Слышали фразу: "Кадры решают всё"?
В анимации она, обретает дополнительный смысл.
Аниматор должен уметь искать "ключевые кадры" в действии. Раскадровщик же - находить "ключевые кадры" в визуальном повествовании.
По сути, раскадровка плотно пересекается с "лейаутом" (техническим заданием на анимацию). Основное что нужно сделать и там и там - ответить на три ключевые вопроса ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Так же важно не забывать о структурности повествования. Любая история, вне зависимости от продолжительности, будь то сюжет фильма, эпизод из него или анимационная сцена. У любой истории есть четыре, обязательный, элемента "вступление", "действия", "завершение" и "точка".
Для примера разберём мизансцену из одного сериала. "Мизансцена" - это единство места, времени и действия.
Начинается любая мизансцена с заявки места времени и положения в ней персонажей. Если мы хотим зацепить как можно больше антуража, то пользуемся приемом "сверх общий план".
До этого момента нам хватало общего плана, но теперь нужно заявиться всю "ситуацию".
Следом нужно показать реакцию персонажа на ситуацию. Для это у нас есть инструмент под названием - "деталь". Лучше всего использовать того персонажа, кто стал причиной этого события.
Узнав ощущения "главного героя" нужно посмотреть как себя чувствуют остальные. Для этого используем "общий план"
Эти три плана являются "вступлением". Мы показали зрителю, где мы находимся, кто у нас действующие лица (подсветив главного героя). И что они все чувствуют.
Время "действия". Действие - это аттракцион. Желательно использовать "резкие" ракурсы.
Но в тоже время нельзя терять информативность. Зритель должен иметь возможность уследить за персонажами. Также существует "правило нечетности". Если вы показывает несколько "родственных" планов подряд, их количество должно быть нечетным 3, 5, 7...
Четное количество "родственных" планов, создаст у зрителя ощущение незавершенности. И в монтаже появится чувство недосказанности.
Первый план: Показывает как ведет себя персонаж в этом действии
Второй план: усиливаем через повторение на других персонажах
Третий план: Можно не повторят событие, зритель и так понимает что произойдет, тут нужно сосредоточиться на эмоции.
У нас было три "родственных" плана, мы на схожих крупностях показали разъединенных персонажей. Нужно перестроиться, и показать теперь всех вместе.
Первый план: Сменили крупность и собрали всех в кучку.
Второй план: набор смешных падений
Но не забываем, что мы все ещё на аттракционе. Можем объединить динамичный ракурс и смешное действие.
Третий план:
У нас было три плана разделенных персонажа, три плана объединенных. В принципе уже пора выходить из "действия".
Остановились. Финальным кадром выхода, мы должно описать эмоции персонажей. Реакцию каждого на то что только что произошло. Тут нужно отталкиваться от "характеров". В одной картинке, нужно изобразить персонажей в свойственных им позах.
После "действия", нужно отдышаться. Мы заходим в этап "завершения".
Пусть персонажи немного поговорят, а мы плавненько будем заявлять место, где они очутились. Меняя крупность планов создадим эффект отъезда.
Первый план: Крупный
Второй план: Средний.
Третий план: Общий
Всё! История рассказана. Герои в своем финальном положении. Но есть ещё один обязательный элемент повествования - "точка".
Этот маленький элемент дает зрителю понять, что мизансцена закрылась.