Найти тему

Иллюзия живой природы. «Не верь глазам своим». Иллюзия в искусстве. Обманки из Эрмитажа. Казань - Санкт-Петербург

Продолжаю рассказ о выставке «Не верь глазам своим. Иллюзии в искусстве», которая проходит в центре «Эрмитаж-Казань». На выставке представлена коллекция обманок из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Сегодня рассказ об имитации живой природы. Чаще всего это панно и картины или фарфоровые и ювелирные изделия.

Иллюзия живой природы

Панно и картины чаще всего изображали охотничьи трофеи.

Аурелио Дзингони, Декоративное панно. 1883 г. Холст, масло
Аурелио Дзингони, Декоративное панно. 1883 г. Холст, масло

Эффект "обмана зрения" достигался благодаря мастерству художника и соблюдению некоторых условий композиции. Условия такие:
- все предметы в натуральную величину,
- нет глубины пространства,
- границы изображения совпадают с форматом картины, например, деревянная доска занимает все полотно и не позволяет увидеть что-либо находящееся за ней.

Подобные изображения, но уже объемные, выполнялись и из фарфора.

А эти фарфоровые изделия изображают цветы, овощи и фрукты. Наиболее оригинален набор для письма в виде букета. Букет маскирует части чернильного прибора: песочницу (розовая роза), держатель для пера (желтая роза), чернильницу с крышкой (бессмертник), подсвечник (раскрытый тюльпан.

Часто на фарфоровых и стеклянных предметах можно увидеть мух, бабочек, жуков, которых легко принять за живых. Наиболее актуально это было в XVIII веке. Тогда на фарфоровых изделиях после обжига нередко появлялись дефекты. Эти дефекты и прятали под этой росписью.

Заодно эти изображения использовали и для розыгрыша гостей.

Прекрасные изделия из золота и драгоценных камней тоже брали свои образы из живой природы. Изделия фирмы Фаберже тому яркий пример. И здесь не только растения, но и сама вода выполнена с большой достоверностью.

Предыдущие части статьи можно прочитать здесь: