий Яковлев («Дим Димыч») и безработный Владислав Файбишенко («Владик», «Червончик») работали с ним в одной связке.

Жизнь родившегося в 1927 году Яна Орликова складывалась непросто. Матери он лишился в трёхмесячном возрасте, а его отец, целиком погружённый в партийную работу, воспитанием сына не занимался, перепоручив это своей сестре. Та была замужем за главным редактором журнала «Интернациональная литература» Тимофеем Рокотовым и дала мальчику фамилию своего мужа, дабы скрыть еврейское происхождение Яна и облегчить ему жизнь. Но беда не приходит одна: в первом классе девочка, сидевшая с ним за одной партой, нечаянно проколола ему глаз и он на него ослеп (отсюда - кличка «Косой»).

В первый раз Ян Рокотов (на тот момент студент юрфака МГУ) был арестован в 1946 году по делу своего одноклассника Джонрида Сванидзе (племянника первой жены Сталина), обвинённого в создании антисоветской молодёжной организации. Вскоре дело замяли, но Рокотову дали предписание покинуть Москву. Тот это проигнорировал и из столицы не уехал, в связи с чем вскоре получил уже реальный срок. Будучи увлечённым фотолюбителем (как и большинство мальчишек того времени), он занялся спекуляцией фотобумагой. С её официальной покупкой было чрезвычайно сложно, поэтому он скупал ту в большом количестве с небольшой переплатой у спекулянтов, а потом выгодно перепродавал.

Фарцовщики за работой. Фото из открытых источников.
Фарцовщики за работой. Фото из открытых источников.

Когда на этом деле его повязали, он во время обыска сумел бежать из собственного дома через окошко туалета, после чего уехал на юг страны. Будучи объявленным во всесоюзный розыск, Рокотов был арестован в 1947 году и приговорён к 8 годам заключения.

По воспоминаниям сидевших с ним, поначалу лагерная жизнь Рокотова была несладкой: работая на лесоповале, он подвергался постоянным избиениям уголовниками за невыполнение нормы, что привело к потере памяти и тяжёлому психическому состоянию. Но постепенно Ян сумел наладить с ними взаимовыгодные отношения и «досиживал» уже вполне благополучно, по лагерным меркам - даже богато.

В 1954 году его дело было пересмотрено: Рокотов был освобождён с полной реабилитацией и восстановлен на втором курсе института. Однако учиться дальше он не пожелал, а быстро оценил возможности, которые открывала перед оборотистым человеком скупка иностранной валюты и решил работать уже по-крупному, организовав совместно с друзьями Владиславом Файбишенко и Дмитрием Яковлевым сложную систему посредников для скупки валюты и импортных вещей у иностранных туристов. Дело пошло...

В советское время это была статья... Фото из открытых источников.
В советское время это была статья... Фото из открытых источников.

Позднее некоторые отечественные экономисты и финансисты отмечали наличие у Рокотова несомненного дара предпринимательства и давали высокую оценку его смекалке и деловой хватке:

«Если бы он оказался где-нибудь в капиталистической стране, то был бы мультимиллионером».
«Рокотов был крупнейшим бизнесменом, который сумел организовать торговлю валютой и импортной одеждой в СССР. Банкиры Германии считали, что он заслуживает Нобелевской премии».

Жил он на широкую ногу, воистину как король: спал до полудня, затем вызывал такси и ехал обедать в один из ресторанов, потом толкался на «плешке». Вечер завершался ужином в первоклассном ресторане. Он нигде не работал, часто менял любовниц, кутил. В частности, у него были отношения с Валентиной (Лялей) Дроздовой, которая в своё время была гражданской женой Берии. Разумеется, в те времена такой образ жизни не мог не вызвать пристального внимания органов внутренних дел. Когда в кругу близких и знакомых Рокотов появлялся в супермодном тогда плаще «болонья», те понимали, что его скоро посадят - это был вызов всей системе, поскольку такие носила только партийная элита.

И так в СССР боролись с антиобщественными элементами. Фото из открытых источников.
И так в СССР боролись с антиобщественными элементами. Фото из открытых источников.

