Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Блестящий импровизатор с револьвером за пазухой: каким был художник Константин Коровин

Работу Константина Коровина «Портрет хористки», написанную в 1883 году, позднее назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Отечественные коллеги по цеху тогда раскритиковали его новаторский стиль, но позже стали подражать. Сам Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма». Человек-оркестр Любовь к искусству Константин Коровин перенял у родителей, разорившихся купцов. Особенно ему нравились акварельные рисунки матери. Художник писал в своих мемуарах, что от ее пейзажей «улетал куда-то в райские края». Когда пришло время выбирать профессию, он поступил на архитектурное, но затем перевелся на живопись. Навыки зодчества Коровину все-таки пригодились: он построил дачу и себе, и своему другу, певцу Федору Шаляпину. Еще один талант русского импрессиониста – писательство. Активно писать Коровин стал после эмиграции во Францию в 1922 году, в основном, чтоб
Оглавление

Работу Константина Коровина «Портрет хористки», написанную в 1883 году, позднее назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Отечественные коллеги по цеху тогда раскритиковали его новаторский стиль, но позже стали подражать. Сам Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма».

«Портрет хористки», 1883 год
«Портрет хористки», 1883 год

Человек-оркестр

Любовь к искусству Константин Коровин перенял у родителей, разорившихся купцов. Особенно ему нравились акварельные рисунки матери. Художник писал в своих мемуарах, что от ее пейзажей «улетал куда-то в райские края».

Когда пришло время выбирать профессию, он поступил на архитектурное, но затем перевелся на живопись. Навыки зодчества Коровину все-таки пригодились: он построил дачу и себе, и своему другу, певцу Федору Шаляпину.

Еще один талант русского импрессиониста – писательство. Активно писать Коровин стал после эмиграции во Францию в 1922 году, в основном, чтобы «остаться на плаву». Париж не принял художника, и тот едва сводил концы с концами.

Валентин Серов, портрет Константина Коровина, 1891 год
Валентин Серов, портрет Константина Коровина, 1891 год

Во французской газете «Возрождение» за 1939 год приводится рассказ современника, который стал свидетелем визита Коровина в редакцию. По его словам, первые литературные пробы художника походили на его живопись: яркие, сочные и светлые, они представляли собой «фразы без начала и без конца, отдельные слова…». Его тексты пришлось сильно править и объяснять, почему правят именно так, а не иначе. Коровин внимательно все выслушал и учел. На тот момент ему исполнилось 68 лет — самое время пробовать себя на новом поприще.

Опасный новатор

Еще одним занятием Коровина стало оформление театральных декораций и изготовление костюмов для Большого театра.

Во время работы над постановкой балета «Дон Кихот» Коровин решил совершить театральную революцию: он отказался от традиционных пачек и классических причесок. А декорации установил не симметрично, а по диагонали.

Артисты и работники театра восприняли новшества в штыки. Маляры нарочно обливали декорации краской, а артисты отказывались надевать выдуманные художником костюмы и рвали их. Чтобы покончить с саботажем, Коровин купил маленький револьвер и носил его за поясом на золотой цепочке. Дисциплина моментально восстановилась.

Серов + Коровин = Серовин

Одним из ближайших друзей Константина Коровина был Валентин Серов, с которым они познакомились во время учебы. Савва Мамонтов даже называл их «Серовин» и «Коров» из-за крепкой дружбы.

На первый взгляд, «Серовин» целиком состоял из противоречий. Серов был немногословный и внешне угрюмый, не углублялся в бытовые вопросы.

Коровин же любил роскошь, часто покупал драгоценности и себе, и жене Серова – друг-то был равнодушен к «побрякушкам». Коровин без умолку шутил, пел, слыл великолепным рассказчиком. Его называли «блестящим импровизатором», имея в виду его слабость приврать.

Константин Коровин с Федором Шаляпиным
Константин Коровин с Федором Шаляпиным

Художник Александр Бенуа так отзывался о Коровине: «Его слушатели не столько «любовались талантом» рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу. К тому же память его была такой неисчерпаемой сокровищницей всяких впечатлений, диалогов, пейзажей, настроений, коллизий и юмористических деталей…и не важно было, существовали ли на самом деле те люди, о которых он говорил; бывал ли он в тех местностях, в которых происходили всякие интересные перипетии; говорились ли эти с удивительной подробностью передаваемые речи, - все это покрывалось каким-то наваждением, и оставалось только слушать да слушать».

Паганини в живописи

Федор Шаляпин прозвал Коровина «Паганини в живописи». Для его работ характерны яркие мазки, мажорные тона и солнечные блики. Он работал размашисто и импульсивно. Это ярко прослеживается, например, в картине «Москворецкий мост».

«Москворецкий мост», 1914 год
«Москворецкий мост», 1914 год

Панорама Москвы, которую на своём полотне запечатлел Коровин, не теряла актуальности до 1936 года. Тогда изображённые дома, стоявшие на месте Васильевского спуска, и белая колокольня Храма Николая Чудотворца Москворецкого были разрушены.

Картина – настоящее признание в любви Москве, родному городу Коровина. Столица запечатлена художником при ярком свете дня во всем многообразии ее жизни. Яркая и нежная одновременно.

Не менее захватывающие пейзажи на Кремль, Москву-реку и Зарядье смогут наблюдать из своих окон жители клубного дома de luxe класса «Космо 4/22», который строится напротив высотки на Котельнической набережной.

-5

А личные террасы пентхаусов, расположенных на последнем, 6-м этаже, станут отличным местом для создания собственных живописных шедевров. Подробнее о проекте можно узнать на сайте застройщика ГК «Галс-Девелопмент»>>