Найти тему
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

Чатал-Гуюк - древний город эпохи неолита

"Колыбель" цивилизации - плодородный полумесяц
"Колыбель" цивилизации - плодородный полумесяц

Южная Анатолия в Турции является одним из самых увлекательных мест в истории человечества. Ведь это один из районов Ближнего Востока где люди отказались от кочевого образа жизни и начали строить один из старейших городов в истории - Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк).

Модель Чатал-Гуюка
Модель Чатал-Гуюка

Построенный на искусственно созданном холме в результате постройки новых домов поверх старых, называемом телль, Чатал-Гуюк был заселен около 9000 лет назад. Трудная, но удивительная работа археологов приоткрыла для нас страницы истории чтобы мы узнали о загадочных людях, живших там.

Поселение Чатал-Гуюк было идеально расположено на кургане над равниной Конья с панорамным видом на широкие открытые равнины окрестностей.

Впервые этим местом заинтересовался и покопался здесь в 1958 году английский археолог Джеймс Меллаарт со своей командой. Повторно он вернулся в 1961 году и работал на этом месте до 1965 года. Раскопки показали, что здесь было 18 слоев обитания развитой культуры периода неолита. Нижний слой, будучи самым старым, был датирован примерно 7100 г. до н.э., в то время как верхний слой был датирован примерно 5600 г. до н.э.

Меллаарт оказался сомнительной личностью, будучи замешанным в так называемом деле Дорака, когда он опубликовал рисунки артефактов бронзового века из неглубоких могил в городе Дорак, недалеко от древней Трои, которые пропали без вести. Тогда Меллаарта обвинили в контрабанде предметов из Турции и он стал персоной нон грата, но в 1965 году ему снова разрешили вести раскопки, правда только в качестве помощника.

Видный археолог Ян Ходдер
Видный археолог Ян Ходдер

В 1993 году раскопки на этом месте после перерыва возобновились под руководством археолога Яна Ходдера. Несмотря на то что он был студентом Меллаарта он оказался ответственным профессионалом своего дела. Только за первый год Ходдер и его команда обнаружили более 20 тысяч артефактов. Ходдер относился к работе тщательно: в то время когда группа Меллаарта раскопала более 200 зданий за 4 года, группа Яна Ходдера раскапывала в первые несколько лет только одно или два здания каждый год, используя микроморфологический анализ (это когда археологи используют микроскопы).

Чатал-Гуюк полностью состоял из жилых зданий из сырцового кирпича. Складов и общественных зданий не было. Дома были плотно примыкали друг к другу настолько, что в городе не было улиц, и большинство зданий не имели дверных проемов. Входили и выходили из своих домов чаталгуюкцы по лестницам через отверстия в крышах. По сути городские крыши были для них что-то вроде улицы. Во многих домах эти отверстия в крыше также служили единственной формой вентиляции. Крыши имели несущие деревянные балки. Срок службы дома по мнению археологов был около 70 лет. Из-за оседавшей на стены сажи дом часто обновляли - добавляли новый слой штукатурки.

Многие дома были украшены фресками, общей темой которых были дикие животные (реконструкция)
Многие дома были украшены фресками, общей темой которых были дикие животные (реконструкция)

Большинство домов, обнаруженный в Чатал-Гуюке, были украшены геометрической и фигуративной живописью, а именно, фресками цвета охры, которые, чаще всего, регулярно обновлялись. На многих фресках изображены дикие животные и сцены охоты с участием туров и оленей, а также стервятников, пикирующих на безголовые фигуры. На стенах вырезаны рельефные фигуры животных, например, львиц или леопардов, всегда обращенных друг к другу.

Это указывает на то, что, несмотря на оседлый образ жизни, жители Чатал-Хююка практиковали охоту. Изображение поселения с двумя горными вершинами Хасан-Дага на заднем плане часто интерпретируется как старейшая карта в мире и первая пейзажная картина. Однако некоторые археологи ставят под сомнение эту интерпретацию.

Изображение поселения с двумя горными вершинами (оригинал и реконструкция)
Изображение поселения с двумя горными вершинами (оригинал и реконструкция)

Общей чертой, встречающейся во многих домах, были бычьи рога, направленными вперед, с их помощью создавали места для сидения. Другие предметы животного происхождения, такие как зубы и клювы, использовались для украшения стен и часто покрывались штукатуркой.

В домах обычно было одна или две основные комнаты, соединенные с подсобными помещениями. Мебель им заменяли приподнятые платформы с поверхностями, на которых можно было заниматься приготовлением пищи или использовать в качестве лежаков. Стены были оштукатурены, и в каждом доме был очаг (печь) для приготовления пищи.

Реконструкция дома в Чатал-Хююке
Реконструкция дома в Чатал-Хююке

Дома содержались в предельной чистоте, хотя мусор выбрасывался иногда на территории поселения в "колодцах" между домами, но чаще - за пределами населенного пункта. На некоторых крышах были построены большие общинные очаги, которые, вероятно, служили местом встреч для жителей Чатал-Хююка.

На протяжении веков численность населения, безусловно, колебалась. По некоторым оценкам население составляло около 10 000 человек. Впрочем цифра от 6 000 до 7 000 человек более вероятна для большинства этапов жизни города.

Жители Чатал-Хююка хоронили умерших в согнутом положении под полом дома. Перед погребением тела часто складывали в корзины или заворачивали в тростниковые циновки. Многие тела сначала в течение некоторого времени держали под открытым небом перед погребением, о чем свидетельствуют расчлененные кости, собранные и похороненные.

Жители Чатал-Хююка хоронили умерших в согнутом положении под полом дома (реконструкция)
Жители Чатал-Хююка хоронили умерших в согнутом положении под полом дома (реконструкция)

Иногда тела повторно доставали после захоронения для удаления черепа. Некоторые черепа были найдены отдельно от остальной части скелета и были украшены гипсом и окрашены охрой, чтобы воссоздать лица. Очевидно, они использовались в религиозных церемониях. Подобная практика существовала в других древних поселениях древнего Ближнего Востока, например, Иерихоне. Также многие скелеты были найдены раскрашенными.

Годовалый младенец был похоронен с браслетиками на руках (сейчас в музее Чатал-Гуюка)
Годовалый младенец был похоронен с браслетиками на руках (сейчас в музее Чатал-Гуюка)

В Чатал-Гуюке не найдены помещения играющие роль храмов, но есть места поклонения с черепами и статуэтками. И хотя большинство из них изображают животных, фигурки женщин намекают на некое почитание Богини-матери. Тем не менее пока мало доказательств существования в Чатал-Гуюке матриархального (либо наоборот патриархального) общества: общий процент найденных женских статуэток составляет всего 5%. Статуэтки вырезались или лепились из глины, мрамора, известняка, сланца, кальцита, алебастра и базальта. Еще одним доказательством того, что общество не было ни матриархальным, ни патриархальным, являются извлеченные черепа: как мужские, так и женские черепа были найдены в равном количестве. Некоторые женские статуэтки были найдены в зерновых хранилищах Чатал-Гуюка что может говорить о появлении культа богини плодородия.

Листайте:

Постепенный переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству в древнем обществе происходил именно здесь, на Ближнем Востоке, начиная с 9–8 тысячелетия до н.э. И несмотря на уже оседлые условия жизни жители Чатал-Гуюка все еще были охотниками-собирателями и их духовные верования все еще были связаны с животным миром, что и подтверждается огромным количеством обнаруженных фигурок и фресок с изображением животных.

Статуэтки животных, обнаруженные в Чатал-Хююке
Статуэтки животных, обнаруженные в Чатал-Хююке

Другими словами Чатал-Гуюк представлял собой переходный период между охотой-собирательством и земледелием. Их знания о сельском хозяйстве не имели прецедентов, на которых можно было бы чему-то научиться. Однако их навыки удивительно быстро развивались - они научились выращивать ячмень, пшеницу однозернянку и двузернянку, горох, а фисташки, миндаль и фрукты собирали с деревьев на окрестных холмах. Кроме того, жители ловили рыбу в реке с помощью костяных крючков и собирали яйца птиц. Овцы были одомашнены и они предпринимали первые попытки одомашнить крупный рогатый скот. Большинство инструментов были сделаны из камня и обсидиана. Из ровно и гладко отполированного обсидиана делали даже примитивные зеркала.

Зеркала из обсидиана
Зеркала из обсидиана

Здесь были найдены самые древние остатки ткани. Они ее делали из льна. Важную роль играло гончарное ремесло, которое в эпоху самого древнего слоя еще не встречается, но в более поздних слоях видно как быстро оно развивалось. Кроме того, были обнаружены деревянные чашки, бусы из камня, кости и глины, а также корзины. Множество находок свидетельствуют о контактах Чатал-Гуюка с другими регионами - раковины и древесину привозили с побережья Средиземного моря, кремний - из Сирии.

Глиняную солонку изобрели в эпоху неолита. Дизайн за последние 8 тысяч лет практически не изменился (сейчас в музее Чатал-Гуюка)
Глиняную солонку изобрели в эпоху неолита. Дизайн за последние 8 тысяч лет практически не изменился (сейчас в музее Чатал-Гуюка)

Нет никаких доказательств социальной иерархии в поселении. Все дома имеют более или менее одинаковый размер, зависящий лишь от количества жителей, и данные свидетельствуют о том, что все получали одинаковое питание. Было даже высказано предположение, что Чатал-Гуюк представляет собой раннее анархо-коммунистическое общество с этикой равенства среди своих граждан. Тем не менее, это не совсем так. Часть домов сравнительно ярко украшены и похожи на святилища - там на стенах висят бычьи головы. И насилие было им уже известно, что подтверждается найденными черепами со смертельными ранениями головы.

Что послужило причиной оставления города, неизвестно. Возможно, это было связано с какими-то изменениями окружающей среды, которые сделали невозможным поддержание жизни города с помощью сельского хозяйства.

На сегодняшний день раскопано всего около 5% протогорода и раскопки продолжаются так что вполне ожидаемо что вскоре мы услышим о новых открытиях.

Раскопки в Чатал-Гуюке
Раскопки в Чатал-Гуюке

Если понравилась статья - ставьте "палец вверх" и подписывайтесь!

История | Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ | Дзен