Найти тему
ARINSKY

От Алексина до Калуги на «Зарнице». Через тридцать лет исполнилась мечта детства

Оглавление

В детстве я успел застать рейсы теплоходов с водомётным движителем «Луч», «Зарница» и, возможно, даже «Зарю». Но прокатиться на них по Оке самому тогда не сложилось. Осталась лишь фотография:

Август 1987 года, пристань Таруса, автор у рубки "Зарница-13"
Август 1987 года, пристань Таруса, автор у рубки "Зарница-13"
По выражению лица видно, что я довольно печален. И не только потому, что не слишком любил фотографироваться, но, главным образом — т.к. знал, что прокатиться на теплоходе у нас не получится.

А потом настали 1990-ые годы, один за другим теплоходы переставали ходить, а к 2010-ым годам пассажирское движение от Серпухова до Калуги практически полностью завершилось.

«Зарница» ака «Альтаир»

«Альтаир-67» у Алексина 06.07.24
«Альтаир-67» у Алексина 06.07.24

В 2022 году Калужской туристической компанией «Лето на Оке» был приобретён теплоход серии «Зарница» (с небольшими переделками — заменены окна и стоял двигатель малой мощности). После установки двигателя 300 л/c для восстановления глиссирующего хода на заводе в Касимове Рязанской области судно получило название «Альтаир-67». Судно прибыло в Калугу в августе 2022 года, а 18 сентября состоялся первый туристический рейс теплохода из Калуги в Тарусу и Поленово.

Рейс в Поленово 18.09.22
Рейс в Поленово 18.09.22

В тексте я буду называть теплоход либо старым названием, либо текущим названием данного судна.

Заброска в Алексин

Велосипед оказался весьма удобным способом реализовать сухопутную часть поездки. Утром я стартовал из города, добравшись до Тарусы попил чая у друга, и не торопясь поехал в сторону Алексина.

На лето 2024 года участок трассы Петрищево—Алексина от границы Калужской и Тульской областей до Малого Савватеево по-прежнему не отремонтирован. После сильного дождя накануне стояла такая грязь, что пришлось пройти один участок пешком, а затем я воспользовался параллельно идущей полевой дорогой:

Зато дальше — прекрасный асфальт до самого города. Отдохнув в любимом парке Горушки, я нашёл скульптуру, которою прежде не видел, затем немного прокатился по городу, и остался дожидаться теплоход на берегу.

Алексин —Дугна

-7

Днём теплоход несколько раз возил туристические группы от Алексина. Поэтому, мне дважды удалось сделать несколько кадров его прохождения с моста через Оку и левого берега.

-8

Теплоход причалил, и наша группа зашла на борт.

-9

Я помнил старую фотографию «Зарницы» с велосипедом впереди, так что мы тоже разместили моего двухколёсного друга слева от рубки:

Двигатель загудел сильней, и судно задним ходом стало отплывать от берега.

Для движения задним ходом используются створки, перекрывающие центральный канал в корме — вода выходит по каналам заднего хода с обоих бортов.

После выполнения разворота мы тронулись вверх по Оке. Вскоре мы прошли под железнодорожным мостом Алексина, и показались трубы промышленного района Алексина на левом берегу:

Здесь мы проходим мимо дебаркадера:

-12

После чего начался первый красивый участок с лесами по берегам.

Группа была маленькая, и нам всем разрешали выходить во время движения вперёд, чем мы с удовольствием попеременно пользовались:

Довольные пассажиры и автор на борту «Альтаира»
Довольные пассажиры и автор на борту «Альтаира»

Здесь смотрим на пару «Казанок» в районе Любутского городища чуть ниже Дугны:

а вскоре показались и окрестности понтонного моста.

-16

Понтонный мост у Дугны

-17

Прохождение моста стало одним из самых зрелищных за всю поездку. Я первый раз наблюдал за этим процессом, а с середины реки смотреть было ещё интересней. Мы сбавили ход и немного подождали, пока мост начнут разводить.