За долгие годы спекуляции Рокотову удалось сколотить огромное состояние. Но валюту и золотые монеты, составлявшие основу его капитала, он никогда не держал при себе: часть денег постоянно крутилось в деле, другую часть ценностей хранил на съёмной квартире, и лишь небольшую часть держал в специальном американском чемодане с хитрой вмонтированной системой сложных замков. Этот саквояж постоянно «блуждал» по квартирам его многочисленных приятелей и любовниц, а иногда лежал в камере хранения на вокзале. Именно там Рокотова и повязали в 1960 году сотрудники КГБ, устроившие засаду на Ярославском вокзале, когда тот сдавал в камеру хранения свой чемодан с валютой и золотом. Его содержимое было оценено в 1,5 млн долларов. Одновременно в разных концах Москвы взяли и его сообщников.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Позднее суд установил, что «Рокотов скупил и перепродал валюты и золотых монет на сумму свыше 12 миллионов рублей, а Файбишенко скупил и перепродал валюты на общую сумму около 1 миллиона рублей (в старых дензнаках)». И назначил им максимальное наказание, предусмотренное статьёй 88 УК РСФСР - по 8 лет лишения свободы.

Файбишенко и Рокотов в зале суда. Фото из открытых источников.
Файбишенко и Рокотов в зале суда. Фото из открытых источников.

Но дальше дело получило дальнейшее развитие. В 1961 году тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС Хрущёву в ходе поездки в ФРГ немецким представителем было заявлено, что такого чёрного рынка как в Москве нет нигде в мире.

Хрущёв показал "кузькину мать" советским спекулянтам. Фото из открытых источников.
Хрущёв показал "кузькину мать" советским спекулянтам. Фото из открытых источников.

О последовавшей реакции импульсивного Хрущёва на подобные обвинения догадаться несложно. Вернувшись в Москву, он приказал незамедлительно разобраться с фарцовщиками и валютчиками. Вот тут-то «под раздачу» и попала наша троица. Лично ознакомившись с их делом, Хрущёв был в ярости: «Это же настоящие враги, а вы им всего по восемь лет? За такие приговоры самих судей судить надо!». Тотчас были инициированы многочисленные «обращения общественности», возмущённой мягкостью приговора уже отбывающим свой срок сидельцам.

Дело «Рокотова и К» тут же было пересмотрено, и суд назначил новое наказание - 15 лет лишения свободы.

Звучит страшный приговор суда. Фото из открытых источников.
Звучит страшный приговор суда. Фото из открытых источников.

Казалось бы, на этом можно было поставить точку. Но поток писем в ЦК КПСС не иссякал:

«…Мы, простые советские люди, убедительно просим вас быть беспощадными к этим отбросам, жалким подонкам и негодяям, гадкие души которых пусты, а они набрались наглости и перестали уважать советский строй. Они хуже предателей, они давно уже трупы, и мы просим вас, чтобы таким же другим неповадно было, приговорить всю эту преступную шайку к высшей мере наказания - расстрелу, чтобы не поганили они впредь неподкупную репутацию честных советских людей, не дышали с нами одним воздухом и не смели называться гражданами СССР…»

Даже после пересмотра дела Хрущёв продолжал негодовать, требуя крови. Несмотря на то, что ему пытались объяснить, насколько это противоречит общепринятой юридической практике, он ничего не желал слушать.

И случилось невиданное. В спешном порядке был издан указ «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций» и состоялся третий пересмотр дела. Верховный суд РСФСР отлично справился с хрущёвской установкой, подведя троицу под «вышку» по закону, принятому после совершения деяния.

Жертвы беззакония - Яковлев, Рокотов и Файбишенко. Фото из открытых источников.
Жертвы беззакония - Яковлев, Рокотов и Файбишенко. Фото из открытых источников.

Беззаконие советских властей вызвало волну протестов по всему миру, а решение суда было названо вопиющим нарушением всяческих законов, человеческих и божеских:

«За такое беззаконие руководство страны нужно судить посмертно, чтобы другим неповадно было!».
«Общество должно дать этому событию оценку даже спустя годы, это один из важнейших элементов покаяния».

Подобными действиями Хрущёв только разбередил раны советских жителей. Спокойствие в стране пошатнулось, поскольку никто больше не был уверен, что власть справедлива.

Последнее прижизненное фото Яна Рокотова. Фото из открытых источников.
Последнее прижизненное фото Яна Рокотова. Фото из открытых источников.

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!