Найти тему
Галс-Девелопмент

Три истории о Третьяковской галерее, которые вы не знали

Оглавление

Официальной датой основания Третьяковской галереи считается 22 мая 1856 года по новому стилю. В этот день Павел Третьяков дал художнику Василию Худякову расписку за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это первая сделка купца, о которой историкам достоверно известно.

За почти 170-летнюю историю коллекция галереи разрослась до 180 тысяч экспонатов, каждый из которых хранит свои секреты. Да и сама Третьяковка, как и положено важнейшей достопримечательности страны, обросла массой легенд и любопытных фактов.

Сказочным терем-конструктор

Даже в Москве с ее переменчивым обликом немногие строения могут похвастаться таким количеством преображений, как здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Впервые отдельное помещение под картины Третьяковы выделили в 1873 году – до этого экспонаты помещались в жилых комнатах их усадьбы. Но не прошло и десяти лет, как появилась необходимость в новых пристройках. До конца 19 столетия к галерее регулярно пристраивали новые залы. Совершенствовалась и инженерия, ведь от правильной температуры и влажности зависит сохранность полотен. В 1929 году в музей провели электричество. До этого момента галерея принимала гостей только в светлое время суток.

Знаменитый, похожий на русский терем фасад галерея получила в 1904 году – он выполнен по проекту Виктора Васнецова.
Знаменитый, похожий на русский терем фасад галерея получила в 1904 году – он выполнен по проекту Виктора Васнецова.

В архитектурный ансамбль Третьяковки входит здание храма Святителя Николая в Толмачах. Долгое время здесь находилось полотно Михаила Врубеля «Принцесса Греза» площадью 90 кв. м. Достигая высоты 14 м, оно хранилось вертикально в свернутом виде под главным куполом храма – ни в один из залов галереи картина не помещалась. Работники музея даже не могли проверить ее сохранность — не находилось площади, где можно было бы ее развернуть. Лишь в 2007 году панно стало экспонироваться – тогда состоялось открытие зала Врубеля.

В просторном зале регулярно проходят концерты и творческие вечера
В просторном зале регулярно проходят концерты и творческие вечера

Помимо доступных для публики помещений, здание галереи пронизано сетью ходов, о которых знают только сотрудники. Через эти коридоры осуществляется транспортировка картин — одни переносят на выставки, другие — на реставрацию. Есть в Третьяковке и фальшивая стена. На самом деле это дверь на петлях, ведущая в большой грузовой лифт. На нем картины доставляют из депозитария и обратно.

Картины на вес золота

Несмотря на высшую степень защиты, Третьяковская галерея переживала кражи. Первая из них произошла еще в 1891 году. Тогда не досчитались четырех произведений искусства. В скором времени две картины все-таки отыскали и вернули в выставочные залы. Что это были за картины и какие шедевры нам никогда не увидеть – история умалчивает.

Это событие настолько опечалило Павла Третьякова, что он закрыл галерею для посетителей на целых два года.

В общей сложности Третьяковка не работала 16 лет. На протяжении всей Великой Отечественной войны экспонаты находились в эвакуации в Новосибирске. Впервые в истории музея все картины были сняты со стен и вынуты из рам. Маленькие полотна оставляли как есть, упаковывая их в фанерные ящики со стружкой. А большие монументальные картины накатывали на специально изготовленные валы и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией. В Новосибирске они хранились в недостроенном здании Оперного театра под круглосуточной охраной.

Но самый долгий перерыв в работе пришелся на период с 1985 года по 1995-й – галерею закрывали на реконструкцию. В это время часть экспонатов демонстрировали в здании на Крымском Валу.

Запретное искусство

Некоторые полотна, которые сегодня безоговорочно считаются классикой, в 19 веке вызывали в обществе скандалы и осуждение. К таковым, например, относится полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина. Картина не понравилась императору Александру III – он увидел в ней оскорбление самодержавия.

Третьяков, будучи человеком широких взглядов, часто покупал искусство, запрещенное цензурой. Однако, чтобы не волновать чувства чересчур восприимчивой публики, завешивал картины тканью. Правда, когда проходила новость о появлении такого экспоната в и так популярной галерее, залы и вовсе переполнялись.

С другой стороны, некоторые полотна Третьяков, напротив, наотрез отказывался размещать в своей коллекции. Среди них «Неизвестная», написанная Иваном Крамским. Третьяков заявлял, что девушка слишком красива и нереалистична. Работа попала в галерею уже после смерти ее основателя.

«Неизвестная», Иван Крамской. 1883 год
«Неизвестная», Иван Крамской. 1883 год

К слову, имя незнакомки до сих пор остается тайной. Сотрудники Третьяковки рассказывали, что долгое время в галерею приходили письма от старушек, каждая из которых утверждала, что «Неизвестная» написана с нее.

В мире недвижимости свои шедевры. Один из них – клубный дом класса de-luxe «Космо 4/22» на Космодамианской набережной. Неоклассический стиль его парадного фасада вдохновлён историей доходного дома, построенного по проекту Николая Благовещенского в 1901 году. Из окон резиденций и просторных террас открываются завораживающие открыточные виды на Москву-реку, высотку на Котельнической набережной и Кремль.

Стилистика дома удивительным образом сочетает в себе яркость светской жизни и тихую уединённость исторической Москвы. Прогуливаясь по уютным дворикам Замоскворечья, вы непременно окажетесь у Третьяковской галереи. Жить по соседству с легендарным художественным музеем – один из приятных бонусов для владельцев резиденций «Космо 4/22». Дом класса de-luxe представляет собой два шестиэтажных корпуса с лотами площадью от 45 до 176 кв.м. Уже в конце 2024 года первые жильцы смогут заехать в свои резиденции и насладиться приватным пространством, элегантностью и безмятежным покоем в самом центре мегаполиса, который никогда не спит.