Найти тему
ARINSKY

Теплоходы «Заря» на Оке. А вы помните эти речные автобусы?

Пару лет назад на заброшенных пионерлагерях под Тарусой мы нашли старые фотографии. Одну из них – с изображением теплохода «Заря» – я взял как самый ценный трофей. Эта фотография стала основой для фото-расследования по судьбе этих замечательных теплоходов на Оке в районе Серпухова — от Коломны до Калуги. Некоторые из них работали затем в самых дальних уголках СССР!

Теплоход для мелководья

Основное серийное производство теплоходов осуществлялось на Московском Судостроительном заводе с 1966 по 1981 год. Всего было выпущено 556 теплоходов «Заря» разных проектов:

  • Два Опытных проекта 946;
  • 262 единицы проектов 946, 946А;
  • 1 Опытный проект Р-83;
  • 291 единица проектов Р-83, Р-83А.
Архивное фото. Сборка теплоходов «Заря» на МСЗ
Архивное фото. Сборка теплоходов «Заря» на МСЗ
В 1961 году были попытки наладить движение по Оке судна на подводных крыльях «Ракета». Состоялось всего несколько экспериментальных рейсов у Калуги — увы, из-за низкого уровня воды в реке «Ракета» с осадкой до 1.8 метра частенько задевала дно, что грозило серьёзными последствиями, так что от идеи эксплуатации этих СПК на верхней Оке отказались.

Теплоходы «Заря» оснащались водомётом, что обеспечивало беспрепятственное движение по мелким рекам. Осадка этих судов составляла всего 0.5 метра! Отсутствие открытого гребного винта позволяло использовать их на реках со сложным, изменчивым дном.

В районе города Серпухов в 1970-ые годы на Оке работало 11 теплоходов «Заря». На время навигации они были распределены между пристанями Серпухова, Каширы и Калуги, ещё несколько теплоходов были приписаны к порту Коломны.

Ранние экземпляры оснащались дизельным 12-цилиндровым двигателем М-50:

«Заря-29». Очень хорошо видны брызги от водомёта!
«Заря-29». Очень хорошо видны брызги от водомёта!

Теплоход «Заря-29» был выпущен в 1968 году и первым начал ходить на линиях: Калуга-Поленово, Калуга-Никольское. Один из немногих ранних теплоходов, сохранившихся до наших дней! С середины 2014 года находится в Кимрах, теперь он переименован в «Зарю-136»:

«Заря-136» в Кимрах, осень 2023 года
«Заря-136» в Кимрах, осень 2023 года

Номер 34-ый нашёлся на кадрах архивной кинохроники середины 1970-х годов. Работал на линиях Калуга-Серпухов, Калуга-Алексин, и был списан в 1986 году. Внешне интересен синей полосой средней части корпуса, в такой расцветке теплоходы приходили с завода:

Принимал теплоходы и налаживал их движение в Калуге капитан Таманцев, став основоположником скоростного флота на Оке. А вот одна из самых интересных фотографий «Зари-51». На ней представлен полный экипаж, известны имена речников: механик теплохода Рубан Геннадий Григорьевич (в ходовой рубке), матрос-кассир Куранова Анастасия Серафимовна, капитан и моторист-рулевой Шумилин Николай Григорьевич (крайний справа):

Фото: из архива Курановых, до середины 1970-х, теплоход ходил с 1969 года
Фото: из архива Курановых, до середины 1970-х, теплоход ходил с 1969 года

На этой фото также видно, что посадка и высадка пассажиров осуществлялась через носовую часть судна — по обоим бортам были установлены откидные ступени. После посадки пассажиров ступени убирались приводом из рулевой рубки.

Как осуществлялся задний ход теплоходов «Заря»

Та же модель запечатлена на фотографии Тарусского буклета. К сожалению, мы не знаем номера теплохода на переднем плане, зато очень удачно сфотографированы пассажиры!

Также очень хорошо видно, что теплоход буквально выползал носовой частью на пологий берег, это позволяло причаливать в любом необходимом месте. Для движения задним ходом у «Зари» были створки, которые перекрывали центральный канал в корме и вода выходила по каналам заднего хода с обоих бортов (см. схему канала воды - вторая фотография предыдущей галереи).

Речной автобус для межобластного сообщения

Из-за схожести габаритов и компоновки: сиденьям в два ряда у окон, отсутствию открытой палубы, расположению дверей впереди салона, возможности останавливаться в неприспособленных местах – за теплоходом «Заря» закрепилось и другое название — речной автобус. Этот вариант использовался в том числе в расписаниях судов.

Особенно важную роль теплоходы играли на межобластных линиях. Даже сейчас, с развитием дорог — попробуйте проехать на общественном транспорте, например из Алексина до Серпухова, а добраться из Тарусы в Поленово или Велегож и на своем автомобиле займёт очень много времени! Представьте, как важно было речное сообщение для местных жителей небольших деревушек вдоль Оки в советское время!

Движение теплоходов в 1970-ые годы было достаточно частым, к примеру, в 1970-80-ые годы от Серпухова в сторону Калуги «Заря» курсировала каждые два-три часа! На предыдущем фото представлено расписание рейсов у Ладыжино, а в подписи — список рейсов Серпухов-Калуга на 1980-ый год.

В этой мини-галереи - еще одна «Заря»:

«Заря-69» поступила в 1970-м году и ходила от Серпухова до Калуги. Здесь теплоход запечатлен у Поленово и у причала Алексин:

В конце 1970-ых годов на судно было установлены самолётные прожекторы и были проведены экспериментальные ночные рейсы до Калуги и Белоомута (под Коломной). Но в связи с недостатком мощности генератора и электрооборудования дело не пошло.

«Заря-70» работала на линии Серпухов-Коломна. Как же было интересно плыть по реке между этими двумя древними городами! На этой прекрасной фотоработе теплоход снят на фоне новостроек Пущино, а вторая фотография - из затона Серпухов:

«Заря-83» также работала на линии Серпухов-Коломна. Теплоход был построен в 1971 году и на этом интересном снимке запечатлён в заводской расцветке у дебаркадера-причала Серпухов на Оке, также слева видна задняя часть ещё одного теплохода «Заря»:

Из архива фотографий М. Леонтьева, 23.07.1972
Из архива фотографий М. Леонтьева, 23.07.1972

«Заря-98» ходила на линии Серпухов-Велегож. На фотографиях представлена как в черно-белом варианте, так и в цветном варианте, где запечатлена остановка теплохода у базы отдыха "Очковские горы" в 1982 году:

«Заря» с двигателем М-400. Зачем заправлялись воздухом?

Часто в интернете можно читать про так называемый «мокрый выхлоп» — когда выхлопные газы двигателей смешивались с водой и выбрасывались за борт, приводя к попаданию в воду несгоревших остатков нефтепродуктов.

В действительности мокрый выхлоп был лишь у первой серии, выпускавшейся до 1970 года, а все последующие серии оснащались более совершенным двигателем М-400 (а затем М-401), которые имели обычный выхлоп в воздух.

Эти речные автобусы были весьма быстроходными — развивая скорость до 45 км/ч на глубокой воде!

Для запуска двигателя М400 использовался сжатый воздух под давлением 15 МПа (150 атм) из расположенных по левому борту трёх баллонов, который подавался в определённой последовательности по рабочим цилиндрам. Соответственно, на одной заправке воздухом можно было произвести ограниченное число запусков двигателя, фактически его хватало примерно на три дня навигации, после чего нужно было пополнять запасы воздуха.

«Заря-118» работала на линиях Калуга-Серпухов, Калуга-Головнино. На следующем снимке мы видим эту, и ещё одну «Зарю», в которую садятся пассажиры у моста в Алексине:

«Заря-138» ходила по линии Серпухов-Калуга, здесь она запечатлена на фоне живописной плавучей пристани – дебаркадера с надписью "Поленово":

Источник: музей истории судоходства на верхней Оке, сайт http://spkfleet.ru. Механик, сменный капитан - Вилков Владимир Павлович
Источник: музей истории судоходства на верхней Оке, сайт http://spkfleet.ru. Механик, сменный капитан - Вилков Владимир Павлович

Интересна поздняя история этого теплохода — после 1988 года он использовался для перевозки нефтяников Надыма. Далеко забросила судьба и 145-ую — после 1986 года она была передана Амурскому комплексному научно-исследовательскому институту! Думаю, что геологи и нефтяники вполне оценили способность "Зари" причаливать где угодно!

О своей работе на этом теплоходе вспоминает рулевой-моторист Василий Николаевич Горожанов:

Я работал на этом теплоходе с апреля 1976 года по октябрь 1978 года. Теплоход "Заря-145" совершал рейсы по маршруту: Кашира-Серпухов-Коломна и обратно. Пробег составлял 354 км, из Каширы выходили в 05.00 и возвращались в 20.30. Пассажиропоток был большой, теплоход загружался полностью. В то время можно было добраться от Калуги до Горького по реке.

Подробней c расписанием рейсов 1972 года от Коломны до Калуги можно ознакомиться в этой статье:

«Заря» была вредна для рек?

С экологической точки зрения теплоходы «Заря» были довольно несовершенными. Про выхлоп двигателя первой серии рассказано выше, но сама по себе водомётная конструкция и сильная волна приводила к гибели мальков, а порой и более крупной рыбы. Также утверждалось, что высокая крутая волна, создаваемая теплоходом, приводила к размыванию берегов. По этой причине эксплуатация теплоходов «Заря» в середине 1980-х годов на Оке была прекращена.

В завершении — та самая фотография, которую мы нашли в пионерлагере и зимняя фотография из Серпуховского затона:

Эта «Заря» работала на линиях Кашира-Коломна, Коломна-Серпухов, а после 1986 года использовалась как разъездное судно геологами Красноярска, была списана после 2001 года...

Интересно, что до «Зари» по Оке недолгое время ходил экспериментальный теплоход из пластика:

А «Зарю» сменили «Зарница» и «Луч», которые очень хорошо помню по своему детству:

Очень жаль, что эти теплоходы исчезли, ведь с ними ушла целая эпоха регулярного речного сообщения!.. Друзья, напишите мне, если помните эти теплоходы!

Спасибо за Ваш интерес!