Прохождение заняло буквально несколько минут, на Тульской стороне моста нас поприветствовал молодой человек с сыном, также с увлечением наблюдавшие прохождение, на картинках я представил весь процесс прохода:

Дугна-Калуга. Конвейер завода «Лафарж» и Алексинский каньон

-19

После моста нас ждал ещё один интересный индустриальный объект — конвейер огромного цементного завода. Добыча сырья ведётся на правом берегу, а сам завод расположен ближе к Ферзиково на левом берегу. Доставка до завода осуществляется при помощи конвейера ленточного типа общей протяжностью более 5 км:

Линия у правого берега
Линия у правого берега

Очень захватывающе выглядит линия транспортёр при взгляде с реки:

Транспортёрная линия к левому берегу Оки
Транспортёрная линия к левому берегу Оки

Далее начался самый живописный ландшафт — район Алексинского каньона, Кольцовских каменоломен.

-22

Высокие берега, участки нетронутой природы, красивые леса!..

А вот в пасмурные дни, в утреннем тумане — здешние берега воспринимаются совсем по другому. Рулевой-моторист Василий Николаевич Горожанов, работавший на теплоходе Заря-145 в 1970-ые годы, вспоминает, что порой речники называли этот участок Оки «угрюм-река».
-24

Сколь удобна «Зарница» для передвижения?

Но нам с погодой повезло, и часто можно было наблюдать ещё одно красивое явление — радугу на брызгах по правому борту:

-25

Вообще, передвижение на «Альтаире» оставило самые приятные впечатления. Конструктивно по салону было сделано лишь два основных изменения по сравнению с заводской конструкцией «Зарницы» — заменены окна и сидения, как видно на предыдущем снимке. Также был установлен кондиционер, но в нашем рейсе его не включали, окна не открывались — и без этого лично мне было совершенно комфортно, несмотря на довольно жаркую погоду.

Конечно, в самые жаркие дни и при полной загрузке пассажирами в советское время на борту теплоходов было гораздо жарче. В любом случае, в современных условиях этот вопрос решается.

Второе, что порой пишут диванные критики этих судов — шум на борту. Опять же, возможно, более мощный двигатель «Зари» работал громче, но что касается нашего судна — по уровню шума мне также было совершенно нормально, разговаривать не мешает.

У нашей группы был прекрасный экскурсовод, которая с увлечением рассказывала обо всех достопримечательностях. А когда она вышла полюбоваться рекой, я улучил момент и рассказал пассажирам об истории теплоходов «Заря» и нашем капитане.

Иван Тарасович Урусов ведёт «Альтаир-67», фото 06.07.24
Иван Тарасович Урусов ведёт «Альтаир-67», фото 06.07.24

Иван Тарасович Урусов ходил на теплоходе «Заря-118» ещё в 1972-1973 годах. Затем работал на паромах, а в 1980-1990-ые — на теплоходах «Луч-5», «Луч-3» и позже — на последнем ходившем по маршруту Калуга–Алексин теплоходе «Луч-24», перегонял его в порт Калуга из Воскресенска.

Иван Тарасович Урусов, фото 06.07.24
Иван Тарасович Урусов, фото 06.07.24

Центр города и затон Калуги

-28

Тем временем берега стали всё более оживлёнными — мы приближались к Калуге.

Показались сперва краны испытательного цеха Калужского турбинного завода, потом мост и вскоре красивые ландшафты центра города:

Весь путь примерно в 70 километров занял у нас примерно 2 часа 20 минут. Наша группа вышла, но мне удалось остаться на борту и проследовать до затона Калуги.

Солнце уже было низко, и получилось запечатлеть красивые ракурсы на затон.

-32

Я сердечно поблагодарил команду, попрощался и вышел на берег.

-33

Речники были очень удивлены, откуда вдруг здесь взялся парень с велосипедом, я объяснил, как прибыл. Мне рассказали путь к воротам, и я быстро поехал осмотреть один из интересных памятников города.

Так закончилась речная часть моего увлекательного вояжа. К вечеру я добрался на велосипеде до Ферзиково, где заночевал у знакомого.

Здесь вы можете почитать подробней про историю пассажирских теплоходов на Оке в 1970-1990-ые и посмотреть видео с «Альтаир-67»:

Спасибо за ваш интерес! До встречи на канале!