В ночь на 24 августа 1572 года, когда Католическая Церковь поминает святого Апостола Варфоломея, в Париже началась страшная резня, продолжавшаяся 3 дня и унёсшая по разным оценкам от 5 до 30 тысяч жизней. То есть погибло примерно столько же народу, сколько во время Спитакского землетрясения 1988 года. Ну если считать по максимуму. Эта трагедия настолько поразила современников и потомков, что ещё несколько веков мало кто решался даже попытаться объективно проанализировать приведшие к ней события. И только начиная с XIX века французские писатели и историки стали задаваться вопросами, а так ли уж тут всё однозначно.
К сожалению, Варфоломеева ночь до сих пор порождает легенды. Причём их перепечатывают даже такие, казалось бы, серьёзные издания как журнал "Вокруг света". Я имею ввиду популярный с недавних пор миф о том, как русский царь Иван Грозный осудил массовые убийства во Франции. Одни авторы преподносят его как свидетельство масштаба преступления - дескать даже человек, которого огульно называют кровожадным тираном, был шокирован количеством убиенных. Другие поражаются лицемерием правителя, всего лишь пару лет назад устроившего аналогичное побоище в Новгороде. Увы, не то и не другое. Своё возмущение по поводу резни в Париже Иван Васильевич якобы высказал в письме императору Максимилиану II. Однако единственное обнаруженное мной письмо в адрес Максимилиана русский царь написал за шесть лет до интересующей нас трагедии.
Но что же такого неоднозначного обнаружили французские историки и писатели в Варфоломеевой ночи? Давайте ещё раз вкратце вспомним, как у нас обычно преподносится это событие. 18 августа 1572 года в Париже состоялась свадьба принцессы Маргариты Валуа и короля Наварры Генриха III. Так как Генрих исповедовал кальвинизм, на его свадьбу со всей страны съехались протестанты-гугеноты. Но на самом деле свадьба оказалась хитроумной ловушкой. Мать Маргариты, вдовствующая королева Екатерина Медичи, подговорила своего сына, короля Карла IX, устроить кровавую бойню, уничтожив махом всех гугенотов. "Убейте их всех!" - приказал Карл. Именно в таком виде Варфоломеева ночь вошла в том числе и в российские учебники. А теперь давайте вернём её в исторический контекст.
Начнём с образа Екатерины Медичи - коварной итальянки, не брезгующей никакими средствами для достижения цели. Ведь именно она отравила королеву Наварры Жанну III, прибывшую во Францию на свадьбу сына. А потом попыталась убить и самого Генриха с помощью книги с отравленными страницами. Но карма настигла отравительницу и вместо наваррца погиб её собственный сын. Помните "Королеву Марго" Дюма? Вот только один вопрос - а когда же Екатерина успела стать такой коварной?
Дело в том, что настоящей королевой она смогла себя почувствовать только после смерти мужа. 12 лет будучи законной женой короля Екатерина прожила в тени любовницы мужа - Дианы де Пуатье. Это была не просто влиятельная фаворитка вроде маркизы де Помпадур. Нет, Диана стала настоящей королевой Франции. Она состояла в переписке с иностранными государями и распоряжалась казной. Так почему же Екатерина, без тени стеснения расправившаяся с пусть и зависимой от Франции, но всё же формально иностранной королевой Жанной, не попыталась вернуть себе статус королевы и отправить на тот свет Диану? Может потому, что её репутация отравительницы лишь часть чёрной легенды, а королеву Наварру сгубил не яд коварной итальянки, а никак не связанные с ней палочки Коха?
... Архангела Михаила во Франции почитают никак не меньше, чем апостола Варфоломея. День его памяти приходится на 29 сентября. Именно в этот день гугеноты города Ним, что в Лангедоке, собрали во дворе епископского дворца самых знатных местных католиков и проверили, сколько их влезет в колодец. В итоге в него удалось запихнуть то ли 80, то ли 90 тел. Париж тогда содрогнулся, получив известие об этом злодеянии.
Варфоломеевская ночь нам хорошо известна - о ней пишут в исторических романах и учебниках. А вот о лангедокской Мишеладе вспоминать почему-то не принято. Впрочем, и события 24 августа 1572 года стали далеко не первым массовым убийством протестантов. Ещё раньше в Шампани, в городе Васси, отряд герцога Франсуа де Гиза истребил около полусотни гугенотов. Герцогу не понравилось, что протестанты собрались на свою службу, а в ответ на требование убираться закидали его камнями.
Да, да, да. Варфоломеева ночь не знала аналогов лишь по количеству жертв. Католики и гугеноты к тому времени уже 10 лет истребляли друг друга и устраивали подобные забавы с завидной регулярностью. Так на минутку в стране шла самая настоящая Гражданская война. Без шуток. И "несчастная жертва коварной итальянки" Генрих Наваррский являлся одним из полевых командиров гугенотов, принявшим участие в битве при Жарнаке против королевских войск под командованием своего дядя принца Луи де Конде. Принц Конде известен кроме всего прочего попыткой захватить в плен короля Карла IX и его мать, чем нарушил хрупкий мир между католиками и гугенотами.
Всё это время Екатерина Медичи пыталась оставаться над схваткой своих подданых. Именно она перед Варфоломеевой ночью сумела погасить одну за другой три религиозных войны. Именно с её подачи Карл IX подписал Сен-Жерменский эдикт, давший первые религиозные права гугенотам и заложивший основы веротерпимости во Франции. Да и после Варфоломеевой ночи королева-мать, будучи уже тяжело больной, колесила по стране, разнимая всех подряд - католиков и гугенотов, собственных сыновей, сумела помирить Генриха Наваррского с его женой - своей дочерью. Когда Генрих Гиз поднял католический мятеж в Париже, вдовствующая королева вышла к вооружённым повстанцам пытаясь успокоить их.
Да что там говорить, если сами протестанты не верили в сплетни о кровожадной итальянке. Когда Екатерина в письме к Жанне III пригласила в Париж её детей, обещая им безопасность, та ответила: "Простите, если, читая это, меня разбирает смех, потому что вы хотите избавить меня от страха, которого у меня никогда не было. Я никогда не верила в слухи, что вы едите маленьких детей".
Ну хорошо, скажете вы, а как это всё оправдывает убийство почти 30 тысяч гугенотов? Нет, оправдать такое невозможно. А вот определить степень участия в этом преступлении Екатерины Медичи мы попробуем в следующей статье:
Читайте в этом цикле: