Абсурдное выражение «врождённая грамотность» не сходит с языка у родителей школьников. «Мы не понимаем, почему у него двойка по русскому, ведь у его папы (бабушки, двоюродного брата, троюродной тёти и т. п.) врождённая грамотность»!
Ни один человек не рождается с навыками речи и грамотного письма. Никто в первые дни жизни не способен произносить слова, а тем более их писать.
В человеческом мозге есть особые зоны, ответственные за развитие речи и, соответственно, письма. Это так называемые речевые системы. Чтобы они включились и развивались, нужна языковая среда. Если её нет, то человек и говорить не научится. Случаи выживания детей в дикой природе без взрослых это подтверждают. Речь, и тем более письмо, являются не врождёнными, а приобретёнными навыками.
Если речевые зоны мозга развиваются нормально, человек заговорит вовремя и без проблем. Когда придёт время осваивать навык письма, это не вызовет у него особых затруднений. И это не «врождённая грамотность», а нормальное развитие.
Беда в том, что речевые зоны очень уязвимы в раннем перинатальном периоде – в родах и во время беременности матери. Вред приплоду в этот период диагностируется не всегда. Но на их развитие может плохо влиять и стимуляция родовой деятельности, и безводный период. Что уж говорить о таких ситуациях, как гипоксия, обвитие пуповиной (асфиксия) или кесарево сечение. В таких случаях дисграфия практически гарантирована.
Что такое дисграфия? Это недостаточное развитие речевых зон мозга, их незрелость. При письме проявляется как дефицит внимания ("невнимательность"), трудности с фонематическим различением, неусидчивость, пропуски и замены букв.
Школьник не может полноценно освоить навык письма, делает глупые и нелепые ошибки, не соответствующие возрасту и развитию. Часто это сопряжено с дошкольной логопедией, но отнюдь не всегда.
Что нужно такому школьнику? Вовсе не дополнительные диктанты и задания по бездумному переписыванию текста. Этим нельзя добиться результата, зато можно при чрезмерной нагрузке слабых зон мозга получить ещё и неврологические проблемы.
Дисграфику нужны не диктанты, а специальные тренинги для прокачки речевых систем. Надо вырабатывать внимание, чтобы при письме оно не падало до нуля. Нужны алгоритмы, которые будут держать письмо под контролем, а их использование укрепит слабые зоны мозга.
Именно на этом основана программа Натальи Романовой «Без правил», которая помогла освоить навык грамотного письма уже не одному поколению учеников.
Ближайшие курсы в СПб начнутся 5 октября. Запись по тел. +7-812-924-48-52