Найти тему

Грамотность не может быть врождённой!

Абсурдное выражение «врождённая грамотность» не сходит с языка у родителей школьников. «Мы не понимаем, почему у него двойка по русскому, ведь у его папы (бабушки, двоюродного брата, троюродной тёти и т. п.) врождённая грамотность»!

Ни один человек не рождается с навыками речи и грамотного письма. Никто в первые дни жизни не способен произносить слова, а тем более их писать.

В человеческом мозге есть особые зоны, ответственные за развитие речи и, соответственно, письма. Это так называемые речевые системы. Чтобы они включились и развивались, нужна языковая среда. Если её нет, то человек и говорить не научится. Случаи выживания детей в дикой природе без взрослых это подтверждают. Речь, и тем более письмо, являются не врождёнными, а приобретёнными навыками.

Если речевые зоны мозга развиваются нормально, человек заговорит вовремя и без проблем. Когда придёт время осваивать навык письма, это не вызовет у него особых затруднений. И это не «врождённая грамотность», а нормальное развитие.

Беда в том, что речевые зоны очень уязвимы в раннем перинатальном периоде – в родах и во время беременности матери. Вред приплоду в этот период диагностируется не всегда. Но на их развитие может плохо влиять и стимуляция родовой деятельности, и безводный период. Что уж говорить о таких ситуациях, как гипоксия, обвитие пуповиной (асфиксия) или кесарево сечение. В таких случаях дисграфия практически гарантирована.

Что такое дисграфия? Это недостаточное развитие речевых зон мозга, их незрелость. При письме проявляется как дефицит внимания ("невнимательность"), трудности с фонематическим различением, неусидчивость, пропуски и замены букв.

Школьник не может полноценно освоить навык письма, делает глупые и нелепые ошибки, не соответствующие возрасту и развитию. Часто это сопряжено с дошкольной логопедией, но отнюдь не всегда.

Что нужно такому школьнику? Вовсе не дополнительные диктанты и задания по бездумному переписыванию текста. Этим нельзя добиться результата, зато можно при чрезмерной нагрузке слабых зон мозга получить ещё и неврологические проблемы.

Дисграфику нужны не диктанты, а специальные тренинги для прокачки речевых систем. Надо вырабатывать внимание, чтобы при письме оно не падало до нуля. Нужны алгоритмы, которые будут держать письмо под контролем, а их использование укрепит слабые зоны мозга.

Именно на этом основана программа Натальи Романовой «Без правил», которая помогла освоить навык грамотного письма уже не одному поколению учеников.

Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"
Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"

Ближайшие курсы в СПб начнутся 5 октября. Запись по тел. +7-812-924-48-52